Лекция №6. Концентрация капитала и рыночная власть.




 

Краткое содержание лекции

 

Концентрация капитала – это постепенное увеличение размеров капитала вследствие его воспроизводства в процессе капитализации части прибыли. Концентрация капитала обусловлена действием законов технологического способа производства (с этим связан рост производительности труда, обобществление производства и труда, концентрация производства и др.), развитием его внутренних противоречий, законами конкурентной борьбы и т.д.

Импульс для усиления концентрации капитала – научные и технические открытия, внедрения.

Поскольку основными формами капитала в современных условиях являются монополистический (в т.ч. олигополистический), государственный, интернациональный, государственно-корпоративный и др., то процесс концентрации капитала конкретизируется в концентрации соответствующих форм капитала. В пределах каждой из этих форм существуют промышленный, торговый, ссудный, основной, оборотный и другие виды функционирующего капитала, поэтому процесс концентрации капитала приобретает еще более конкретные формы. Большинство этих капиталов в конце 90-х XX в. существовало в форме акционерных обществ, поэтому интегрирующей характеристикой концентрации капитала является концентрация акционерного капитала.

Главные источники накопления капитала – внутренние средства и банковский кредит (прежде всего, долгосрочный). Собственные средства состоят из капитализированной прибыли и амортизационных отчислений. Основными звеньями, в которых осуществляется процесс концентрации капитала, является предприятие (первичное звено народного хозяйства), фирма, компания, корпорация. Последние два звена – производственные объединения.

Концентрация капитала осуществляется и в финансовой сфере, ее следствием является возникновения банковских монополий, транснационализация банковского капитала, сращивание национальных промышленных и банковских монополий и образование финансового капитала, а также сращивание ТНК с транснациональными банками (ТНБ) и возникновение транснационального финансового капитала. Организационными формами их существования являются, соответственно, национальные и интернациональные финансово-промышленные группы.

Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыноч­ной власть отдельного продавца будет обусловлена особенно­стями организации рыночной структуры и зависима от следую­щих факторов:

• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложе­ние, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыноч­ную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникнове­ния рыночной власти у функционирующих в отрасли про­изводителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Выше были определены главные источники рыночной вла­сти. Специфические условия функционирования фирм при со­вершенной конкуренции, чистой монополии, монополистиче­ской конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуа­цию.

Рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара (Px). Предположим, что некоторая фирма обладает ры­ночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произ­вольно устанавливать цену Рх. Как известно, цена устанавлива­ется в результате взаимодействия рыночных спроса и предложе­ния. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложе­ние, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функцио­нально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей ры­ночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельст­вом. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий для каждого уровня Цены объем произ­водства, ища сочетание «цена—объем выпуска», обеспечиваю­щее ей максимизацию прибыли.

Степень рыночной власти можно измерить количественно. Для этого используется так называемый коэффициент Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара: L = (PX - MC)/PX

Значения коэффициента исчисляются в абсолют­ных величинах, причем О < L < 1. В условиях совершенной кон­куренции, когда ни одна из действующих на рынке фирм не обладает рыночной властью, L = 0. В условиях чистой монопо­лии, когда на рынке действует единственный производитель, обладающий фактически абсолютной рыночной властью, L= 1.

Контрольные вопросы:

13. Концентрация капитала – это?

14. Назовите главные источники накопления капитала?

15. Рыночная власть – это?

16. Как можно измерить степень рыночной власти?

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Конкурентное предложение и издержки фирмы (конспект).

 

Office hours (СРСП): Показатели рыночной власти (доклад).

GLOSSARY

На русском языке На казахском языке На английском языке
  цена баға price
  рыночная власть нарықтық билік market power
  концентрация капитала капиталдың шоғырлануы concentration of capital


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: