включает линейный расход топлива, надбавку на работу в зимних условиях и внутригаражный расход топлива.
Линейный расход топлива рассчитывается по следующим формулам:
а) для грузовых автомобилей, кроме самосвалов:
л. (3.6.1.1.)
где: H100 т км – норма расхода топлива на 100 ткм, л
H'100 км – норма расхода топлива на 100 км.
Для автопоездов и специализированного подвижного состава норма расхода на 100км пробега корректируется:
- для автопоездов по формуле:
H'100 км = Н100 кмтяг + Н доп [Gприц (п/приц)], л (3.6.1.2)
где: H100 кмтяг – норма расхода топлива на 100 км пробега для тягача, л;
Hдоп – дополнительная норма расхода топлива на тонну собственной массы, л
Gприц (п/приц) – собственная масса прицепа (полуприцепа) в тоннах.
- для специализированного подвижного состава (автофургоны, автоцистерны и проч.):
H'100 км = Н100 кмбаз + Н доп [Gспец - Gбаз], л (3.6.1.3)
где: Н100 кмбаз – норма расхода топлива на 100 км пробега для базового автомобиля, л;
Gспец и Gбаз – собственные массы в тоннах соответственно специализированного автомобиля и базового автомобиля.
Примечание:1) для бортовых автомобилей и тягачей с базовыми полуприцепами H'100 км можно выбрать из СиНМ.
2) Дополнительная норма расхода топлива на тонну собственной массы (Hдоп) в зависимости от вида топлива устанавливается в следующих размерах:
- бензина – 2 л;
- дизельного топлива – 1,3 л;
- сжиженного газа – 2,5 л;
- природного газа – 2 куб. м;
- при газодизельном питании двигателя – 1,2 куб.м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
- для автомобилей-цистерн в случае их погрузки-разгрузки с помощью компрессора, работающего от двигателя, в расход топлива включается расход на наполнение и слив цистерны:
Gл (н-с) = Hоб * Nеггод, л. (3.6.1.4)
где: Hоб - норма дополнительного расхода топлива на работу двигателя при простое под погрузкой-разгрузкой на одну ездку.
- если по условиям пожарной безопасности простой автомобиля при погрузо-разгрузочных работах происходит с включенным двигателем, расход топлива на этот простой также включается в линейный расход топлива и рассчитывается по формуле:
Gл (п-р) = Hп-р * tп-р * Nеггод, л (3.6.1.5)
где Нп-р – норма расхода топлива на 1 час простоя под погрузкой-разгрузкой. Норма устанавливается, исходя из нормы расхода топлива на 5 км пробега, л.
. (3.6.1.6)
- для автомобилей-рефрижераторов, если холодильное оборудование работает от двигателя автомобиля, в расход топлива включается расход на работу рефрижератора и определяется по формуле:
Gл (хол) = Hхол * АЧргод, л. (3.6.1.7)
где: Hхол - норма расхода топлива на работу холодильного оборудования;
АЧргод - автомобиле-часы работы на линии (часы работы оборудования).
б) для самосвалов:
л. (3.6.1.8)
где: Н1 ег – норма расхода топлива на 1 ездку с грузом;
Nеггод – годовое количество ездок с грузом.
в) дополнительный расход топлива на работу в зимнее время.
Все линейные нормы расхода топлива (п.п. а - б) могут повышаться в зимние месяцы для средней полосы – на 10%, для северных районов – на 15%, для районов Крайнего Севера – до 20%.
При этом среднегодовая надбавка к расходу топлива определяется как средневзвешенная величина по количеству зимних и летних месяцев.
Для центральных районов с умеренным климатом принимается 5-зимних месяцев для северных районов 7 месяцев, для районов крайнего севера 11 месяцев.
Кроме того, устанавливается дополнительный расход топлива на внутригаражные нужды:
qл (гараж) = 0,5–1% от линейного расхода топлива с учетом зимней надбавки.
Общая потребность в топливе – qл (общ) рассчитывается путем суммирования линейного расхода топлива, зимней надбавки и внутригаражного расхода.
Gобщ = Gлин. + Gзимн. + Gвн.гар., л (3.6.1.9)
Затраты на топливо определяются умножением общей потребности в топливе на розничную цену 1 л топлива (Ц1л):
Зтопл = G (общ) * Ц1л, л (3.6.1.10)