I. Выбор жанра определяется выбором творческого метода.
Влияние традиций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма на жанровое своеобразие творчества.
1. Влияние поэтики классицизма:
- стихи написаны в легкой манере, воспевают радость жизни, звучат эпикурейские мотивы, превалирует тема любви: "Городок", "Пирующие студенты", "Торжество Вакха";
- идея гармонии человека и природы: "Городок", "Пирующие студенты";
- жанр дружеского послания - основной в лицейском периоде (влияние К.Батюшкова): Пушкин - "Пирующие студенты"; Батюшков - "Веселый час".
Виды посланий: дружеские: "К Чаадаеву", "Пущину"; дидактические: "К другу стихотворцу"; иронические: "Моему Аристарху"; любовные: "К Наташе", "К ней", "К молодой вдове";
- использование традиционного высокого жанра классицизма - оды: "Лицинию", "Воспоминания в Царском Селе", "Наполеон на Эльбе". Сохраняются основные жанровые признаки оды:
1) написано в честь какого-либо лица или события: "Воспоминания в Царском Селе" (воспевание русской победы в русско-турецкой войне); "Наполеон на Эльбе" (в честь знаменитого императора);
2) высокий стиль речи, наличие в лексике архаизмов: "зришь", "воссел", "простер", "смиренно", "дерзостное чело" ("Лицинию"); "нощь", "почили", "рос" (русский), "град", "чада", "ретивы кони" ("Воспоминания в Царском Селе");
3) присутствие в сюжетах мифологических элементов: "фортуна" ("Лицинию"); "Минерва", "Беллона", "Перун" ("Воспоминания в Царском Селе").
2. Влияние сентиментализма:
- использование традиционного жанра - идиллия (пастораль): лицейский период - "Лицинию", петербургский период - "Деревня".
3. Романтический период:
- основной жанр - элегия: изгнанничество, одиночество, разочарование, стремление к свободе: "Погасло дневное светило", "Редеет облаков...", "К морю";
- обращение к лироэпическому жанру: баллада "Утопленник".
4. Реалистический период:
- стирание границ между жанрами лирических произведений: появление новой формы - отрывок (фрагмент) или лирическое стихотворение: "Осень", "Вновь я посетил...".
II. Выбор жанра определяется тематикой произведения.
1. Тема любви:
- элегия: "Я вас любил", "На холмах Грузии";
- послание: "К ***", "К**";
- мадригал: "Лиле", "К Огаревой".
2. Гражданская тематика:
- гражданское послание: "К Чаадаеву", " Во глубине сибирских руд";
- ода: "Вольность", "Воспоминания в Царском Селе";
- памфлет: "Деревня" (вторая часть);
- эпиграмма: "Сказки".
3. Тема дружбы:
- дружеское послание: "И.И. Пущину", "К Дельвигу";
- дружеская эпиграмма: "Вот Виля - он любовью дышит...".
4. Философская лирика:
- стансы: "Стансы";
- легенда: "Анчар";
- элегия: "Элегия".
5. Тема поэта и поэзии:
- послание: "К другу стихотворцу";
- легенда: "Орион", "Пророк";
- ода: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...";
- эпиграмма: "Эпиграмма на смерть стихотворцу";
- диалог: "Разговор книгопродавца с поэтом".
6. Фольклорные жанры:
- песни: "Песни о Стеньке Разине", "Песнь о Вещем Олеге".
7. Допускаются жанровые смешения: "Деревня": первая часть - пастораль, вторая - поэтический памфлет; "К Чаадаеву": соединение гражданского и дружеского в послании.
III. Особенности поэтических жанров.
1. Послание:
- разнообразная тематика;
- адресат не обязательно конкретное лицо, может быть и неодушевленным предметом: "К моей чернильнице";
- наличие автобиографических мотивов;
- обилие намеков, перифраз, понятных лишь адресатам: "Кюхельбекер".
2. Эпиграмма:
- виды: сатирические: "На Александра I", "На Аракчеева", "На графа М.С.Воронцова"; юмористические: "Вот Виля - он любовью дышит...";
- средства достижения комического эффекта: игра слов: "На графа М.С.Воронцова"; переразложение фразеологизмов: "Лечись...".
3. Легенда:
- использование символов и аллегорий: "Пророк", "Арион", "Анчар".
VI. Значение творчества А.С.Пушкина в эволюции жанров русской литературы, в расширении и изменении жанровой системы.
Жанровое своеобразие романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Развернутый план сочинения
I. Характеристика романа как большой формы эпического рода литературы. Многообразие жанровых модификаций романа.
II. Жанровое своеобразие романа "Герой нашего времени".
1. "Герой нашего времени" - социально-психологический роман:
1) социально-историческая проблематика: трагедия аристократии после восстания декабристов; Печорин - новый социальный тип, "лишний человек";
2) психологическая проблематика: раскрытие личности героя через психологический портрет, самоанализ, внутренние монологи;
3) философская проблематика: влияние философии Шеллинга и Фихте; проблема личности в философском аспекте; тема рока, судьбы; тема веры и безверия; тема любви, прекрасного; тема души, земной и неземной жизни; тема счастья.
2. "Герой нашего времени" - цельный роман из пяти повестей:
- каждая часть (повесть) - отдельный сюжет;
- все части объединены единым героем;
- характер героя раскрывается от части к части последовательно;
- единый принцип повествования: от внешнего - к внутреннему, от следствия - к причине, от описания - через психологическое осмысление - к философскому обобщению.
3. Жанровое своеобразие частей романа:
1) "Бэла": жанр повести близок путевым заметкам; в центре сюжета - романтическая история, приключение; характеры героев эпичны, их внешний и внутренний облик тождественны; характеры цельные, неординарные, романтические; диалог носит информативный характер;
2) "Максим Максимыч": повесть небольшая по объему, скорее рассказ; почти лишен действия; по жанру скорее психологический этюд; композиционный центр рассказа - психологический портрет;
3) "Тамань": романтическая новелла; повествование в первой части ведется от лица героя (первая часть дневника Печорина); соответствие законам жанра: неожиданная концовка противоречит всему развитию действия;
4) "Княжна Мэри": психологическая повесть; ближе всего к традиционному роману; изобилует интригами; исповедь в дневнике Печорина; содержит психологический портрет героя; психологический пейзаж; психологический диалог; психологические детали;
5) "Фаталист": философская повесть; насыщенность приключениями; не содержит сюжетной развязки в масштабе всего романа.
III. "Герой нашего времени" - "история души человеческой".