Алгоритм написания сочинения




I. Выбор жанра определяется выбором творческого метода.

Влияние традиций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма на жанровое своеобразие творчества.

1. Влияние поэтики классицизма:

- стихи написаны в легкой манере, воспевают ра­дость жизни, звучат эпикурейские мотивы, прева­лирует тема любви: "Городок", "Пирующие сту­денты", "Торжество Вакха";

- идея гармонии человека и природы: "Городок", "Пирующие студенты";

- жанр дружеского послания - основной в лицей­ском периоде (влияние К.Батюшкова): Пушкин - "Пирующие студенты"; Батюшков - "Веселый час".

Виды посланий: дружеские: "К Чаадаеву", "Пущину"; дидактические: "К другу стихотворцу"; иронические: "Моему Аристарху"; любовные: "К Наташе", "К ней", "К молодой вдове";

- использование традиционного высокого жанра классицизма - оды: "Лицинию", "Воспоминания в Царском Селе", "Наполеон на Эльбе". Сохраняют­ся основные жанровые признаки оды:

1) написано в честь какого-либо лица или события: "Воспоминания в Царском Селе" (воспевание русской победы в русско-турецкой войне); "Наполеон на Эльбе" (в честь знаменитого им­ператора);

2) высокий стиль речи, наличие в лексике арха­измов: "зришь", "воссел", "простер", "смирен­но", "дерзостное чело" ("Лицинию"); "нощь", "почили", "рос" (русский), "град", "чада", "ре­тивы кони" ("Воспоминания в Царском Селе");

3) присутствие в сюжетах мифологических эле­ментов: "фортуна" ("Лицинию"); "Минерва", "Беллона", "Перун" ("Воспоминания в Цар­ском Селе").

2. Влияние сентиментализма:

- использование традиционного жанра - идиллия (пастораль): лицейский период - "Лицинию", пе­тербургский период - "Деревня".

3. Романтический период:

- основной жанр - элегия: изгнанничество, одиноче­ство, разочарование, стремление к свободе: "Погас­ло дневное светило", "Редеет облаков...", "К морю";

- обращение к лироэпическому жанру: баллада "Утопленник".

4. Реалистический период:

- стирание границ между жанрами лирических про­изведений: появление новой формы - отрывок (фрагмент) или лирическое стихотворение: "Осень", "Вновь я посетил...".

II. Выбор жанра определяется тематикой произведе­ния.

1. Тема любви:

- элегия: "Я вас любил", "На холмах Грузии";

- послание: "К ***", "К**";

- мадригал: "Лиле", "К Огаревой".

2. Гражданская тематика:

- гражданское послание: "К Чаадаеву", " Во глубине сибирских руд";

- ода: "Вольность", "Воспоминания в Царском Селе";

- памфлет: "Деревня" (вторая часть);

- эпиграмма: "Сказки".

3. Тема дружбы:

- дружеское послание: "И.И. Пущину", "К Дельвигу";

- дружеская эпиграмма: "Вот Виля - он любовью дышит...".

4. Философская лирика:

- стансы: "Стансы";

- легенда: "Анчар";

- элегия: "Элегия".

5. Тема поэта и поэзии:

- послание: "К другу стихотворцу";

- легенда: "Орион", "Пророк";

- ода: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...";

- эпиграмма: "Эпиграмма на смерть стихотворцу";

- диалог: "Разговор книгопродавца с поэтом".

6. Фольклорные жанры:

- песни: "Песни о Стеньке Разине", "Песнь о Вещем Олеге".

7. Допускаются жанровые смешения: "Деревня": первая часть - пастораль, вторая - поэтический памфлет; "К Чаадаеву": соединение гражданского и дружеского в послании.

III. Особенности поэтических жанров.

1. Послание:

- разнообразная тематика;

- адресат не обязательно конкретное лицо, может быть и неодушевленным предметом: "К моей чер­нильнице";

- наличие автобиографических мотивов;

- обилие намеков, перифраз, понятных лишь адреса­там: "Кюхельбекер".

2. Эпиграмма:

- виды: сатирические: "На Александра I", "На Аракчее­ва", "На графа М.С.Воронцова"; юмористические: "Вот Виля - он любовью ды­шит...";

- средства достижения комического эффекта: игра слов: "На графа М.С.Воронцова"; переразложение фразеологизмов: "Лечись...".

3. Легенда:

- использование символов и аллегорий: "Пророк", "Арион", "Анчар".

VI. Значение творчества А.С.Пушкина в эволюции жа­нров русской литературы, в расширении и измене­нии жанровой системы.

Жанровое своеобразие романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Развернутый план сочинения

I. Характеристика романа как большой формы эпичес­кого рода литературы. Многообразие жанровых мо­дификаций романа.

II. Жанровое своеобразие романа "Герой нашего вре­мени".

1. "Герой нашего времени" - социально-психологический роман:

1) социально-историческая проблематика: трагедия аристократии после восстания декаб­ристов; Печорин - новый социальный тип, "лишний че­ловек";

2) психологическая проблематика: раскрытие личности героя через психологиче­ский портрет, самоанализ, внутренние монологи;

3) философская проблематика: влияние философии Шеллинга и Фихте; проблема личности в философском аспекте; тема рока, судьбы; тема веры и безверия; тема любви, прекрасного; тема души, земной и неземной жизни; тема счастья.

2. "Герой нашего времени" - цельный роман из пяти повестей:

- каждая часть (повесть) - отдельный сюжет;

- все части объединены единым героем;

- характер героя раскрывается от части к части по­следовательно;

- единый принцип повествования: от внешнего - к внутреннему, от следствия - к причине, от описа­ния - через психологическое осмысление - к фило­софскому обобщению.

3. Жанровое своеобразие частей романа:

1) "Бэла": жанр повести близок путевым заметкам; в центре сюжета - романтическая история, при­ключение; характеры героев эпичны, их внешний и внут­ренний облик тождественны; характеры цельные, неординарные, романтиче­ские; диалог носит информативный характер;

2) "Максим Максимыч": повесть небольшая по объему, скорее рассказ; почти лишен действия; по жанру скорее психологический этюд; композиционный центр рассказа - психологи­ческий портрет;

3) "Тамань": романтическая новелла; повествование в первой части ведется от лица героя (первая часть дневника Печорина); соответствие законам жанра: неожиданная кон­цовка противоречит всему развитию действия;

4) "Княжна Мэри": психологическая повесть; ближе всего к традиционному роману; изобилует интригами; исповедь в дневнике Печорина; содержит психологический портрет героя; психологический пейзаж; психологический диалог; психологические детали;

5) "Фаталист": философская повесть; насыщенность приключениями; не содержит сюжетной развязки в масштабе все­го романа.

III. "Герой нашего времени" - "история души человече­ской".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: