Раздел I .Пояснительная записка




Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса

Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса является продолжением курса «Наглядная геометрия» для 1 класса. В курсе реализована методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике. Основной целью данного курса является целенаправленное формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания.

По отношению к геометрической линии курса математики данная концепция находит свое выражение также в работе по развитию пространственного мышления школьников. Термином «пространственное мышление» обозначает довольно сложное явление, в которое входят как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, а без него мыслительный процесс в форме образов протекать не может. Это значит, что, отражая чувственный опыт ребенка, обретенный в непосредственном контакте с окружающим миром, мыслительный процесс в форме образов включает результаты теоретического осмысления, представленные в системе понятий. Пространственные характеристики объекта- это форма, размер, взаимоположение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчета. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса включает две темы: «Поверхности. Линии. Точки» и «Углы. Многоугольники. Многогранники».

Цель первой темы. Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию)представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

Цель второй темы. Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. Во втором классе лучше ограничится общим понятием «многогранник», выделив только куб. но если у детей возникнет потребность различения в общем понятии его частных случаев – параллелепипеда, пирамиды, призмы, - рекомендуется познакомить школьников с этими названиями.

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариотивного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 

 

.

Раздел II. Учебно – тематический план. Тематическое планирование.

 

Содержание Кол – во часов Всего
Теоритич. Практич.
Поверхности. Линии. Точки.   4ч.   4ч.
Углы. Многоугольник. Многогранник   30ч.   30ч.
Итого: 34 ч.   34 ч.

 

Тематическое планирование.

№ п/п Дата Тема Дом.задание Примечание
      Поверхности. Линии. Точки.(4 ч.) Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.     № 3  
    Замкнутые и незамкнутые кривые линии № 6  
    Ломаная линия. Длина ломаной.   № 9  
    Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.   № 11  
    Углы. Многоугольник. Многогранник. Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.   № 14  
    Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.   № 17  
    Острый, прямой и тупой углы.   № 21  
    Острый угол. Имя острого угла.   № 23  
    Тупой угол. Имя тупого угла № 26  
    Построение луча из вершины угла.   № 29 а)  
    Построение прямого и острого углов через две точки.   № 31  
    Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.   № 32  
    Измерение углов. Транспортир.   № 34  
    Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.   № 35  
    Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.   № 37  
    Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.   № 40  
    Многоугольники с прямыми углами.   № 41  
    Периметр многоугольника.   № 42  
    Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.   № 49  
    Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.   № 52  
    Взаимное расположение предметов в пространстве.   № 44  
    Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.   № 47  
    Многогранники. Грани.   № 50    
    Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.   № 53 а),б)  
    Плоские фигуры и объемные тела.   № 58  
    Повторение изученного.   № 62  
    Куб. Развертка куба.   № 65  
    Каркасная модель куба.   № 68  
    Знакомство со свойствами игрального кубика.   № 69  
    Куб. видимые невидимые грани.   № 73  
    Куб. построение куба на нелинованной бумаге.   № 76  
    Решение топологических задач.   № 79  
    Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.   № 83  
    Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».   № 86  

 

 

Раздел III. Содержание тем учебного курса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: