Отличия новоевропейской философии от философской мысли средних веков




 

В IV в. постепенно происходила христианизация римской империи. Собственно процесс проникновения христианства начался много раньше, но первые христиане подвергались жестоким гонениям. Языческий Рим разрушал христианские храмы и уничтожал христиан. С IV же века христианство сначала сосуществует с язычеством, а затем вытесняет язычество из духовной жизни империи. Происходит это не случайно. Христианизация Римской империи была исторической необходимостью. Риму нужна была универсальная, единая религия, которая бы объединила различные народы, населяющие империю. Такую объединяющую роль могло сыграть христианство. Оно учило, что перед Богом все равны: и свободные, и рабы, и римляне, и варвары. Христианство стало новой официальной идеологией. Оно приносило с собой новую систему ценностей.

Господство христианства в политической жизни приводит к его господству и в духовной жизни общества. Религиозное мировоззрение проникает в философию и подчиняет её себе. Теперь философия в основном занимается тем, что обосновывает религиозную картину мира. Если в античности философ часто был одновременно и учёным, то в средние века, в эпоху застоя научной мысли, философ часто является одновременно богословом и священником. Философия и теология отцов церкви получила название «патристика» (от латинского pater – отец).

Всё происходящее в мире определяется борьбой двух царств – царства Божьего и царства земного. В первом царстве обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором – те, кто забывает о Боге. Однако на земле праведники и грешники перемешаны, царства Божье и земное соединены вместе.

Несколько позже на основе патристики возникло другое направление, характерное для средневековой философии – схоластика. Схоластика (от латинского «школа») – школьное направление в развитии философии, науки и теологии. Развивалась в основном в университетах. Центром схоластики был Парижский университет. Для схоластики характерно то, что наука и философия в рамках этого направления основывались на христианских истинах, изложенных в догмах. Однако в схоластике было высказано много мыслей, которые не согласовывались с догмами церкви. Если учесть, что в средние века науки развивались очень медленно и подвергались гонениям со стороны церкви, то надо признать определённую положительную роль схоластики, которая пыталась совместить веру с разумом, религиозные догматы с рациональными методами познания. Кроме того, схоластика внесла определённый вклад в развитие логики, т.к. в основном занималась проблемами рассудочного мышления, вырабатывала правила понятийного мышления и разработала понятия и категории, которые в дальнейшем широко использовались философией и особенно логикой. Однако чисто рациональный, умозрительный характер схоластики приводит к тому, что за этим термином закрепляется отрицательное значение голословных рассуждений, умственных построений, не опирающихся на опыт и практику.

Одним из крупнейших схоластов средневековья был Фома Аквинский (XIII в.).

Для гносеологии средневековья характерна постановка вопроса о соотношении веры и знания, религии и философии. В связи с этим возникает теория «двух истин»: истин науки, философии и религиозных истин, получаемых благодаря божественному откровению. Фома предлагает своё решение вопроса о соотношении веры и знания, религии и философии. Он соединяет эти два рода истин. Опыт и разум дают нам истины, необходимые в жизни, но не имеющие ничего общего с религией. Сущность вещей раскрывается путём божественного откровения, которое возможно только благодаря вере. Но сами религиозные догмы часто нуждаются в рациональном объяснении, потому что они берутся прямо от Бога и, следовательно, сверхразумны. Чтобы сделать их доступными обычным людям, нужна работа разума, философская интерпретация. Таким образом, Фома Аквинский связывает веру и разум. С одной стороны, начало познания – это опыт и разум. Но познание сущности осуществляется только путём религиозного откровения. С другой стороны, религия прибегает к рациональным обоснованиям своих положений и делает тем самым философию своей служанкой.

Среди схоластов постоянно велись споры по разнообразным вопросам. Основным предметом спора был вопрос о природе общих понятий: существуют ли общие понятия реально или же реально существуют только единичные вещи, а общие понятия – это обобщение в мышлении единичных объектов.

По вопросу о природе общих понятий в средневековой схоластике выделились два направления – реализм и номинализм.

Средневековые реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шамо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) утверждали, что общее существует реально. Среди реалистов выделяют два крыла: крайних реалистов и умеренных. Крайние реалисты полагали, что универсалии (общие понятия) существуют независимо от вещей и до них. Умеренные пытались доказать, что понятия пребывают в единичных вещах.

Номиналисты (от латинского nomen – название, имя) в отличие от реалистов утверждали, что общие понятия могут существовать только в сознании человека как их названия (наименования). Представителями средневекового номинализма были Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам.\

Промежуточное положение между реализмом и номинализмом занимал так называемый концептуализм, сторонники которого пытались доказать, что в онтологическом смысле общие понятия (универсалии) не существуют. Они связаны с деятельностью разума человека, но между тем в самих вещах существует нечто общее, соответствующее этим понятиям. Идеи концептуализма развивали Пьер Абеляр, Дунс Скот.

Таким образом, в основе средневековой онтологии лежит идея творения, а в основе гносеологии – идея откровения. Отсюда вытекают три характерные черты средневековой философии: теоцентризм, креационизм и провиденциализм во взглядах на историю общества.

Для того исторического периода, который принято называть Новым временем, характерны коренные технические и социально-экономические изменения, имевшие своим следствием глубочайшие сдвиги в области духовной жизни европейских народов.

Переворот в области духовной жизни проявлялся в трёх характерных формах: в Возрождении, Реформации и в бурном развитии естественных наук. Возрождение зародилось в Италии в XIV в., а к концу XV-XVI вв. стало, можно сказать, общеевропейским явлением. Возрождение можно рассматривать как становление раннебуржуазной культуры, для которой характерна гуманистическая направленность. Философы-гуманисты на первый план своего внимания выдвигали человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. В противоположность теологии и схоластической философии, которые видели смысл человеческой жизни в осуществлении Царства Божьего на земле, гуманистическая философия обосновывала идеал посюсторонней жизни человека.

Гуманистическая культура открыто еще не порывала с господствовавшей тогда церковной идеологией и католической религией, но она ставила на первый план светские науки и образованность, подчеркивала своё отрицательное отношение к богословско-схоластической учёности. Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в том, что она широко использовала культурное наследие античного мира; в этом смысле данная эпоха и называлась эпохой Возрождения, или Ренессанса. Наиболее общая черта этой культуры и идеологии состояла в признании интересов и прав личности, которые подавлялись феодальной реакцией и совершенно отрицались религиозно-католической моралью, в требовании всестороннего и гармоничного развития личности, которое было абсолютно чуждо средневековому обществу.

Другим ярким выражением нового мировоззрения и коренных сдвигов в жизни общества было реформационное движение, которое нанесло мощный удар по средневековому католицизму и папству. Идеология реформизма XVI в. – это протест против церковной организации и средневекового католицизма, против существовавших социальных и политических порядков феодализма. Реформация – это стремление молодой буржуазии освободиться от опеки средневекового католицизма и создать свою собственную буржуазную церковную организацию.

Общественно-политическое значение Реформации выражалось в том, что она содействовала укреплению независимости ряда молодых европейских государств.

Третьей и, пожалуй, самой плодотворной формой борьбы против богословско-схоластической идеологии в эту эпоху явилось развитие естествознания. Развитию естественных наук способствовали достижения в области материального производства. Это давало естествоиспытателям новые инструменты и приборы. В XVI-XVII вв. были изобретены микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Подлинный переворот в распространении научных знаний произвела замена в XV в. книг, писавшихся на пергаменте, книгами, печатавшимися на изобретённой к тому времени бумаге.

В 17 веке определилась просветительско-модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).

Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.

17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: