Методы контроля и оценки учебной деятельности.




Методы обучения

 

Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и ученика в процессе обучения, направленный на усвоение содержания образования.

Прием обучения – это часть метода, отдельное действие учителя.

Единой классификации методов обучения в науке нет, т.к. не выделено основание для классификации всех методов.

Признак, который положен в основу классификации, помогает выявить, на решение каких педагогических задач нацелены методы. К каждому методу предъявляются требования при которых он достигает эффективности.

 

Классификации:

- По структуре деятельности (по Ю.К. Бабанскому).

 

1. Методы организации учебной деятельности:

- по источнику передачи и восприятия информации;

- по степени самостоятельности и активности мышления школьников;

- по логике передачи информации (индуктивные и дедуктивные)

- по степени управления учебной деятельностью (под руководством учителя, учебная работа, самостоятельная работа – письменные работы, лабораторные работы, выполнение трудовых и практических заданий)

 

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы стимулирование и мотивации интереса к учению (создание ситуации новизны, неожиданности, актуальности, пробуждение эмоциональных нравственных переживаний, познавательные игры, драматизации и театрализации, дискуссии, анализ жизненной ситуации, создание ситуаций успеха в обучении).

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности (разъяснение личной и общественной значимости учения; требование, упражнение, поощрение и наказание)

Методы контроля и оценки учебной деятельности.

Требования:

объективность, всесторонность, систематичность, гласность, индивидуализация, дифференциация, учет специфики учебного предмета, разнообразие форм и методов.

- Устные методы контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, уплотненный опрос, тесты),

- Письменные методы контроля (диктанты, изложения, сочинения, рефераты, письменные работы)

- Практические методы контроля – практические работы, опыты

- Графические методы контроля – графики, схемы, таблицы

- программированные методы контроля – машинные, безмашинные

- наблюдение

- самоконтроль

 

- по степени самостоятельности и активности мышления школьников

репродуктивные (объяснительно-иллюстративные – беседа, работа с книгой, устное изложение, наблюдение; инструктивно-репродуктивные – программированное обучение)

продуктивные:

проблемное изложение (решение проблемы учителем, проблемная ситуация, проблемная задача показать логику изложения, сделать преднамеренную ошибку, вывод делает учитель)

частично-поисковый (эвристическая беседа, формирование новых знаний через пошаговое решение проблемы, решение в совместном диалоге, диспут, развитие мышления и речи, вывод делает учитель),

исследовательский (напоминает деятельность ученого – опытническая работа, творческая работа, вывод делают учащиеся).

- По источнику передачи и восприятия информации:

 

методы обучения

 

словесные наглядные практические

(слово) (образ) (деятельность)

 

Словесные методы.

Рассказ – повествовательное или описательное изложение учителем учебного материала. Требование: - выделение главной мысли

- доступность языка изложения

- эмоциональность

- краткость.

Объяснение – доказательное с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала.

Требование -выявление структуры изучаемого объекта и закономерных связей между

его частями;

- выделение существенных сторон изучаемого;

- использование наглядных пособий;

- обязательное формулирование правила или вывода в конце объяснения.

Беседа – диалог учителя и учеников, в котором учитель путем постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит их к усвоению новых. 2 вида беседы – контрольная и эвристическая. Особенность беседы – большая продолжительность достижения учебной цели, что существенно ограничивает ее использование в учебном процессе.

Требования: - последовательное нарастание трудности вопроса;

- нельзя задавать «двойных»и «тройных» вопросов

- избегать альтернативных вопросов.

Школьная лекция – последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы. Применяется в старших классах. В лекции должна быть история возникновения проблемы, основные этапы ее решения, характеристика современного состояния, перспективы дальнейшего развития. Можно обращаться к ученикам с вопросами и использовать наглядные пособия.

Работа с книгой письменная – метод обучения, при котором усвоение знаний и формирование умений происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями.

Требования: - проведение вводной беседы (инструктаж)

- обязательное объяснение учителем наиболее трудных вопросов

- наблюдение за работой учащихся

- сочетание с другими методами

Наглядные методы

Наблюдение – восприятие изучаемого объекта с целью получения информации о нем

Наблюдение бывает - количественным или качественным

- визуальным или с помощью оборудования

- кратковременным или длительным

- индивидуальным или групповым.

Требования- - заинтересованность учащихся

- наличие плана наблюдения

- фиксирование результата

- формулирование выводов

Демонстрация – показ изучаемых объектов, их изображений, опытов, просмотр кино и видеофильмов.

Требования:

- сопровождать показ объяснением;

- использовать пособия при повторении

- заботиться об эстетическом виде пособий

- не использовать слишком много пособий.

Кино не должно занимать более 25% времени урока.

Практические методы.

упражнение – многократное выполнение действия с целью совершенствования качества его выполнения. Бывают: подготовительные, обучающие, тренировочные

репродуктивные и творческие

письменные и устные

Перед выполнением действия учитель показывает образец.

Требования: - понимание учащимися теоретической основы упражнения;

- постепенное нарастание самостоятельности;

- постепенное нарастание трудности;

- содержание должно быть интересно учащимся

Графическая работа – выполнение учащимися графических схем, чертежей.

Требование: - понимание учащимися теоретической основы работы;

- знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;

- предъявление эстетических требований к выполнению работы

Лабораторная работа - выполнение учащимися по заданию учителя опытов с использованием специального оборудования. Бывают иллюстративные и исследовательские.

Требования: - наличие плана (инструктаж)

- обеспечение мер техники безопасности;

- наблюдение учителя за выполнением работы

- фиксация результатов учащимися

- формулирование выводов

Практическая работа – применение учащимися знаний и умений в деятельности, обеспечивающей получение практического результата.

Требования: - заинтересованность учащихся;

- наличие у учащихся необходимых знаний и умений

- соблюдение техники безопасности

- можно использовать коллективные формы работы

- завершением работы должна быть оценка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: