Методы обучения
Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и ученика в процессе обучения, направленный на усвоение содержания образования.
Прием обучения – это часть метода, отдельное действие учителя.
Единой классификации методов обучения в науке нет, т.к. не выделено основание для классификации всех методов.
Признак, который положен в основу классификации, помогает выявить, на решение каких педагогических задач нацелены методы. К каждому методу предъявляются требования при которых он достигает эффективности.
Классификации:
- По структуре деятельности (по Ю.К. Бабанскому).
1. Методы организации учебной деятельности:
- по источнику передачи и восприятия информации;
- по степени самостоятельности и активности мышления школьников;
- по логике передачи информации (индуктивные и дедуктивные)
- по степени управления учебной деятельностью (под руководством учителя, учебная работа, самостоятельная работа – письменные работы, лабораторные работы, выполнение трудовых и практических заданий)
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы стимулирование и мотивации интереса к учению (создание ситуации новизны, неожиданности, актуальности, пробуждение эмоциональных нравственных переживаний, познавательные игры, драматизации и театрализации, дискуссии, анализ жизненной ситуации, создание ситуаций успеха в обучении).
Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности (разъяснение личной и общественной значимости учения; требование, упражнение, поощрение и наказание)
Методы контроля и оценки учебной деятельности.
Требования:
объективность, всесторонность, систематичность, гласность, индивидуализация, дифференциация, учет специфики учебного предмета, разнообразие форм и методов.
- Устные методы контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, уплотненный опрос, тесты),
- Письменные методы контроля (диктанты, изложения, сочинения, рефераты, письменные работы)
- Практические методы контроля – практические работы, опыты
- Графические методы контроля – графики, схемы, таблицы
- программированные методы контроля – машинные, безмашинные
- наблюдение
- самоконтроль
- по степени самостоятельности и активности мышления школьников
репродуктивные (объяснительно-иллюстративные – беседа, работа с книгой, устное изложение, наблюдение; инструктивно-репродуктивные – программированное обучение)
продуктивные:
проблемное изложение (решение проблемы учителем, проблемная ситуация, проблемная задача показать логику изложения, сделать преднамеренную ошибку, вывод делает учитель)
частично-поисковый (эвристическая беседа, формирование новых знаний через пошаговое решение проблемы, решение в совместном диалоге, диспут, развитие мышления и речи, вывод делает учитель),
исследовательский (напоминает деятельность ученого – опытническая работа, творческая работа, вывод делают учащиеся).
- По источнику передачи и восприятия информации:
методы обучения
словесные наглядные практические
(слово) (образ) (деятельность)
Словесные методы.
Рассказ – повествовательное или описательное изложение учителем учебного материала. Требование: - выделение главной мысли
- доступность языка изложения
- эмоциональность
- краткость.
Объяснение – доказательное с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала.
Требование -выявление структуры изучаемого объекта и закономерных связей между
его частями;
- выделение существенных сторон изучаемого;
- использование наглядных пособий;
- обязательное формулирование правила или вывода в конце объяснения.
Беседа – диалог учителя и учеников, в котором учитель путем постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит их к усвоению новых. 2 вида беседы – контрольная и эвристическая. Особенность беседы – большая продолжительность достижения учебной цели, что существенно ограничивает ее использование в учебном процессе.
Требования: - последовательное нарастание трудности вопроса;
- нельзя задавать «двойных»и «тройных» вопросов
- избегать альтернативных вопросов.
Школьная лекция – последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы. Применяется в старших классах. В лекции должна быть история возникновения проблемы, основные этапы ее решения, характеристика современного состояния, перспективы дальнейшего развития. Можно обращаться к ученикам с вопросами и использовать наглядные пособия.
Работа с книгой письменная – метод обучения, при котором усвоение знаний и формирование умений происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями.
Требования: - проведение вводной беседы (инструктаж)
- обязательное объяснение учителем наиболее трудных вопросов
- наблюдение за работой учащихся
- сочетание с другими методами
Наглядные методы
Наблюдение – восприятие изучаемого объекта с целью получения информации о нем
Наблюдение бывает - количественным или качественным
- визуальным или с помощью оборудования
- кратковременным или длительным
- индивидуальным или групповым.
Требования- - заинтересованность учащихся
- наличие плана наблюдения
- фиксирование результата
- формулирование выводов
Демонстрация – показ изучаемых объектов, их изображений, опытов, просмотр кино и видеофильмов.
Требования:
- сопровождать показ объяснением;
- использовать пособия при повторении
- заботиться об эстетическом виде пособий
- не использовать слишком много пособий.
Кино не должно занимать более 25% времени урока.
Практические методы.
упражнение – многократное выполнение действия с целью совершенствования качества его выполнения. Бывают: подготовительные, обучающие, тренировочные
репродуктивные и творческие
письменные и устные
Перед выполнением действия учитель показывает образец.
Требования: - понимание учащимися теоретической основы упражнения;
- постепенное нарастание самостоятельности;
- постепенное нарастание трудности;
- содержание должно быть интересно учащимся
Графическая работа – выполнение учащимися графических схем, чертежей.
Требование: - понимание учащимися теоретической основы работы;
- знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;
- предъявление эстетических требований к выполнению работы
Лабораторная работа - выполнение учащимися по заданию учителя опытов с использованием специального оборудования. Бывают иллюстративные и исследовательские.
Требования: - наличие плана (инструктаж)
- обеспечение мер техники безопасности;
- наблюдение учителя за выполнением работы
- фиксация результатов учащимися
- формулирование выводов
Практическая работа – применение учащимися знаний и умений в деятельности, обеспечивающей получение практического результата.
Требования: - заинтересованность учащихся;
- наличие у учащихся необходимых знаний и умений
- соблюдение техники безопасности
- можно использовать коллективные формы работы
- завершением работы должна быть оценка.