ВЗГЛЯДЫ КСЕНОФОНТА НА СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ




ВВЕДЕНИЕ

Ксенофонт является одним из самых значимых древнегреческих писателей- историков. Ученик Сократа, афинян, который предпочёл стать профессиональным военным и служить главному сопернику Афин – Спарте, является одним из самых спорных античных историков.

Древние судили о Ксенофонте весьма высоко. Вместе с Ге­родотом и Фукидидом он причислялся к разряду великих исто­риков, вместе с Платоном и Антисфеном - к числу крупней­ших философов сократического направления, его язык считался образцом аттической прозы и сравнивался по сладости своей с медом, сам писатель, поэтому заслужил прозвище «Аттиче­ской пчелы».

Напротив, в литературе нового времени, особен­но под влиянием работ немецких филологов-классиков, устано­вилось стойкое критическое отношение к Ксенофонту. Из пра­вильного наблюдения о преобладании у него интереса к практическим проблемам, а не к абстрактным спекуляциям, делался вывод о его поверхностности и неоригинальности, как писателя.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КСЕНОФОНТА

Ксенофонт родился в Афинах в 430 году до н.э. и принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он - ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Ксенофонт был крупнейшим греческим историком после Геродота и Фукидида. Его называли аттической музой и аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный греческий язык, на котором он писал свои произведения, и необычайное трудолюбие этого историка и писателя. И если Геродот и Фукидид оставили потомкам только по одному произведению, которые прославили их имена, то из-под пера Ксенофонта вышло более десятка творений, различных по тематике.

Его жизненный путь можно условно разделить на три периода. К первому периоду относится время от рождения до участия в военном походе Кира Младшего. Активная военная и политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в Персию, а также пребывание на спартанской службе составляют второй период жизни Ксенофонта. Последний, третий, период он провел в Скиллунте и Коринфе, занимаясь хозяйством и литературной деятельностью.

В своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем. Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу палкой, а затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда Сократ сказал ему: «В таком случае иди за мной и учись».

Вскоре Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел литературные записи бесед своего учителя, которые позднее использовал при написании своих трудов.

Таким образом, необходимо заметить, что на становление взглядов Ксенофонта огромное влияние имело его тесное общение с Сократом, статус сократовского ученика и пребывание в его кружке. К тому же происхождение, участие в военных и политических событиях своего времени также повлияли на становление взглядов Ксенофонта, который презирал афинскую демократию, выступая за спартанское полисное устройство, считая его идеальным.

ВЗГЛЯДЫКСЕНОФОНТА НА СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе "Домострой", подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Уделом рабовладельцев являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными. В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того, кто не умеет на ней играть, не представляет ценности, как и земля, которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться.

Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие - мать и кормилица всех искусств». В отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием. По его мнению: оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт - идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ксенофонт, будучи великим мыслителем Древней Греции, при этом, безусловно, является человеком своего времени, который был уверен, что путь к экономическому процветанию заключается в военных походах, завоеваниях других народов, в получении как можно большего количества рабов.

Огромное влияние на социально-экономические взгляды Ксенофонта оказало его аристократическое воспитание, занятия военным делом и преданность Спарте, в силу поддержки идей аристократии.

Прожив, как и положено подлинному мудрецу, весьма долгую жизнь Ксенофонт оставил массу произведений, которые, к тому же, по большей части, сохранились до настоящего времени. Его работы, как правило причисляют к политическим трактатам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: