Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса
Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса является продолжением курса «Наглядная геометрия» для 1 класса. В курсе реализована методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике. Основной целью данного курса является целенаправленное формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания.
По отношению к геометрической линии курса математики данная концепция находит свое выражение также в работе по развитию пространственного мышления школьников. Термином «пространственное мышление» обозначает довольно сложное явление, в которое входят как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, а без него мыслительный процесс в форме образов протекать не может. Это значит, что, отражая чувственный опыт ребенка, обретенный в непосредственном контакте с окружающим миром, мыслительный процесс в форме образов включает результаты теоретического осмысления, представленные в системе понятий. Пространственные характеристики объекта- это форма, размер, взаимоположение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчета. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса включает две темы: «Поверхности. Линии. Точки» и «Углы. Многоугольники. Многогранники».
Цель первой темы. Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию)представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).
Цель второй темы. Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.
Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. Во втором классе лучше ограничится общим понятием «многогранник», выделив только куб. но если у детей возникнет потребность различения в общем понятии его частных случаев – параллелепипеда, пирамиды, призмы, - рекомендуется познакомить школьников с этими названиями.
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариотивного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
.
Раздел II. Учебно – тематический план. Тематическое планирование.
Содержание | Кол – во часов | Всего | |
Теоритич. | Практич. | ||
Поверхности. Линии. Точки. | 4ч. | 4ч. | |
Углы. Многоугольник. Многогранник | 30ч. | 30ч. | |
Итого: | 34 ч. | 34 ч. |
Тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Дом.задание | Примечание |
Поверхности. Линии. Точки.(4 ч.) Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. | № 3 | |||
Замкнутые и незамкнутые кривые линии | № 6 | |||
Ломаная линия. Длина ломаной. | № 9 | |||
Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | № 11 | |||
Углы. Многоугольник. Многогранник. Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | № 14 | |||
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | № 17 | |||
Острый, прямой и тупой углы. | № 21 | |||
Острый угол. Имя острого угла. | № 23 | |||
Тупой угол. Имя тупого угла | № 26 | |||
Построение луча из вершины угла. | № 29 а) | |||
Построение прямого и острого углов через две точки. | № 31 | |||
Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. | № 32 | |||
Измерение углов. Транспортир. | № 34 | |||
Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. | № 35 | |||
Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | № 37 | |||
Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы. | № 40 | |||
Многоугольники с прямыми углами. | № 41 | |||
Периметр многоугольника. | № 42 | |||
Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник. | № 49 | |||
Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. | № 52 | |||
Взаимное расположение предметов в пространстве. | № 44 | |||
Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино. | № 47 | |||
Многогранники. Грани. | № 50 | |||
Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра. | № 53 а),б) | |||
Плоские фигуры и объемные тела. | № 58 | |||
Повторение изученного. | № 62 | |||
Куб. Развертка куба. | № 65 | |||
Каркасная модель куба. | № 68 | |||
Знакомство со свойствами игрального кубика. | № 69 | |||
Куб. видимые невидимые грани. | № 73 | |||
Куб. построение куба на нелинованной бумаге. | № 76 | |||
Решение топологических задач. | № 79 | |||
Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. | № 83 | |||
Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела». | № 86 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.