Общее руководство педпрактикой осуществляют декан факультета, зав. практикой, факультетский руководитель, групповой руководитель, методисты по специальности.
Кафедра педагогики обеспечивает оптимальный уровень общепедагогической подготовки студентов.
Методист по педагогике
- принимает участие в установочных и итоговых конференциях в вузе и общеобразовательных учреждениях;
- помогает студентам планировать и анализировать учебно-воспитательную работу;
- проводит консультации для студентов по вопросам содержания и организации учебно-воспитательной работы;
- посещает отдельные уроки и внеклассные мероприятия, проводит их коллективный анализ;
- оказывает методическую помощь педагогическому коллективу школы;
- совместно с другими руководителями педпрактики оценивает работу каждого студента.
Критерии оценки работы студентов
По окончании производственно-педагогической практики подводятся итоги и оценивается степень готовности студентов к самостоятельной педагогической деятельности.
В качестве критериев выступают
- уровень теоретической и практической подготовленности студентов к профессиональной деятельности;
- степень сформированности педагогических умений и навыков;
- уровень знания содержания образования и воспитания в прикрепленном классе;
- степень использования передовых, личностно-ориентированных технологий, методов и форм обучения и воспитания;
- уровень профессиональной направленности (социальная активность, интерес к профессии, детям и школе готовность, к принятию творческих решений, к постоянному самообразованию, профессиональная работоспособность, ответственное отношение к работе, профессиональная позиция и т.п.);
- степень рефлексии своего педагогического опыта.
Оценка работы каждого студента носит комплексный характер и складывается из отметок за проведенные уроки, зачетные внеклассные мероприятия и их анализ, задания по психологии. Учитывается дисциплина студента во время педпрактики, качество работы на консультациях, ведение отчетной документации.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика студентов в школе на старших курсах проводится в два этапа: первый этап – на IV курсе, второй этап – на V курсе. Для прохождения практики студент прикрепляется к одному из классов.
Оба этапа предусматривают комплексное использование практикантом занятий по специальным дисциплинам, частым методикам, педагогике, психологии, а также педагогических умений и навыков.
Организационный период
Участие в установочных конференциях в институте и школе.
Знакомство со школой, беседа с директором и организатором воспитательной работы.
Изучение устава школы, учебного плана школы, плана общешкольной работы.
Изучение своего класса, работы учителей и классного руководителя в прикрепленном классе.
Посещение уроков и внеклассных мероприятий в прикрепленном классе.
Составление плана работы на период практики.
Изучение плана работы учителя-предметника.
Изучение плана работы классного руководителя.
Изучение личных дел учащихся и классного журнала, ученических дневников.
Изучение деятельности общественных организаций (объединений), если таковые есть в школе.
Учебная работа
Изучение плана работы методического объединения учителей.
Изучение учебных программ по своему предмету, учебников, учебных пособий.
Изучение расписания уроков в закрепленном классе.
Изучение учебного процесса в закрепленном классе, посещение уроков разных учителей с целью ознакомления с едиными требованиями к учащимися, с различными методами, приемами, технологиями обучения на уроке; выявление межпредметных связей и возможностей их использования на уроке по своему предмету.
Изучение дидактической системы школы.
Изучение функционирования и системы работы профильных классов, имеющихся в школе.
Изучение методического опыта и системы учебно-воспитательной работы на уроке учителя-предметника, обязательное посещение всех его уроков в закрепленном классе и несколько уроков в других классах.
Ознакомление с проведением факультативных занятий по своему предмету, предметного кружка, научных обществ детей.
Проведение уроков по специальности, самоанализ уроков.
Анализ внеклассной работы по предмету.
Посещение уроков других студентов-практикантов, их анализ.
Организация индивидуальной работы с учащимися по предмету. Оказание помощи слабоуспевающим ученикам.
Проверка рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ.
Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету.
Изготовление накладных пособий к урокам и участие в оформлении кабинета.
Воспитательная работа
Студент-практикант работает в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя. На первом этапе (IV курс) студент выступает в роли помощника классного руководителя. На втором этапе (V курс) студент выполняет все функции классного руководителя самостоятельно под его руководством. Практикант может быть привлечен к участию в проведении общешкольных воспитательных дел.