Понятие и классификация общесудовых систем




Общесудовые системы – это комплексы оборудования, включающие в себя трубопроводы, ёмкости, механизмы, арматуру и контрольно-измерительные приборы, служащие для обеспечения мореходных качеств, обитаемости и живучести судна, а так же выполнения специализированных задач для отдельных типов судов.

Общесудовые системы могут быть классифицированы: по роду среды, перемещаемой в трубопроводах, по характеру выполняемых функций и по важности выполняемых функций.

Первый способ классификации удобен для гидравлического расчёта трубопроводов, но в применении к многим общесудовым системам неудобен, так как в них одновременно используются трубопроводы с разными средами (так, в системах кондиционирования присутствуют паропроводы, водопроводы и воздухопроводы).

При изучении курса общесудовых систем наиболее целесообразно классифицировать их по назначению и характеру выполняемых ими функций. Такая классификация даёт возможность однородные по устройству и по характеру работы системы относить к одной группе.

Трюмные системы - удаляют за борт эксплуатационную воду из отсеков и помещений, т.е. поддерживают заданную плавучесть. В этой группе выделяют:

- осушительная система – обеспечивает удаление за борт трюмной воды,

- перепускная система – обеспечивает перепуск воды из отсеков, не имеющих самостоятельных средств осушения,

- водоотливная система - обеспечивает удаление за борт больших масс воды, попавших внутрь корпуса в результате пробоин.

Балластные системы - обеспечивают прием из-за борта, перекачку по судну и удаления за борт водного балласта для изменения осадки, остойчивости, ходкости, обитаемости и других характеристик. К этой группе относят:

- система погружения и всплытия (ПВ) – обеспечивает маневрирование ПЛ по глубине путём изменения её плавучести,

- системы замещения переменных грузов – обеспечивают поддержание постоянного плавучего объема судов в процессе эксплуатации,

- креновая система - обеспечивает допустимые наклонения корпуса судна в поперечной плоскости (с борта на борт),

- дифферентная система - создаёт нормальные (требуемые) наклонения в продольной плоскости (из носа в корму и наоборот),

- балластные системы грузовых судов – обеспечивают для порожнего судна изменение осадки, крена и дифферента, а для загруженного судна изменение метацентрической высоты.

Противопожарные системы - обычно состоят из систем сигнализации и локализации. Первые включают: ручную, полуавтоматическую, автоматическую сигнализацию. Вторые служат для уничтожения очага пожара и делятся на следующие подгруппы:

- системы водотушения – обеспечивают тушение водяными струями,

- система паротушения – обеспечивает тушение посредством подачи водяного пара,

- системы газотушения – обеспечивают тушение газами, не поддерживающими горение (углекислотные системы, ЛОХ),

- система пенотушения – обеспечивает тушение негорючей пеной, изолирующей очаг от доступа кислорода.

Системы микроклимата – обеспечивают создание и поддержание необходимых параметров воздушной среды для нормальной обитаемости судна. Здесь выделяются:

- системы вентиляции (общие и автономные) – обеспечивают создание необходимого обмена воздуха в помещениях и его механическую очистку,

- системы кондиционирования – обеспечивают поддержание в судовых помещениях заданных параметров воздуха (температуры, влажности),

- система регенерации воздуха (РВ) – обеспечивает восстановление и поддержание необходимого для жизнедеятельности химического состава воздуха,

- системы отопления – обеспечивают обогрев помещений,

- холодильные системы – обеспечивают охлаждение воздуха в провизионных кладовых, морозильных камерах, рефрижераторных трюмах.

Санитарные системы – обеспечивают подачу воды на различные нужды и удаление сточных вод. Соответственно, выделяют:

- система питьевой воды – обеспечивает приготовление и подачу пресной воды,

- система мытьевой воды – обеспечивает подачу холодной и горячей воды на бытовые нужды (к умывальникам, ваннам и т.д.),

- система забортной воды – обеспечивает подачу воды в санитарные помещения, на обмыв якорной цепи и палуб и др.,

- фановая система – обеспечивает удаление фекальных вод из гальюнов,

- сточная система – обеспечивает удаление грязной воды из умывальников, моек, ванн и т.п.,

- система шпигатов – обеспечивает удаление воды с палуб и надстроек.

Системы сжатого воздуха – обеспечивает хранение и обеспечение потребителей сжатым воздухом различного давления. Выделяют системы воздуха высокого давления (ВВД) и среднего давления (ВСД).

Системы гидравлики – обеспечивают потребителей (приводы арматуры систем, рулевые устройства, приводы специальных устройств) объёмной гидравлической энергией.

 

По третьему способу классификации все системы разделяются на две группы:

1) Системы, обеспечивающие борьбу за живучесть (противопожарные, обеспечивающие непотопляемость).

2) Обиходные системы, обеспечивающие бытовые нужды и повседневную деятельность.

Такая классификация, особенно актуальная для боевых кораблей, даёт возможность установить степень главенствования систем и тем самым определить предъявляемые к ним требования.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: