Методика формирования слухо-произносительных навыков.




Научную основу постановки обучения произношению составляют два фактора: лингвистический и психологический.

В лингвистическом отношении речь идет об основных фонетических правилах звуковой системы изучаемого языка в их сравнении с родным языком. Мы уже говорили о трех группах фонетических явлений: совпадающих, сходных, отсутствующих в родном языке. Лингвистический анализ позволяет также выявить трудности, возникающие перед учащимися при изучении фонетических явлений. Это артикуляционные (возникают при воспроизведении определенного звука), позиционные (трудности при произнесении звука в различных сочетаниях звуков в различных фонетических условиях) и акустические трудности (трудности при восприятии звука или их сочетаний в различных фонетических условиях).

Психологический фактор, лежащий в основе обучения произношению, имеет субъективный характер. Он связан с психолого-физиологическими возможностями школьников. Для обучения произношению особую важность имеют

- степень развития фонематического слуха учащихся;

- гибкость и динамичность их речевого аппарата;

- объем кратковременной памяти обучаемого.

При плохом развитии одной из этих способностей нужны целенаправленные упражнения по их формированию и совершенствованию.

Обучение произношению строится на трех методических принципах.

1. Принцип аппроксимации. Выражает общее требование, охватывающее все стороны

звукового строя языка. Допускается приблизительное произнесение фонетических явлений,

которое не нарушает процесса общения.

2.Принцип имитации распространяется в основном на совпадающие явления в двух языках.

Имитация распадается на два этапа: слушание образца и его повторение. Многократное

повторение позволяет учащимся освободиться от ошибок.

3.Ускорить процесс проб и ошибок можно только с помощью принципа сочетания анализа

и имитации. Этот принцип предполагает объяснение способов артикуляции и анализ

образцов звучащей речи. Данный принцип распространяется на сходные и отсутствующие

фонетические явления.

Соотношение имитации и объяснения зависит от этапа обучения. В младших классах преобладает имитация, поскольку школьники младшего возраста благодаря своим психофизиологическим особенностям, легко имитируют, подражают. На среднем этапе необходим аналитико-имитативный подход при обучении фонетике. Однако фонетические правила должны быть лаконичными, практически направленными, иметь характер легко выполнимых инструкций.

Обучение произношению или формирование слухо-произносительных навыков носит поэтапный характер и включает следующие этапы.

1. Ориентировочно-подготовительный этап используется для создания ориентировочной основы действий.

В зависимости от типологической характеристики фонетического явления ориентировочная основа произношения создается с помощью двух моделей:

- предъявление – воспроизведение образца. По данной модели усваиваются звуковые явления первой и второй категорий (сходные и совпадающие).

- предъявление – объяснение - воспроизведение образца. По данной модели усваиваются звуковые явления третьей категории (отсутствующие в родном языке). На этом этапе используются следующие виды работы:

1. Восприятие нового звука во фразах, словах, изолированно.

2. Выделение из ряда прослушанных слов тех, в которых содержится новый звук (путем поднятия сигнальной карточки или руки).

3. Объяснение артикуляции вводимого звука (сравнение с родным языком – мачта, цепи; сравнение с другими звуками иностранного языка; использование звуков-помощников – как жужжит пчела, как шипит змейка).

4. Выполнение упражнений на артикуляционную гимнастику (фиксация артикуляции, губы вытянуть трубочкой, язык на альвеолы, утрирование артикуляции).

5. Многократное прослушивание образцов.

Все задания первого этапа предполагают только прослушивание нового звука в разных вариациях. Аудирование развивает фонематический слух. Задания на аудирование предполагают следующие инструкции для учеников:

- отметить в контрольном листке такой же либо другой звук, тон, интонацию same/ different;

- выбрать правильный ответ;

- внести условное обозначение (ударение, значок транскрипции);

- выделить интонацию;

- соотнести шкалу и фразу и т.д.

Учащиеся учатся узнавать звуки, их сочетания, интонацию, и распознают слова и грамматич. формы. Затем прослушивание выполняет роль эталона в процессе воспроизведения.

Если материал упражнений произносит учитель, ученики видят артикуляцию, мимику, жесты, что помогает им узнавать звуки. (принцип наглядности)

В торой этап: этап выработки стереотипа и гибкости фонетического навыка.

Начинается с воспроизведения новых языковых явлений. Прослушивание всегда должно опережать воспроизведение, но может ему сопутствовать – подкрепляющее слушание.

Все задания данного этапа следует предварять заданиями:

Прослушайте, повторите, обратите внимание, повторите и добавьте, составьте оппозицию, в паузах повторите свою часть диалога, свой ответ на вопрос диктора.

Инструкции на начальном этапе даются на родном языке, затем на иностранном.

Повторение за образцом проходит в следующей последовательности:

- повторить за образцом звук, слово, фразу с новым звуком;

- повторить новый звук в оппозициях (глухой-звонкий; долгий-краткий; палатализованный-непалатализованный);

- повторение за эталоном постепенно усложняющихся речевых образцов;

- самостоятельное произнесение изучаемого звука учащимися;

- совершенствование слухо-произносительных навыков в процессе разучивания стихов, рифмовок, скороговорок, диалогов, фонетических игр.

Все эти виды работы свойственны начальному и среднему этапам обучения. Далее идет совершенствование ранее сформированных произносительных навыков.

Если учащиеся часто допускают одни и те же фонетические ошибки, учитель должен их проанализировать, выделить типичные и индивидуальные и подобрать специальные упражнения, которые проводятся в виде фонетической зарядки. Можно выполнять фонетические упражнения перед различными речевыми заданиями. Они способствуют предупреждению ошибок, так как в них включаются фонетические явления, которые позже на уроке будут употребляться в устной речи или чтении. Это заучивание и произнесение стихотворений, отрывков, пословиц и поговорок, диалогов, рассказов с упором на произносительную сторону.

При формировании фонетических навыков трудно переоценить важность хоровой работы и фонетические задания с использованием ТСО (См. соответствующую лекцию).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: