Лекция № 8. Поведение фирмы в условиях монополии.




 

Краткое содержание лекции

 

Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. Концентрация капитала и производства имеет два измерения – абсолютное и относительное.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1. естественная

2. административная

3. экономическая.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

Монопольное предприятие сосредоточивает весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации. При определении, как установить объем выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены). В условиях совершенной конкуренции это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход, прежде чем цена снизится в очередной раз.

Предельный доход монополиста в отличие от конкурентной фирмы не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объемов производства. Кривая предельного дохода представляет собой нисходящую линию с отрицательным уклоном, расположенную ниже кривой спроса.

Предельный доход непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупную выручку и предельный доход положителен. При неэластичном спросе — наоборот. Если спрос имеет единичную эластичность по цене, увеличение величины спроса полностью компенсируется снижением цены. Совокупная выручка при этом не меняет своей величины, а предельный доход равен нулю.

На практике руководителям фирм трудно определять кривые MR и MC. Эту информацию они обычно имеют только для изменяющихся в опред пределах объема пр-ва.

Поэтому правило макс. прибыли(MR=MC) эк-ты преобразовали в универсальное правило Большого пальца, к-м пользуются при ценообразовании: Превышение Р над МС как доля от цены равно величине, обратной эластичности спроса, взятого с отриц. знаком.

(Р-МС)/P=(-1/Ed) где Р-цена, МС-предельные издержки

P=MC/(1+ 1/(Ed))

Коэффициент Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 году. Измерителем монополизма является доля в цене той величины, на которую цена реализации превышает предельные издержки.

Исчисляется:

 

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют барьеры для входа в монополистическую отрасль?

2. Что такое монопольное равновесие и ценовая эластичность спроса?

3. Что показывает коэффициент Лернера?

 

Тестовые вопросы:

1. Монополист, который желает максимизировать прибыль, всегда производит такой объем продукции, при котором спрос:

а. эластичный или единичной эластичности

б. неэластичен или единичной эластичности

в. единичной эластичности

г. монополист не принимает во внимание эластичность спроса

 

2. Монополист, который максимизирует прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, если:

а. маржинальный доход от реализации превышает предельные издержки

б. увеличиваются издержки на рекламу

в. снижается спрос на его продукцию

г. предельная выручка превышает средние издержки

 

3. Антимонопольное законодательство в первую очередь нацелено на обеспечение:

а. условий конкуренции

б. повышения спроса

в. прироста ВВП

г. снижения налогов

 

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Сущность и виды монополии (презентация PowerPoint).

Office-hours (СРСП): Равновесие монополии. Регулирование на монопольном рынке (доклад, 3-4 стр.).

 

GLOSSARY

На русском языке На казахском языке На английском языке
  Монополия Монополия Monopoly
  Равновесие Тепе-теңдік Balance
  Выгода Пайда Benefit
  Коэффициент Лернера Лернер коэффициенті Coefficient of Lerner


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: