Гиппократ, его вклад в развитие фармации. «Гиппократов сборник», «Клятва Гиппократа».




Самым видным врачом этой эпохи в Древней Греции был Гиппократ. Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти.
Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского - Птолемеями, правителями эллинистического Египта. «Гиппократов сборник» объединяет около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников и последователей.Большая часть произведений, включенных в Сборник, передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V--IV веков до и. э. Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии -- материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь -- проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа.Этим он отвергал положения жреческой медицины. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом. Гиппократ имел реальные представления о фармации того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство. Гиппократ создал теорию хранения лекарственных средств и класификацию их действия для организм. Однако его система «природа лечит, а лекарь исключительно помогает» и утверждение, сколько лекарственные вещества имеют какую-то силу, сколько ее быть заготовке лекарств надо хранить, плотно закрывая посуд, для около воздействием выветривания не выдыхалась достоинство лекарств, которая будто упала в обморочное состояние, - идеалистические. Из лекарственных средств во времена Гиппократа применяли слизи, сладкие, олиисти, жирные, вязкие, острые, ароматические, смолистые, "бальзамные и наркотические вещества (например, мак, мандрагору). Почти не пользовались смесью веществ. Растительные препараты употребляли в виде отваров или настоев или соков И смол (бальзама). Учение Гиппократа отрывало медицину сквозь религии и выводило ее для 'путь научных поисков.

23 Принципы этики Гиппократа. «Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном поведении» и «Наставления». Врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего полезного и необходимого для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство».
«Клятва» содержит 8 этических принципов или обязательств:
• обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
• принцип непричинения вреда;
• обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
• принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
• принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
• обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
• обязательство личного совершенствования;
• врачебная тайна (принцип конфиденциальности)[4].

24 Медицина и лекарствоведения в Древнем Риме: санитарное дело. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера является Законы 12 таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед Римским сенатом.Ряд параграфов Законов посвящен охране чистоты города и здоровья его жителей.Для стока нечистот в столице стали сооружать многочисленные каналы- клоаки. Клоаки открывались в реку Тибр. Из-за дефицита чистой воды в Риме начали строить акведуки. Они сохранялись законом.Первые термы в Риме были построены в 3 в до н.э. Акведуки были снабжены спец. акведуками. Термы были частными и общественными. Имелись многочисленные помещения: залы для занятий спортом, раздевалки, горячая, теплая, холодная бани, бассейн. Бани считались действенным средством врачевания и широко использовались при лечении болезней.

27. Гален и его вклад в фармацию и медицину. Основные положения Галена в медицине и фармации заклю­чались в следующих трех его правилах:
1. Для сохранения здоровья необходимо пользоваться принципом "подобное подобным" (эту мысль мы можем видеть в китайской медицине).
2. Для лечения болезни надо пользовать "противоположное противоположным".
3. В болезнях врач должен только помогать природе, ибо часто сама природа излечивает (мысль, впервые высказанная Гиппократом).
Соответственно с этими воззрениями и применяются лекар­ства, которые оцениваются по их "темпераменту" и делятся на три класса:
1. Простые, которые действуют элементарными качествами холода, теплоты, влажности, сухости и смотря по разной степени их преобладания.
2. Сложные, действующие в зависимости от различного сочетания главных и побочных свойств (горькие, кислые, сладкие и др.)3. Специфические, которые действуют составом опорожняюще и т.д.Гален впервые оспаривал положение гиппократиков, будто в природе даны лекарства в готовом виде и в оптимальном со­четании и состоянии. Он выдвинул утверждение, что в лекарст­вах - растениях или животных - есть полезные вещества, ко­торыми нужно пользоваться, и вредные, которые нужно отбра­сывать. В противоположность Гиппократу, который старался сохранить лекарственные средегва в их природном цельном виде и поэтому применял цельные растения, органы, камни, Гален широко ввел в практику извлечения из природных ма­териалов.Техника фармацевтического дела к тому времени значительно усложнилась, и поэтому стали организовываться самостоятель­ные аптеки. Сам Гален имел собственную аптеку на Via sacra в Риме.Гален применял следующие лекарственные формы: порошки, пилюли, болюсы, лепешки, пластыри, горчичники, сборы, настои, отвары, растворы, микстуры, соки из растений, рстительные и эфирные масла, вина, уксусы, меды, териаки, припарки и т.д.

28.Медицина средневековья: эпидемии и борьба с ними. Основные болезни средневековья были: туберкулёз, малярия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни, абсцессы, гангрены, язвы, опухоли, шанкры, экзема (огонь св. Лаврентия), рожистое воспаление (огонь св. Сильвиана)— все выставляется напоказ в миниатюрах и благочестивых текстах. Обычными спутниками всех войн были дизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины XIX века гибло значительно больше солдат, чем от сражений.[3] Средние века характеризуются новым явлением – эпидемиями[1].XIV в известен «черной смертью», это была чума соединенная с другими болезнями. Развитию эпидемий способствовало рост городов, отличавшихся скучностью, грязью и теснотой, массовые переселения большого числа людей(т.н. великое переселение народов, крестовые походы). Плохое питание и жалкое состояние медицины, которая не находила себе места между рецептами знахарки и теориями ученых педантов, порождали страшные физические страдания и высокую смертность. Средняя продолжительность жизни была низка, даже если попытаться определить ее, не принимая в расчет ужасающую детскую смертность и частые выкидыши у женщин, которые плохо питались и были вынуждены тяжело работать.Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу… Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. В первую очередь это наиболее впечатляющая эпидемия «горячки» (mal des ardents), которую вызывала спорынья (возможно, также и другие злаки); эта болезнь появилась в Европе в конце Х в, так же был распространен туберкулез.Чума, великая чума, пришедшая из глубины Азии, обрушила свой бич на Францию злее, чем на все прочие государства Европы. Городские улицы превратились в мертвецкие предместья — в бойню. Здесь унесло четвертую часть жителей, там третью. Целые селения опустели, и остались от них среди необработанных полей лишь хижины, брошенные на произвол судьбы..Возбудитель Чумы, попадая в организм человека, не вызывает клинических проявлений болезни от нескольких часов до 3-6 дней. Заболевание начинается внезапно с подъема температуры до 39-40 градусов. Отмечается сильная головная боль, головокружение, часто тошнота и рвота. Больных беспокоит бессонница, появляются галлюцинации. Черные пятна на теле, гниющие язвы вокруг шеи. борьба с чумой: с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекарь стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов

29.Особенности развития медицины и медицинского дела в Византийской империи. Известные византийские врачи. В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.
Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, и впоследствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.
Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабамиМедицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеан-тичной школы — математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием «Quadri-vium» (лат. — четырехпутье).Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась александрийская школа: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Ох-риде (Македония).В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.
Знаменитые Византийские врачеватели:Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о.Кипр.После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций из Амиды (грея. Aecios, лат. Aetius Amidenus, 502—572), который считается первым византийским врачом-христианином.

31. Лечение внутренних болезней на востоке. Лечение внутренних болезней было комплексным. С одной стороны, оно основывалось на достижения предшествующих цивилизаций, а с другой - читывало особенности и достижения культур арабоязычного мира. Начиналось оно с осмотра больного: пальпации, исследования пульса, уриноскопии и определения заболевания, после чего назначался правильный режим и лекарственные средства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

32. Развитие хирургии на востоке. Хирургия на востоке достигла заметного прогресса. Были произведены операции на глаза, успешные абдоминальные и акушерские вмесшательства, лечения травматических повреждений и вывихов. Выдающимся хирургом был Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал-Захвари. Он применил кетгут в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов ниткой двумя иглами, первое применение лежачего положения при опереациях на малом тазе,ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты. Ал-Захвари разработал методику местного прижигания при хирургических операциях – каутеризация. Ал-Захвари ценил метод прижигания при помощи сигарет и упешно использовал для лечения местных поражений кожи и других болезней.

33. Развитие учения о глазных болезнях на востоке.
Ибн ал-Хайсам исследуя строение глаза животных, первым объяснил преломления лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица..)Он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковуклых линз и предложил их использовать при чтении в пожилом возрастеАммар ибн Али ал-Маусали произвел операцию удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы.
Большой вклад в развитие учения о глазных болезней внес Али ибн Иса.в своей книге «меморандум для окулистов/» описал глаз и его строение, болезни глазаЮ, которые ощущаются органами чувств, болезням глаза, котоые незаметны для больного.

34. Абу Али ибн Сина (Авиценна), Его труд «Канон врачебной науки». Лекарственные средства в его трудах. АВИЦЕННА (980–1037) — знаменитый ученый энциклопедист мусульманского мира, настоящее имя к-рого было Абу Али аль Хуссейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (сокр. Абу Али Сина, Ибн Сина). Р. около Бухары; начав с изучения богословия, он позднее познакомился и со светскими науками (математика, философия, медицина) и к 20 годам вырос в крупного ученого, более разностороннего, чем оригинального. После падения Сасанидов А. до конца своей жизни странствует по дворам удельных персидских князей (Джурджан, Рей, Хамадан, Исфаган), чередуя разгульную жизнь с напряженнейшей научной работой.Из громадного количества ученых трудов А. особенно знамениты: так наз. «Книга исцеления» (Китаб-аш-шифа) — изложение философии Аристотеля сквозь призму неоплатонических комментариев (до эпохи Возрождения заменяла Европе подлинного Аристотеля); знаменитый «Канон А.» (Канун-фи-и-Тыб) и «Начала медицины», сохранявшие в целом свой авторитет в Европе до XVII в. (изд. полного текста в Риме, 1593; латинский перевод Племпия, Львов, 1658), а на Востоке и до сего времени. Из литературных произведений А. интересны: философский роман о Хайе, сыне Яхзана (ср. одноименный роман Ибн-Туфейля) и прозаический роман о Саламане и Абсаль — прототип поэтической обработки Джами, XV в.; оба на арабском яз.

35.Особенности развития медицины Западной Европы: схоластика и медицина, галенизм в средневековой медицине. История медицины — наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,— заговоры, заклинания, ношение амулетов.
Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий — возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460— 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения («галеновы препараты»), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала вскрытие трупов, что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980—1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514—1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и химии в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros — врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся Парацельс. Западная Европа (V–XV вв.). Истоки западноевропейской культуры.Периодизация истории средних веков в Западной Европе: раннее (V–X вв.), классическое (XI–XV вв.) и позднее средневековье (XV– начало XVII в.).
Средневековая религиозная схоластика — философская основа представлений о здоровье и болезни в средневековой Западной Европе классического периода. Галенизм.
Западноевропейские высшие школы (с IX в.) и университеты (с XII в.). Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон (1215–1294). Арнольд из Виллановы (1235–1311); его труд “Regimen sanitatis Salernitanum” ("Салернский кодекс здоровья") о здоровье и болезни, здоровом образе жизни и четырех темпераментах (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
Низкое санитарное состояние средневековых западноевропейских городов. Эпидемии повальных болезней (проказа, чума, оспа). "Черная смерть" — пандемия чумы 1346–1348 гг. Начала санитарной организации (лазареты, карантины. Италия) (объекты туристского показа).
Здоровье и болезнь в произведениях западноевропейского искусства периодов раннего и классического средневековья. 4.6. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V—X вв.) и классического (XI—XV вв.)средневековья Истоки западноевропейской медицины.
Схоластика и медицина. Галенизм в средневековой медицине.Медицинское образование. Медицинская школа в Салерно (IX в.). Ар­нольд из Виллановы (1235—1311) и его труд «Салернский кодекс здоровья». Светские и католические университеты. Начало ниспровержения схола­стики. Роджер Бэкон (1215—1294). Учебник анатомии Мондино де Луччи (1316, Болонья). «Большая хирургия» Ги де Шолиака (XIV в., Париж).Низкое санитарное состояние городов. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346—1348 гг. Начала санитарной организации.5. Медицина периода позднего средневековья (XV—XVII вв.)5.1. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения Характеристика эпохи. Зарождение капитализма.Гуманизм — идейное содержание культуры эпохи Возрождения. Главные черты естествознания эпохи Возрождения. Опытный метод в науке. Изобретение книгопечатания (середина XV в.). Передовые научные центры. Меди­цинское образование. Падуанский университет (Италия).Становление анатомии как науки. Леонардо да Винчи (1452—1519). Андреас Везалий (1514—1564) и его труд «О строении человеческого тела». «Зо­лотой век» анатомии: Р. Коломбо, И. Фабриций, Б. Евстахий, Г. Фаллопий. Становление физиологии как науки. Френсис Бэкон (1561—1626). Пред­посылки создания теории кровообращения. Мигель Сервет (1509—1553). Уильям Гарвей (1578—1657) и его труд «Анатомическое исследование о дви­жении сердца и крови у животных». М. Мальпиги (1661).
Ятрофизика и ятромеханика: С. Санторио (1561—1636), Р. Декарт (1596-1650), Дж. Борелли (1608-1679).Развитие клинической медицины. Ятрохимия: Парацельс (1493—1541), Г. Агрикола (1494—1555). Аптеки и аптечное дело. Обучение у постели боль­ного. Эпидемии (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф). Джиро-ламо Фракасторо (1478—1553) и его учение о заразных болезнях (1546).Развитие хирургии. Раздельное развитие медицины и хирургии. Цеховая организация хирургов-ремесленников. Амбруаз Паре (1510—1590); его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства, зубоврачевания.Больничное дело. Первая община сестер милосердия (1617)

36. Ятрохимия, ее влияние на развитие фармации. ЯТРОХИМИЯ (иатрохимия) - направление в медицине 16-18 вв., представители которого рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления, болезни как результат нарушения химического равновесия, и ставили задачу поиска химических средств их лечения.Основоположником этого учения считается Парацельс (1493-1541). Под таким выбранным им самим именем («превосходящий Цельса») вошел в историю швейцарский врач Филипп фон Гогенгейм. Парацельс, как и Авиценна, считал, что основная задача алхимии - не поиски способов получения золота, а изготовление лекарственных средств. Он заимствовал из алхимической традиции учение о том, что существуют три основные части материи - ртуть, сера, соль, которым соответствуют свойства летучести, горючести и твердости. Эти три элемента по Парацельсу и составляют основу макрокосма (Вселенной) и связаны с микрокосмом (человеком), образованным духом, душой и телом. Переходя к определению причин болезней, Парацельс утверждал, что лихорадка и чума происходят от избытка в организме серы, при избытке ртути наступает паралич и т.д. Принцип, которого придерживались все ятрохимики, состоял в том, что медицина есть дело химии, и все зависит от способности врача выделять чистые начала из нечистых субстанций. В рамках этой схемы все функции организма сводились к химическим процессам, и задача алхимика заключалась в нахождении и приготовлении химических веществ для медицинских нужд.

 

37.Представления о болезнях у Восточных славян. Болезнь – это нечто, привнесенное извне. Наиболее архаичными в заговорных текстах славян являются представления о болезнях как о связанных напрямую или опосредованно с воздействием природных объектов и стихий. В болгарской традиции, например, сохранилось представление о том, что природный объект выступает непосредственным виновником заболевания человека. Это, прежде всего, зафиксировано в названии некоторых болезней:например, ревматизм получает наименование «вятър; а головная боль, когда у человека болит лишь половина головы, называется «зора».Считается, что именно утренняя звезда, заря является виновницей этого заболевания. Вечернюю звезду (зарю) болгары обвиняют в еще большей вредоносности – она является виновницей того, что у женщины все дети умирают во младенчестве, то есть именно она их уносит. Различного рода воспаления и лихорадки как в болгарской, так и в русской традициях представляются в виде огня, который безжалостно сжигает человека изнутри. У Славян были представления о том, что болезни суть некие невидимые сущности, духи, которые лишь пространственно связаны с определенными природными стихиями (объектами),то есть обитают там или перемещаются с их помощью. Наиболее часто местом обитания болезни называются лес, вода и ветер. Достаточно часто в славянских заговорах указывается на некую невидимую, но крепкую связь,существующую между растениями и болезнью. Поэтому угроза негативного воздействия на растение приводит к непосредственному устрашению болезни. Еще более распространенным во всех трех традициях является представление о том, что растение само обладает целительной силой от определенной болезни. Не менее редким для славянской заговорной традиции является представление о том, что болезнь прямо или косвенно связана с определенными предметами. Общим для всех славян является представление о том, что болезнь – это нечто жесткое, неодушевленное, что можно выдуть, вымести, выгрызть из человека, вынуть и переложить в другое место или выбросить. В большинстве случаев болезни все же приобретают зооморфные и антропоморфные черты. Название некоторых болезней у славян непосредственно восходит к наименованию животных. Особенностью, присущей только болгарским заговорам, является социально-религиозная характеристика болезней. Они достаточно часто описываются как представители различных религий или даже неправославных течений христианства. Их общее количество – величина для заговоров, за редким исключением, постоянная –семьдесят семь. И, наконец, в народной заговорной традиции славян существует глубокое убеждение, что болезни, особенно те из них, которые возникают внезапно и признаки которых неясны, в основе своей имеют негативное воздействие человека на человека.

38. Народная медицина часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение. До конца XVIII века народная медицина не отдалялась от традиционной врачебной медицины, что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера. Она Базировалась в основном на старых постулатах о соотношении соков организма. Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких ученых в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось таким образом не только знахарство, основанное на магии и лечении природными факторами, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом, этот термин включал в себя едва обозримое преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения. Врачи а этот период, тем не менее, не отказывались от того, чтобы разоблачать медицинские представления населения. В конце XIX века в странах, развивавших научный, доказательный подход к медицинским методам, взяло верх понимание термина, широко распространившееся к концу XX века – под «народной медициной» стало пониматься главным образом иррациональное, основанное на традиции знахарство в противовес традиционной («классической»)врачебной медицине. Понятия «народная медицина» и «медицинские суеверия» часто стали использоваться как синонимичные. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и фантастические (иррациональные), возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а затем и научной медицины. В то же время магические ритуалы и иррациональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критической оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

39. Монастырская медицина. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выределять болезнь по пульсу и внешнему -виду больного и был очень популярен в народе. Некоторые, древнерусские мона-стырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

40. Светская медицина Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе. Он умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. В основе светской медицины лежал многовековой опыт русского народного врачевания. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина. Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

 

41. Известные врачеватели средневековой Руси. Наибольшей популярностью и известностью пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево-Печерской лавре. Известно о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились врачеванием.Одним из первых врчевателейКиево-Печерской лавры был "пречудный лечец Антоний". Известно, что он сам готовил "зелья", которыми лечил своих пациентов.Второй - преподобный Алимпий- готовил собственного рецепта мази для прокаженных, которым не смогли помочь "волхвы и неверные люди".Третьим, особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры, был преподобный Агапит. В основном он стал популярен после того, как излечил внука Ярослава Мудрого - черниговского князя Владимира Мономаха.В Киеве в 11-12вв. был лечец-армянин. Он умел определять болезни по пульсу и состоянию больного. В Чернигове при князе Николая Давыдовича (12 в) служил искусный врачеватель Петр Сирянин. Лечцы широко использовали в своей практике опыт народной медицины.

 

42. «Государева аптека», аптекарские огороды, снабжение аптек. Первые аптеки Руси: Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве. - В том же 1581 г. по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву на царскую службу придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб, в его свите были лекари и аптекари, которые и служили в Государевой аптеке. Таким образом, первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы); аптекари-профессионалы из прирожденных россиян появились позднее.Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Предназначенное для дворца лекарство отведывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке исключения обслуживала служилых людей. При наличии в стране лишь одной аптеки население покупало лекарства в зелейных и москательных лавках, где велась свободная торговля «зельем». Это вело к злоупотреблениям ядовитыми- и сильнодействующими веществами. Таким образом, назрела необходимость государственной регламентации продажи лекарственных средств. К тому же растущая российская армия постоянно требовала регулярного снабжения войск медикаментами. В связи с этим в 1672 г, была открыта вторая в стране «...аптека для продажу всяких лекарств всяких чинов людям».Новая аптека располагалась на Новом гостином дворе на Ильинке, близ Посольского приказа. Царским указом от 28 февраля 1673 г. за обеими аптеками закреплялось право монопольной торговли лекарствами.Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: приглашение на службу врачей (отечественных,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: