Контрольно-измерительный материал




Биология, 11 класс

(Базовый уровень)

1. Контрольно-измерительные материалы (задания в тестовой форме) разработаны на основе приказа МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

2. Предметом контроля являются знания и умения учащихся 11-х классов по разделам: «Основы генетики и селекции» и «Эволюция органического мира».

3. Работа по биологии состоит из 20 заданий. Материал разделен на три части (блока). Первая часть (часть А) включает в себя 17 заданий закрытого типа с выбором одного верного ответа. Вторая часть (часть В) представлена в первом варианте двумя заданиями с выбором нескольких правильных ответов из шести предложенных (ответ представляет собой последовательность из трех выбранных букв, записанных в алфавитном порядке). Во втором варианте первое задание с выбором нескольких правильных ответов из шести предложенных (ответ представляет собой последовательность из трех выбранных букв, записанных в алфавитном порядке), второе задание на установление последовательности биологических процессов и явлений (верный ответ записывается в виде соответствующей последовательности букв). Третья часть (часть С) представлена заданием открытого типа со свободным ответом. Задания части С требуют записи полного ответа.

4. На выполнение работы отводится один урок – 45 минут.

5. Обучающиеся получают заранее подготовленные проштампованные листы, оформляют титульный лист работы. Затем следует короткий инструктаж, в ходе которого обращается внимание детей на количество заданий, на необходимость распределения времени на их выполнение, оформление.

6. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Выбранный правильный вариант ответа записывается в контрольный лист по образцу:

Часть А: А1. а

А2. б

и т.д.

Часть В: В1. АВД

В2. БГД (первый вариант) или В2. АБГДВ (второй вариант)

Часть С: С1. записывается полный ответ, содержащий не менее 3 элементов ответа.

Неправильный вариант ответа аккуратно зачеркивается одной чертой, рядом пишется правильный. При выполнении заданий не разрешается пользоваться пособиями, ластиком, штрихом, переговариваться.

7. Критерии оценивания:

Часть А

За верное выполнение заданий А1 – А17 выставляется 1 балл.

Часть В

За верное выполнение заданий В1-В2 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Часть С

Максимальный бал за задание С1 – 3 балла

Перевод баллов в отметку:

Баллов – отметка «5»

Баллов – отметка «4»

Баллов – отметка «3»

И менее баллов – отметка «2»

Ответы к заданиям контрольной работы по биологии

11 класс (базовый уровень)

Часть А

I вариант I I вариант

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 г А1 г
А2 а А2 б
А3 а А3 а
А4 а А4 в
А5 а А5 в
А6 а А6 в
А7 в А7 б
А8 г А8 б
А9 а А9 а
А10 в А10 а
А11 в А11 б
А12 б А12 б
А13 г А13 в
А14 в А14 а
А15 б А15 г
А16 б А16 в
А17 а А17 в

Часть Вв

I вариант I I вариант

№ задания Ответ № задания Ответ
В1. БВЕ В1. АВД
В2. БВГ В2. БАВГД

Часть С

С1. I вариант

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: В популяции: 1) накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда 2) происходит миграция особей и обмен генами 3) происходит борьба за существование и естественный отбор  
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок  
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок  
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С1. I I вариант

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Новые виды попадают на такие острова посредством случайного заноса и получают широкие возможности для размножения. 2) Они при этом получают также возможности для адаптаций в разных экологических нишах (которые на островах часто не заняты). 3) В условиях изоляции предковых форм все перечисленное выше способствует видообразованию.  
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок  
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок  
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

Контрольно-измерительный материал

Биология, 11 класс

(Базовый уровень)

I вариант

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 45 минут. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

Желаем успеха!

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.. Например, А1. а

А2. б

А1. В семье здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h)?

а. Мать ХH ХH отец ХH У

б. Мать ХH Хh отец Хh У

в. Мать ХH ХH отец Хh У

г. Мать ХH Хh отец ХH У

А2. Увеличение урожайности пшеницы, выращиваемой на питательных черноземных почвах, - это пример … изменчивости

а. Модификационной

б. Мутационной

в. Комбинативной

г. Генотипической

А3. Причиной возникновения полиплоидов является:

а. нерасхождение гомологичных хромосом в мейозе;

б. увеличение числа гамет;

в. расхождение гомологичных хромосом в мейозе;

г. изменение строения хромосом.

А4. Изменение нуклеотидной последовательности молекулы ДНК в определенном участке хромосомы приводит к образованию:

а. генных мутаций;

б. хромосомных мутаций;

в. модификаций;

г. геномных мутаций.

А5. Пределы модификационной изменчивости называются:

а. Нормой реакции

б. Корреляциями

в. Модификациями

г. Мутациями

А6. Положение, согласно которому виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости, характеризует сущность закона:

а. гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова;

б. сцепленного наследования Т.Моргана;

в. независимого расщепления генов Г.Менделя;

г. расщепления Г.Менделя.

А7. Селекция как вид научной деятельности возникла:

а. во второй половине XX в. благодаря использованию искусственного мутагенеза в селекции;

б. в первой половине XX в. благодаря открытию Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений;

в. в середине XIX в., благодаря созданию эволюционной теории Ч.Дарвином;

г. в конце XIX в., благодаря работам И.В. Мичурина.

А8. Причиной окультуривания растений и одомашнивания животных является:

а. переход человека от охоты на диких животных и сбора дикорастущих растений к разведению животных и выращиванию растений в искусственно созданных условиях;

б. возрастание потребностей человека в пище и одежде;

в. постоянное улучшение человеком свойств культивируемых растений и животных;

г. зависимость благополучия человека от ограниченного набора видов растений и животных.

А9. Одомашнивание является начальным этапом:

а. селекции растений, животных;

б. селекции растений;

в. гибридизации;

г. селекции животных.

А10. Переднеазиатский центр является центром происхождения культурных растений:

а. хлопчатник, арбуз, кофе;

б. капуста, брюква, люпин, оливковое дерево;

в. пшеница, рожь, овес, чечевица;

г. сорго, кунжут, клещевина

А11. Движущая сила эволюции по Ж.Б. Ламарку:

а. Наследственная изменчивость

б. Естественный отбор

в. Наследование благоприобретенных признаков

г. Модификационная изменчивость

А12. Употребление двойных латинских наименований для видов было введено:

а. Ж.Б. Ламарком

б. К. Линнеем

в. Ч. Дарвином

г. К.Ф. Рулье

А13. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о

а. Борьбе за существование

б. Естественном отборе

в. Наследственной изменчивости

г. Все эти положения

А14. Главное значение теории Ч. Дарвина состоит в

а. Объяснении причин происхождения жизни на Земле

б. Создании первого эволюционного учения

в. Разработке теории естественного отбора

г. Создании биогенетического закона

А15. Органы, которые развиваются из одинаковых эмбриональных зачатков сходным образом благодаря общности их происхождения, называются:

а. Рудиментарными

б. Гомологичными

в. Эктодермальными

г. Аналогичными

А 16. Атавизмы, в отличие от рудиментов:

а. Присущи всем представителям вида

б. Присущи не всем представителям вида

в. Служат доказательствами дегенерации

г. Свидетельствуют о предшествующих этапах эволюции органа.

А 17. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как:

а. Существуют виды-двойники

б. Виды разделены на популяции

в. Близкие виды могут занимать один ареал

г. Разные виды могут скрещиваться

Часть В

При выполнении заданий В1 - В2 выберите несколько правильных ответов, в бланк ответов запишите ответ в виде последовательности трех букв в алфавитном порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, АБГ).

В1. Выберите признаки, которые характеризуют мутации:

А) Имеют приспособительный характер

Б) Передаются по наследству

В) Носят случайный характер

Г) Не передаются по наследству

Д) Не затрагивают генотип

Е) Изменяется генотип

 

В2. Выберите верные утверждения.

А) Ламарк создал лучшую искусственную систему классификации живых организмов

Б) Линней считал, что виды существуют не меняясь.

В) Ламарк создал первую эволюционную теорию.

Г) Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному.

Д) Ламарк отрицал, что все признаки, приобретенные в течение жизни, наследуются потомками.

Е) Дарвин закрепил использование бинарной номенклатуры (двойное название) для обозначения того или иного вида.

Часть С



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: