I. Средства раскрытия характеров определяются литературным методом и жанром произведения.
II. Основные средства раскрытия характеров.
1. Портреты и характеристики персонажей:
- изобразительный портрет (детали);
- самохарактеристика;
- оценка другими персонажами;
- авторская характеристика.
2. Обстановка, интерьер.
3. Поступки.
4. Речь: индивидуальные признаки.
5. Сны.
6. Пейзаж.
7. Сопоставление и противопоставление персонажей:
- двойники и антагонисты.
8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).
9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.
10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.
III. Новаторство автора в создании образов произведения.
Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".
Развернутый план сочинения
I. Система образов драмы "Гроза" построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.
II. Система образов драмы "Гроза".
1. Образы хозяев жизни:
- купцы Дикой и Кабаниха:
а) носители идей старого уклада (домострой);
б) жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим;
в) идея близкой гибели старого уклада.
2. Образы смирившихся под властью самодуров:
- Тихон и Борис (образы-двойники):
а) безволие, слабость характера;
б) отказ от открытого протеста;
в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;
г) Борис образованнее Тихона;
д) после смерти Катерины Тихон решается на протест, Борис – нет.
3. Протестующие персонажи:
- Варвара и Кудряш:
а) внешнее смирение, ложь и маскировка;
б) противостояние силе силой (Кудряш);
в) бегство как средство спасения от тирании.
- Кулигин:
а) противопоставляет самодурству силу просвещения;
б) понимает разумом суть "темного царства";
в) пытается влиять силой убеждения;
г) практически выражает точку зрения автора, но бездеятелен.
4. Катерина:
а) самый решительный протест против власти самодуров ("протест, доведенный до конца");
б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").
5. Второстепенные образы:
- Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:
а) дополняют картину "темного царства".
III. Образная система драмы "Гроза" задает новые параметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).
Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
Развернутый план сочинения
I. В основе образной системы романа – антагонизм социальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).
Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.
II. Образная система романа.
1. Евгений Базаров:
- главный герой романа, центр образной системы;
- новый социальный тип;
- сильный характер, природный ум, трудолюбие;
- основные идейные постулаты нигилизма Базарова:
а) отрицание авторитетов;
б) примат практики над умозрительностью, эксперимента над теорией;
в) отрицание искусства, эстетического значения природы;
г) критерий полезности каждого вида деятельности;
д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;
е) люди - биологические индивидуумы, одинаковые, как и деревья в лесу.
2. Идейные противники Базарова:
1) Павел Петрович Кирсанов - главный антагонист:
- узость позиции;
- слабость аргументации;
- основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;
2) Николай Петрович Кирсанов:
- стремление понять молодое поколение;
- искреннее желание внести коррективы в организацию жизни;
- возвышенная натура: любовь к искусству, природе,
- красоте чувств;
- опровергает теорию Базарова скорее интуитивно.
3. Мнимые союзники Базарова:
1) Аркадий Кирсанов:
- представитель молодого поколения;
- случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;
- подчеркивает идею одиночества главного героя;
2) Ситников и Кукшина:
- образы-пародии на нигилистов;
- стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;
- ироническое отношение и сатира автора.
4. Женские образы:
1) Анна Сергеевна Одинцова:
- аристократка;
- необычный для Тургенева женский образ;
- красота и сила характера;
- стремление к покою;
- олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;
2) Катя, сестра Одинцовой:
- отражение характера сестры;
- избавляет Аркадия Кирсанова от идей Базарова;
3) Фенечка:
- образ трогательной женщины из народа;
- оттеняет отношения старших Кирсановых;
- служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.
5. Родители Базарова:
- отражение противоречий между старым и молодым поколением;
- в отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.
6. Второстепенные образы:
1) Дуняша и Петр:
- слуги в имении Кирсановых;
- подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;
- отражают разнообразные народные характеры;
2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:
- отражают демократизм героя;
- опровержение наивной веры героя в то, что он знает народ.
III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.
Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Развернутый план сочинения
I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.
II. Собирательный образ народа в поэме.
1. Образы семи мужиков:
- все из деревень с "говорящими" названиями;
- выполняют композиционную роль (связывают части повествования);
- воплощают черты русского народа:
а) правдоискательство;
б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.
2. Образы народных защитников:
- Ермил Гирин - человек, руководствующийся нравственными законами;
- Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского народа: "Клейменый, да не раб";
- Яким Нагой - обличитель существующих порядков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";
- староста Влас - мудрый человек, живущий по законам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.
3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:
- старообрядка - воплощение невежества (предсказывает конец света оттого, что женщины стали носить красные кофты);
- дворовый - хвастается господской болезнью - подагрой;
- крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притворяться крепостными, сами себя загоняя в неволю);
- Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.
4. Собирательный образ русской женщины - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:
а) трагичность участи русской женщины (надругательства родни мужа, участь солдатки, пожары и неурожаи, гибель детей, несправедливые обвинения);
б) красота и сила характера;
в) способность перенести все невзгоды и сохранить себя.
5. Образы угнетателей:
- поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;
- Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",
- Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разорение дворянских гнезд.
6. Образы демократической интеллигенции:
- Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пытается понять и запечатлеть народный образ;
- Гриша Добросклонов:
а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба готовила путь славный, имя доброе народного заступника, чахотку и Сибирь ";
б) является единственным по-настоящему счастливым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".
7. Символические образы:
- разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:
а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.
III. Именно система образов поэмы создает ее художественное своеобразие, позволяет судить о настроении русской интеллигенции и крестьянства в пореформенный период.
Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Развернутый план сочинения
I. В распоряжении автора-драматурга небольшой арсенал художественных средств.
II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".
1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не принуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";
2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зародилась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"',
3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Кабаниха о Диком);
4. Речевая характеристика:
- поэтический язык Катерины (монолог "Отчего люди не летают, как птицы?")',
- сочетание елейности и бранных слов в речи Кабанихи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"',
- городская речь Бориса: "Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;
- научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в рубище почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";
- повтор обращения "маменька" в речи Тихона.
5. Ремарки.
6. Метафоры, символы (образ грозы).
7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").
III. Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.
Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.
II. Средства создания образов.
1. Портрет:
- Раскольников: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу ";
- Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней....Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".
- Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."
2. Обстановка в городе подчеркивает душевное состояние главного героя:
- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";
- "...почему именно во всех больших городах человек... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";
- "Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным ".
3. Интерьер: квартира Раскольникова и других героев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:
- квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желтыми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";
- квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".
4. Деталь приобретает символический смысл: желтый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Сонечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).
5. Характеристика героя другими персонажами:
- Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Великодушен и добр... просто бесчувствен до бесчеловечия... точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".
6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольникова, обостренное чувство несправедливости; последний сон Раскольникова - фантастическое воплощение его теории - отражение борьбы человека и теории.
7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).
8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").
9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:
"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречающиеся предметы... поминутно впадал в задумчивость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и даже где проходил ".
10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).
11. Символика цифр: три дня после убийства Раскольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на девять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажутся семью днями (семь дней божественного творения).
III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной достоверности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стремления к гармонии.
План разбора лирического стихотворения.
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое содержание.
IV. Идейное содержимое.
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
V. Структура стихотворения.
1. Основные образы стихотворения.
2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.
4. Стихотворный размер.
5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).
6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).
7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).
План разбора лирического стихотворения.
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
8. Основные настроения, тональность стихотворения.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,
11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.
14. Музыка стихотворения.
15. Ритм, размер.
16. Рифмовка, характер рифм.
17. Лексика. Языковые выразительные средства.
18. Поэтический синтаксис.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
21. Отзывы критиков о стихотворении.
22. Звучание стихотворения в наши дни.
План разбора лирического стихотворения.
1. История создания лирического произведения.
2. Особенности жанра данного лирического произведения
3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения.
4. Особенности композиции лирического произведения
5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, наличие лирического сюжета, в основе которого изображение чувства, настроения, движения души).
6. Анализ художественно-выразительных средств, используемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.
7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворении; их идейно-художественное значение.
8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лирическом произведении; их идейно-художественная роль.
9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотворении, ее роль.
10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.
11. Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.
Анализ стихотворения