СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВЛИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МАСШТАБЕ




РОЛЬ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

 

Определение внутренней торговли

В течение длительного времени слово «торговля» («коммерция») употреблялось в очень широком смысле, обозначая практически всю экономическую деятельность в целом.

В более узком смысле под «торговлей» понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений. Напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворения личных и производственных потребностей людей.

Торговая деятельность известна с глубокой древности, но первоначально она развивалась в виде обмена товарами между далеко расположенными друг от друга странами и регионами с использованием морских путей или сухопутных дорог. Эта «внешняя» торговля, которая часто приводила к вмешательству государственной власти (таможни, запреты на ввоз товаров и т.п.) и к конфликтам между странами, изучалась экономической наукой всегда более подробно, чем «внутренняя» торговля. Внутренняя торговля, рассматриваемая как совокупность различных видов деятельности по обмену товарами, возникает тогда, когда рост городского населения затрудняет прямые контакты между производителями (земледельцами, ремесленниками) и потребителями, устанавливаемые с целью приобретения материальных благ. На Руси торговля появилась в VIII-IX веках. Рынок («торг», «торжище») считался центром древнерусского города.

С тех пор торговая деятельность непрерывно расширялась, а в XIX в. началось её бурное развитие, происходившее параллельно экспансии городов и промышленности. Можно привести одно из современных определений внутренней торговли: внутренняя торговля представляет собой совокупность операций, осуществляемых в пределах одного государства и заключающихся в покупке товаров у производителей и их продаже с целью предоставления материальных благ в таком виде, в такое время и в таком месте, которые соответствуют их потребностям.

Производство товаров в больших количествах на специализированных предприятиях, удалённых от места потребления, повлекло за собой умножение числа взаимосвязей между производителями и потребителями. Специализация торговых предприятий не означает, будто производители (промышленники и земледельцы) всецело полагаются на коммерсантов в сбыте своей продукции. Всякое промышленное предприятие должно проводить собственную торговую политику, что предполагает знание рынка (или возможностей сбыта), чтобы обеспечить такой объём продаж, который бы соответствовал объёму производства. Одним из таких средств является, между прочим, выбор канала распределения, а проще говоря – посредников. Именно в связи с этим, в настоящей работе будут рассмотрены в комплексе проблемы, которые связаны как с деятельностью торговых предприятий, так и коммерческой деятельностью промышленных предприятий и других участниках процесса производства и распределения товаров.

Развитие торговой деятельности не оставалось без внимания ученых-экономистов. А. Смит и Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, К. Маркс, в своих работах уделяли торговле определённое внимание. При этом их оценки сущности и значения торговли в экономическом обороте зачастую не совпадали. Научные споры о значении, эффективности внутренней торговли продолжались в ХХ веке и имеют место и сегодня.

Подобное внимание к торговой деятельности в полной мере оправдано её экономической ролью и её значением для развития народного хозяйства любой страны в целом.

 

МЕСТО ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ В СТРУКТУРЕ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

В истории экономической мысли существовали такие концепции (Аристотель, физиократы, А. Смит), в которых отрицалась экономическая эффективность торговли. Основанием для такого суждения служило отсутствие материальных изменений в товарах, что коренным образом отличает деятельность коммерсантов от деятельности производителей. Ученые-марксисты также придерживались этой точки зрения и не включали торговлю, наряду с прочими видами услуг, в национальный продукт. Однако это не мешало в период существования СССР относить торговлю, включая материально-техническое обеспечение к отраслям материального производства, которые принимают участие в создании стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Статистические данные того времени показывали устойчивую тенденцию к росту не только объёма, но и удельного веса валовой и чистой продукции всех отраслей товарного обращения в стоимости совокупного продукта и национального дохода СССР (таблицы 1 и 2).

 

Таблица 1 – Валовой общественный продукт по отраслям народного хозяйства СССР (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)

 

Показатели абс.   % абс.   % абс.   % абс.   %
Валовой общественный продукт, всего:     643,5     100,0         100,0         100,0     1631,6     100,0
в том числе: промышленность торговля, МТС   37,4   63,6 5,8   685,5 89,4   63,6 8,3   844,6 117,2   61,0 8,5   522,1 195,8   32,0 12,0

 

 

Таблица 2 – Национальный доход по отраслям народного хозяйства СССР (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.)

 

Показатели абс.   % абс.   % абс.   % абс.   %
Национальный доход, всего:   289,9   100,0   462,2   00,0   578,5   100,0   700,6   100,0
в том числе: промышленность торговля, МТС   148,3 32,2   51,1 11,1   238,1 80,6   51,5 17,4   263,1 105,3   45,5 18,3   - -   - -

 

В среде советских ученых имело место различное отношение к факту возрастания результативности функционирования торговли. Так авторы учебника «Статистика материально-технического обеспечения» под редакцией профессора М. Р. Эйдельмана отмечали: «К оценке такого вклада нужно подходить с учетом специфики функций отраслей товарного обращения, в том числе и материально-технического обеспечения, в процессе расширенного социалистического воспроизводства. С народнохозяйственных позиций является целесообразным уменьшение доли валовой и чистой продукции указанных отраслей в совокупном общественном продукте и национальном доходе при условии оптимального выполнения возложенных на них функций. Валовая и чистая продукция всех этих отраслей по существу отражают затраты совокупного и живого труда, связанного с доведением изготовленной предприятиями продукции до потребителя, без чего процесс воспроизводства не может считаться законченным. Кроме того, обеспечение потребностей – цель процесса производства, без достижения которой всякое производство теряет смысл. В процессе обращения увеличивается стоимость продукции в меру затрат, связанных с этим процессом, но не увеличивается количество материальных благ. Используя показатели валовой и чистой продукции для характеристики результатов деятельности материально-технического обеспечения и его предприятий и организаций, следует учитывать экономический смысл этих показателей, их специфику в данной отрасли и методологию исчисления».

Диаметрально противоположной была оценка роли отрасли известного ученого, доктора экономических наук, профессора Н.Д. Фасоляка, автора многих учебников по экономике и организации материально-технического снабжения. В своей проблемной статье «Научно обосновать развитие отрасли» он писал: «Что же касается материально-технического снабжения как процесса обеспечения народного хозяйства продукцией производственно-технического назначения, то соотношение между чистыми и дополнительными издержками здесь существенно изменилось в пользу последних. Так, в общей сумме издержек обращения транспортные и складские расходы составляют свыше 95 процентов. Характер чистых издержек, их состав, структура ещё недостаточно исследованы, хотя это весьма важная проблема, как с теоретической, так и с практической точек зрения. Вот почему к развитию материально-технического снабжения необходимо относиться как к отрасли материального производства, а не обслуживающей сферы. Её продукцией является поставляемые потребителям предметы производственно-технического назначения, изменившие своё пространственное бытие. Отсюда расходы этой отрасли являются в основном производительными и вполне правомерно включаются в стоимость валового общественного продукта. Будучи отраслью материального производства, продолжая процесс производства в сфере обращения, материально-техническое снабжение принимает участие в создании чистой продукции, а в масштабе народного хозяйства – национального дохода». Заметим, что хотя приведенные высказывания касались в основном торговли средствами производства, они в полной мере соотносятся с существовавшими мнениями относительно места торговли товарами народного потребления в экономическом обороте.

За последние двадцать лет, которые характеризуются сменой формы собственности в России, во внутренней торговле произошли значительные изменения, которые привели к тому, что торговля превратилась в одну из «главных» и особенно динамичных отраслей народного хозяйства.

Выяснение места того или иного рода деятельности в структуре народного хозяйства обычно начинают с количественных оценок. Согласно принятой в России официально международной классификации отраслей, торговля вносит свой вклад в развитие сферы услуг (понимаемой как совокупность всех видов частной и государственной деятельности по оказанию услуг), которым сопровождался экономический рост во всех странах рыночной экономики. Последствия такого роста находят своё выражение как в отраслевом распределении экономически активного населения, так и в структуре валового внутреннего продукта.

Здесь уместно привести высказывание К. Маркса, в котором формулируется исторически прогрессивная роль капитализма. Он писал: «Но в качестве безудержного стремления к всеобщей форме богатства капитал гонит труд за пределы обусловленных природой потребностей рабочего и тем самым создаёт материальные элементы для развития богатой индивидуальности, которая одинаково всестороння и в своём производстве и в своём потреблении и труд которой выступает, поэтому уже не как труд, а как полное развития самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме, ибо на место обусловленной природой потребности становится потребность, созданная исторически».

И действительно, изменение структуры занятого населения в капиталистических странах подтверждает этот вывод.

 

Таблица 3 – Изменение структуры занятого населения в США

за 1976 –2000 гг. (тыс. чел.)

 

  Годы Всего занятых в экономике Тоже % Рабочие места в отраслях производственной сферы Тоже % Рабочие места в обслуживающих отраслях Тоже %
    100,0   30,6   69,4
    100.0   29,2   70,8
    100,0   28,1   71,9

 

Примечание: Товаропроизводящие отрасли в США включают сельское хозяйство, добывающие отрасли, строительство и промышленность. Обслуживающие отрасли включают транспорт, общественные заведения, торговлю, финансовое дело, страхование, операции с недвижимостью, услуги, органы управления.

 

И в России, начиная с 1996 г. рост числа наёмных работников в сфере обслуживания происходит значительно быстрее, чем в отраслях, производящих товары, особенно это, относится к торговле (таблица 4).

 

Таблица 4 – Изменение среднегодовой численности занятых в экономике России по отраслям сферы производства и сферы услуг

за 1995 – 2006 гг.

тыс. человек

Годы Всего занятых в экономике Тоже, % Рабочие места в отраслях производства Тоже, % Рабочие места в обслуживающих отраслях Тоже, %  
        50,3   49,7
        48,1   51,9
        45,4   54,6
        44,2   55,8
        44,0   56,0
        43,8   56,2
        43,1   56,9
        42,0   58,0
        41,0   59,0
        40,8   59,2
        40,3   59,7
        39,7   60,3

 

На рисунке 1 хорошо видно, что в России, в отличие от США рост численности занятых в сфере услуг в России происходит на фоне абсолютного сокращения численности занятых в производственной сфере.

 

Рисунок 1 – Динамика изменения численности занятых в отраслях производства и сферы услуг России в 1995-2006 гг.

 

Данные таблицы 5 характеризуют темпы роста численности занятых в некоторых отраслях сферы производства и услуг за период 1995-2003 гг. Они свидетельствуют о том, что численность занятых в торговой отрасли в России растёт высокими темпами, что может, предположительно, быть следствием нескольких причин: высокой экономической эффективности инвестиций в торговую сферу, неудовлетворённым спросом на торговые услуги со стороны потребителей, низким уровнем производительности труда в сфере торговых услуг.

 

Таблица 5 – Изменение среднегодовой численности занятых в экономике России по некоторым отраслям сферы производства и сферы услуг

за 1995 – 2006 гг.

тыс. человек

                  Темпы роста, % (1995 = 100)
Всего В экономике                 101,2
Промышленность                 83,5
Сельское хозяйство                 73,3
Строительство                 81,7
Транспорт и связь                 124,0
Оптовая и розничная торговля,                 169,5
Гостиницы и рестораны                 131,6

 

Для того чтобы подчеркнуть существенные отличия в росте числа занятых в отраслях торговли от изменений численности занятых в товаропроизводящих отраслях проанализируем изменение относительных показателей среднегодовой численности занятых по отраслям в России за 1995-2003 гг. (таблица 6).

 

Таблица 6 – Среднегодовая численность занятых в экономике России по отраслям за 1995-2006 гг.

в процентах к итогу

                 
Всего в экономике                
В товаропроизводящих отраслях 50,2 44,5 43,6 42,6 41,6 40,7 40,4 39,8
В отраслях сферы услуг 49,8 55,5 56,4 57,4 58,4 59,3 59,6 60,2
в том числе:                
оптовая и розничная торговля 10,1 13,7 14,6 15,1 15,8 16,3 16,6 16,8
гостиницы и рестораны 1,5 1,5 1,6 1,7 1,7 1,7 1,8

 

 

Из данных таблицы 6 видно, что за период с 1995 по 2006 год удельный вес промышленности в численности занятых в экономике снизился на 10,4 процентных пункта, а торговли вырос примерно на 6,7 процентных пункта.

Рассмотрим, какими темпами изменялась численность занятых в торговле России.

 

 

Таблица 7 – Изменение числа занятых в торговле России

за период 1995-2003 гг. (тыс. чел.)

 

  Всего
1995 г.  
2000 г.  
Прирост  
Темп роста, % 141,1
2003 г.  
Прирост  
Темп роста, % 118,5

 

Несложно подсчитать, что если за период с 1995 по 2000гг. среднегодовые темпы роста численности занятых в российской торговле составляли более 8 %., то после 2000 года они снизились до 6 %.

Аналогичные процессы происходили в ХХ в., например, во Франции, где, начиная с 1950 г. рост числа наёмных работников в сфере обслуживания происходил значительно быстрее, чем в других областях. После 1975 г. это число продолжало расти, хотя и медленнее, в то время как доля активного населения, занятого в промышленности, начала уменьшаться; в сельском же хозяйстве продолжалось уменьшение числа занятых, начавшееся ранее. К 1982 г. в сфере обслуживания Франции было занято более 58 % активного населения, что составляло 12,6 млн. человек.

Общее число занятых в торговле Франции (2,6 млн. человек) составляло в тот период примерно 21 % всех занятых в сфере обслуживания, или 12 % активного населения в целом. В течение предшествующих десятилетий наблюдался непрерывный рост занятости в торговле Франции, но он происходил не так быстро, как в других областях деятельности сферы услуг.

 

 

Таблица 8 – Изменение числа занятых в торговле Франции

за период 1950-1982 гг.

тысяч человек

  Всего В т.ч. работающих по найму Независимых коммерсантов
1950 г.      
1960 г.      
Прирост     -57
Темп роста, % 130,6 169,5 93,2
1970 г.      
Прирост     -108
Темп роста, % 118,5 138,6 86,2
1982 г.      
Прирост     -115
Темп роста, % 108,0 117,7 82,9

 

Нижеприводимые диаграммы (рисунки 2 и 3) наглядно демонстрируют структурные изменения в количестве занятых в различных отраслях народного хозяйства России за период с 1995 по 2006 гг.

Рисунок 3 – Динамика численности занятых в отраслях сферы товарного производства России

 

 

Рисунок 2 – Динамика численности занятых в отраслях сферы услуг России

 

Общее число занятых в торговле России (11,3 млн. человек) составляет в настоящий период примерно 29 % всех занятых в сфере обслуживания, или 17,1 % активного населения в целом.

Мерилом вклада той или иной отрасли в национальный продукт является добавленная стоимость; в торговле она равна общей сумме наценок, полученной всеми торговыми предприятиями (т.е. разнице между стоимостью проданных товаров и общей стоимостью купленных товаров), за вычетом торговых расходов (затраты на материальные средства и услуги, приобретённые за пределами отрасли для обеспечения своей деятельности: на электроэнергию, транспортировку и т.л.). Изменение валового внутреннего продукта за период 1995-2001 гг. в разрезе основных отраслей экономики представлено в таблице 9.

 

Таблица 9 – Изменение структуры ВВП в России за 1995-2006гг., млрд.руб

Годы Всего ВВП Тоже % ВВП в товаропроизводящих отраслях Тоже % ВВП в сфере Услуг Тоже %
    1524741,4 .   647679,0 42,5 788062,4 57,5
  2117268,8   896221,3 42,3 1221047,5 57,7
  2429401,8   981526,5 40,4 1447875,3 59,6
  2625775,0   1084637,3 41,3 1541137,7 58,7
  4575603,0   1922723,4 42,0 2652879,6 58,0
      3005142,8 42,2 3341997,6 57,8
      3573373,9 40,0 5354100,5 60,0
      3868741,0 38,8 5891841,0 61,5
      4696628,0 38,5 7169714,0 61,5
      6457136,0 41,3 8729709,0 58,7
      8330985,0 42,6 10639892,0 57,4
      10115790,0 41,8 13303278,0 58,2

 

Из таблицы видно, что в целом ВВП с 1995 по 2006 год возрос более чем в 5,5 раза. Необходимо отметить, что при этом изменилась и структура ВВП, т.е. доля ВВП, произведенного в товаропроизводящих отраслей снизилось, но увеличилось доля ВВП сферы услуг.

Темпы роста ВВП за 1995-2006 гг.:

- в целом – 585,5%

- в товаропроизводящих отраслях – 551,7%

- в обслуживающих отраслях – 610,4%

Динамику роста ВВП в период с 1995 по 2006 год более наглядно можно проследить на графике (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 – Изменение ВВП России за 1995 -2006 гг.

 

Судя по этим данным, индустрия услуг стала локомотивом развития российской экономики – темпы роста сферы услуг в 1,09 раза выше, чем рост ВВП и в 1,2 раза, чем рост производства товаров.

Рассмотрим, как изменился вклад торговли в валовой внутренний продукт нашей страны.

Для этого проанализируем изменение структуры производства валового внутреннего продукта России (таблица 10).

Анализ таблицы 10 показывает, что за период с 1995 по 2003 гг. доля услуг в структуре валового внутреннего продукта России возросла с 52 до 60,1 процента, или на 8,1 процентных пункта. При этом доля торговли в ВВП 2003г. составляет более 22 процентов, а её доля в валовой добавленной стоимости сферы услуг в 2003 году составила 33 процента. Столь значительный удельный вес торговли, достигнут на фоне неуклонного снижения удельного веса отраслей сферы производства в валовом внутреннем продукте страны. Отметим, что для Франции 1982 г. добавленная стоимость в торговле (384 млрд. франков) составляла 27 % стоимости продукции, произведённой в сфере услуг, и 11,7 % стоимости валового внутреннего продукта страны. Сравнение со структурой валового внутреннего продукта Франции 1982 года показывает, что доля внутренней торговли Франции в ВВП была почти в два раза ниже, чем в России.

 

 

Таблица 10 – Отраслевая структура ВВП России в 1995-2006 гг., %

                 
ВВП в основных ценах                
Производство товаров, всего 45,6 47,2 39,7 40,2 40,3 43,4 44,9 44,2
в том числе:                
Промышленность 26,2 31,9 24,1 17,6 17,0 18,1 19,3 19,4
Строительство 8,5 6,9 6,8 5,5 6,2 5,8 5,6 5,9
Сельское хозяйство 6,7 6,7 6,1 6,4 6,3 5,7 5,2 4,5
другие отрасли 4,1 1,7 2,8 4,1 4,2 4,2 3,8 3,7
Производство услуг, всего 55,4 53,5 61,8 61,5 61,5 58,7 57,4 58,1
в том числе:                
Рыночные услуги, из них 41,9 42,8 43,9 48,2 48,1 45,5 44,6 44,7
торговля (оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) 19,9 23,7 20,5 23,0 22,2 20,4 19,5 19,7
транспорт и связь 11,4 9,4 8,3 10,4 10,8 11,2 10,3 9,9
другие отрасли 10,6 8,6 15,0 14,8 15,0 14,0 14,8 15,2
Нерыночные услуги 13,6 10,7 18,0 13,3 13,4 13,1 12,8 13,5

 

 

Для того, чтобы убедиться в том, что рост доли отраслей сферы услуг в составе валового внутреннего продукта явление планетарное приведём данные по Великобритании, как типичной страны с экономикой постиндустриального типа.

 

Таблица 11 – Отраслевая структура ВВП Великобритании

в 1991 – 2001 гг., %

 

Группы отраслей      
Сельское, лесное хозяйство и рыболовство 1,9 1,9 0,9
Производство всего 28,1 25,5 21,2
В том числе:      
Водо- и энергоснабжение 2,2 2,5 1,7
Обрабатывающая промышленность 23,7 20,7 16,7
Добывающая промышленность 2,2 2,3 2,8
Товаропроизводящий сектор, всего 30,0 27,4 22,1
Сектор услуг, всего 62,8 67,6 72,7
В том числе:      
Распределение, коммуникации, транспорт, отели 22,6 21,3 22,7
В т.ч. распределение, отели 14,2 13,3 15,0
Другие отрасли сферы услуг (образование, медицинское обслуживание, деловое консультирование и пр. 40,2 46,3 50,0

 

Обращает на себя внимание тот факт, что при росте доли отраслей сферы услуг в ВВП Великобритании с 1991 по 2001 гг. почти на 10 процентных пункта, доля торгово-транспортных услуг в ВВП осталась практически на одном и том же уровне (заметим, что в Великобритании для обозначения того, что мы называем внутренней торговлей, употребляется термин «распределение»).

Сравнительный анализ структуры добавленной стоимости сферы услуг России и Великобритании показывает, что в России удельный вес транспортно-торговых услуг значительно выше, чем в Великобритании (таблица 12).

 

Таблица 12 – Доля транспортно-торговых услуг в ВВП сферы услуг

России и Великобритании за 1995 –2001 гг., %

 

Страны, группы отраслей    
Россия:    
доля сферы услуг в ВВП 57,5 60,0
доля транспортно –торговых услуг в ВВП 29,6 26,9
доля ВВП транспортно –торговых услуг в ВВП сферы услуг 51,5 44,8
Великобритания:    
доля сферы услуг в ВВП 67,6 72,7
доля транспортно –торговых услуг в ВВП 21,3 22,7
доля ВВП транспортно –торговых услуг в ВВП сферы услуг 36,0 31,2

 

Так, их доля в России 1995 г. составляла 51,5 %, а в 2001 г. она была равна 44,8 %. В Великобритании же в 1995 г. доля транспортно – торговых услуг в ВВП всей сферы услуг составляла 36 %, а в 2001 г. – только 31,2 %. Следовательно, можно сделать вывод о том, что: а) в Великобритании сфера транспортно – торговых услуг имеет значительно большую производительность, чем в России; б) ВВП сферы услуг в Великобритании растёт не за счет отраслей сферы распределения, а за счёт других отраслей сферы услуг – образования, медицинского обслуживания, делового консультирования и пр.

Проведённый анализ места торговли в структуре народного хозяйства России показал, что как в структуре занятого населения, так и в составе валового внутреннего продукта торговля занимает очень значительное место, при этом доля отраслей торговли постоянно растёт. С учётом сокращения доли отраслей сектора производства товаров в среднегодовой численности занятых и в структуре ВВП данный рост является свидетельством увеличения стоимости распределения, снижения производительности труда и эффективности торговой деятельности в России.

Для подтверждения этого вывода рассмотрим имеющиеся подходы к оценке эффективности торговой деятельности в национальном масштабе.

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫК ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВЛИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

 

Рассмотрев место торговли в экономике, можно задать вопрос об эффективности торговой деятельности в национальном масштабе. Определённый ответ на этот вопрос даёт нам оценка стоимости распределения. В этом отношении интересен опыт Франции, страны, где накоплены определённые традиции как в вопросах учета и анализа стоимости сбыта, так и в вопросах государственного регулирования торговли.

Для измерения стоимости сбыта в целом во Франции применяется несколько статистических методов.

А) Прежде всего, используется такое хорошо известное определение понятие стоимости сбыта, которое близко к профессиональной практике: стоимость сбыта, равна разнице между ценой, по которой товар продаётся потребителю и ценой этого товара в конце процесса производства. Таким образом, стоимость сбыта складывается из расходов, связанных с осуществлением торговых операций, и доходов, получаемых различными посредниками (обычно она исчисляется без налога на добавленную стоимость, взимаемую при покупке и продаже). Стоимость сбыта может исчисляться на разных уровнях – по отношению к определённому продукту, определённой форме торговли и т.д.

Данное понятие может быть перенесено на всю совокупность торговой деятельности, что позволяет оценить те расходы, которые берут на себя потребители (относительно всей совокупности покупок), чтобы оплатить работу торговли. При этом абстрагируются от того факта, что небольшую часть торговых расходов несут и промышленные предприятия. Национальная комиссия по коммерческому учёту Франции исчисляет общую сумму наценок (без налога на добавленную стоимость), которая представляет собой разницу между величиной торгового оборота и стоимостью всех покупок, сделанных в определённой сфере торговли (или в какой-либо группе торговых предприятий). Эта величина, соотнесённая с величиной торгового оборота (без налогов), даёт процентное отношение, которое некоторым образом является средневзвешенной величиной норм наценок, применяемых всеми соответствующими торговыми предприятиями. Норма торговой наценки представляет собой отношение валовой наценки к продажной цене (или к величине торгового оборота), выраженное в процентах, и вычисляется как (сумма продажи – сумма закупки/сумма продажи). Этот показатель непосредственно используется в управлении коммерческими предприятиями при установлении продажной цены.

Проведённые расчёты показывают, что норма наценки для всех предприятий розничной торговли Франции в 1982 г. равнялась 31 %; этот процент продажной цены представляет собой валовую наценку на этих предприятиях. Однако эта величина обнаруживает большой разброс в зависимости от типа торговых предприятий и от типа товара. Так, в гипермаркетах норма наценки равна 15 %; в розничной торговле обычными продовольственными товарами (включая крупные магазины) – 20,3 %; в специализированных продовольственных магазинах (с небольшим числом наёмных работников) – 32,5 %; в розничной торговле непродовольственными товарами – 34-38 %.

Однако понятие нормы торговой наценки, представляющее интерес при сравнении разных секторов торговли, не имеет особого значения на уровне народного хозяйства в целом; соотнесение с объёмом торгового оборота не позволяет производить суммирование средних норм наценок в оптовой и розничной торговле из-за возникающего при этом двойного счёта (в розничную цену включается цена, выплачиваемая оптовику).

Б) Поэтому, чтобы следовать нормам бухгалтерского учёта, принятым во Франции, предпочтительнее сравнивать валовую наценку всей торговли в целом со стоимостью национального продукта. С этой точки зрения совокупная валовая наценка, по мнению французских ученых, является мерилом «производства» услуг в торговле и соответствует возмещению различных факторов производства, используемых в этой отрасли. В состав совокупной валовой наценки входят: промежуточное потребление (электроэнергия, аренда помещений), заработная плата торгового персонала и прибыль. В 1982 г. валовая наценка составляла около 9 % стоимости «реальной продукции отраслей торговли» (добавленная стоимость + промежуточные расходы, связанные со всеми видами торговой деятельности. «Промежуточное потребление» включает потребление постоянного капитала – зданий, машин, сырья. «Добавленная стоимость» включает оплату труда наёмных работников и прибыль, рассматриваемую – упрощённо – в качестве предпринимательского дохода – платы за предпринимательский ресурс как фактор производства. Этот процент указывает на ту часть производственных ресурсов страны, которая используется в торговле в целом.

Если выделить только вознаграждения, получаемые работниками торговли в масштабе всей страны, то получается величина немного менее 12 % национального продукта (это величина всей добавленной стоимости в торговле). В 1982 г. расходы на содержание наёмного персонала составили 209 млрд. франков; валовая прибыль торговых предприятий (компании и индивидуальные предприятия) составила 156 млрд. франков; налоги и сборы (включая местные налоги) – 19 млрд. франков; добавленная стоимость в торговле в целом (сумма перечисленных статей) – 384 млрд. франков.

В) В настоящее время Национальный институт статистики и экономических исследований Франции исчисляет индекс цены торговой услуги и публикует его с 1981 г. в Докладах Национальной комиссии по коммерческому учёту; этот индекс позволяет отслеживать динамику торговых затрат во времени. Индекс вычисляется путём деления изменяющейся величины валовой наценки на индекс объёма деятельности (последний определяется путём



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: