Постклассическая философия




 

  Направление и представители Афоризм, известные высказывания философа Категории Идеи
ИРРАЦИОНАЛИЗМ Предэкзистенциализм С. Кьеркегор годы жизни-5 мая 1813-11ноября 1855гг. страна: Дания основные произведения «Из записок еще живущего»; «Страх и трепет». Прочь от публики к единичному! Существование (экзистенция)Речь идет о существовании человека, его внутреннего мира, переживании им своих чувств и настроений, появляющихся время от времени стремлений утвердиться в мире, в котором он живет и который для него неясен. Человек в философии Кьеркегора постоянно задает себе такие вопросы: "В чем смысл моего существования?"; "Как жить и что делать?"; "Какими правилами руководствоваться в своем поведении?" и т.д. Он мучительно ищет ответы на эти вопросы и не находит их, блуждая в своих переживаниях. Окружающий его мир ему непонятен, загадочен и выступает для него как непознаваемая, иррациональная действительность. Страх- возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.   трепет, —это прежде всего категория религиозная, означающая страх, ужас и беспомощьность перед Всевышним. «грех - это отчаяние перед Богом, когда не желают быть собою или же когда желают быть собою» Вина-это необъяснимая сила, которая распространяется повсюду. Сила, которую никто не способен понять в масштабе более, чем его разум. Страдание-есть нечто неизбежное и должное в человеческом существовании. Только постигнув всю ее глубину и суть можно обрести истинную веру. свободный выбор-,это свобода решения выбора "или - или" (одна из работ Кьеркегора так и называется "Или - или"). Здесь Кьеркегор рассматривает не содержание, которое охватывается понятием "свобода" и "выбор", а лишь сам факт выбора, или, как он сам говорил, "лишь действительность акта выбора". Человеческая личность –Человек, по утверждению Кьеркегора, отличается от животного прежде всего тем, что он личность (а не тем, что у него есть разум), тем, что он осознает себя неповторимой личностью. Человек осознает себя выше рода, он всегда индивидуальность, личность, реально всегда существует либо личность, либо общество. Общество и личность не могут быть едины. Объединение людей — это всегда обезличивание, человек теряет свое индивидуальное лицо в обществе, поэтому стать человеком означает стать единичным, именно в этом состоит реализация человека. Роль пограничной ситуации в самоопределении человека-Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации, например перед лицом смерти. Осознание собственной смертности и делает человека человеком, порождая тревогу, отчаяние, одиночество и необходимость определения смысла жизни. Три стадии человеческой экзистенции: эстетическая –.Образ жизни – наслаждение. Его деятельность направлено вовне на овладение изменчивым внешним миром. Здесь человек не обретает, а теряет себя. Человек этого типа полностью поглощен проблемами обыденной жизни, живет чувственной жизнью, стремясь к наслаждениям. Высшее благо – здоровье этическая – Предмет – собственный внутренний мир, это человек долга, борьба этических мотиваций создает для него трагическую ситуацию выбора. Бескорыстное и абсолютное служение нравственным добродетелям. Человек осознает, что он представитель человеческого рода, поэтому его задача – реализовать в себе добродетель, нравственность. религиозная –Высшая стадия развития человека. Отказ от достижений разума, положившись только на бога. Человек отказывается от своих суждений и своей воли, подчиняет себя вере. Чтобы обрести веру в бога, надо вступить в мир абсурда, отбросить разум, мораль. Вера начинается там, где кончается разум.    
Иррационализм А. Шопенгауэр годы жизни 22 февраля 1788-21 сентября 1860 гг. страна: Пруссия. основные произведения: «О четверояком корне закона достаточного основания»; «Мир как воля и представление» Одиночество есть жребий всех выдающихся умов. Воля— это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основемироздания. мирпо Шопенгауэру - это мир человека. “Мир есть мое представление”: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа. Представление-опыт (образ, восприятие, понятие, чувство), наличествующий в сознании, как феноменальный, или субъективный, аспект основополагающей и универсальной воли, всепроницающей, стихийной силы, составляющей самую сердцевину бытия. Закон достаточного основания Как утверждает Шопенгауэр, во всех наших взаимоотношениях с миром мы следуем закону, который "побуждает нас везде искать определенное почему", независимо от рассматриваемой темы или от области исследования. Когда бы мы ни спрашивали, почему имеют место определенные природные явления, или зачем люди производят что-либо, или почему определенные утверждения должны приниматься как истинные, в каждом случае мы предполагаем, что существует некий закон, который позволяет нам задавать такие вопросы. Это закон, Шопенгауэр называет "законом достаточного основания", и его суть может быть приблизительно выражена следующим образом "ничто не существует без основания своего бытия". человек –осознанная воля к жизни, пожирающая природу в целом, но благодаря привходящему для нужд воли разуму, — способности к абстракции, получающая возможность уничтожить самое себя и обрести искупление от мира. мир –  
«Философия жизни»: Ф.Ницше годы жизни 15 октября 1844-20 августа 1900гг. страна Германия основные произведения «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»; «Воля к власти» А.Бергсон годы жизни 18 октября 1859-4января 1941гг. страна Франция основные произведения «Творческая эволюция»; «Два источника морали и религии».   О.Шпенглер годы жизни страна основные произведения В том и божественность, что есть боги, но нет никакого Бога! Жизнь-начало из которого все происходит. воля к власти-это всего лишь одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения Восторжествовавшее понятие „сила“, — пишет Ницше, — с помощью которого наши физики создали Бога и мир, требует, однако, дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю „волей к власти“, т. е. ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт, и т. д.» Сверхчеловек-существо, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития. вечное возвращение-возможность повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек. Жизненный порыв-некая гипотетическая, движущая сила всей творческой эволюции «Жизненный порыв, о котором мы говорим, состоит по существу в потребности творчества. Он не может творить без ограничения, потому что он сталкивается с материей, то есть с движением, обратным его собственному. Но он завладевает этой материей, которая есть сама необходимость, и стремится ввести в неё возможно большую сумму неопределённости и свободы». Интуиция-своего рода опыт, который соединяет нас с самими вещами в себе. В человечестве,, интуиция была почти целиком пожертвована в пользу интеллекта.... Она походит на почти угасшую лампу, которая вспыхивает время от времени, всего на несколько мгновений. Но, в общем, она вспыхивает именно тогда, когда дело идет о наших жизненных интересах Понимание.Логическая мысль не способна представить себе истинной природы жизни, ибо мысль — только одно ее истечение, только одна сторона жизни. Теория познания должна строиться на теории жизни. Постижение жизни дается человеку прежде всего в ее переживании, а переживанием является наше собственное переживание, т. е. переживание нашего собственного существования. Вчувствование.Познание требует эстетического отношения к реальности, а не рационального. Мир лишён закономерности, они – конструкции разума. Разум не позволяет понять жизнь. Он решает практические задачи лишь в свою пользу и не способен дать картину жизни как она есть. На это способно лишь чувственное восприятие. вживание –своеобразный процесс становления человека в рамки существующего бытия. ДлительностьБергсон представляет три изображения длительности. Первое имеет две катушки: одна разворачивающаяся, чтобы представлять непрерывный поток старения, чувствуя своё приближение к концу продолжительности жизни, другая-сворачивающаяся, чтобы показать непрерывный рост памяти, который, по мнению Бергсона, равняется сознанию. Изображение двух катушек, несмотря на то, что они из однородной и пропорциональной нити, в то время, как Бергсон считал, что никакие два момента не могут быть одинаковыми, поэтому продолжительность неоднородна. Бергсон понял, что момент, когда человек пытался измерить время, ушёл: измеряется неподвижная, полная линия, тогда как время подвижное и неполное. В отдельных случаях, время может ускоряться или замедляться, тогда как для науки оно останется прежним. Таким образом, Бергсон решил исследовать внутренний мир человека, который является типом продолжительности, ни единство и не количественную множественность[1]. Длительность невыразима и может быть отображена только косвенно, через образы, которые никогда не могут показать полную картину Душа культуры прафеномен Человек и его природа.Человек – это канат, натянутый над пропастью. С одной стороны, человек соединен с миром животных, а с другой, в нем есть страсть, стремление выйти за пределы человеческого, – ибо человек не сущность, человек – всего лишь мост; это нечто, что нужно пройти, это лестница. Человек может превзойти даже богов, ибо все боги выдуманы людьми. Он может достичь гораздо более величественной реальности, чем его вымыслы – в этом его высота. Аполоническое начало культуры. Выражение покоя и порядка. Полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов. — рациональное — мера, золотая середина — иллюзорно-оптимистическое — состояние покоя — индивидуальность Дионисическое начало культуры. Противоположность первому. Избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. — иррациональное — безмерное буйство — трагико-героическое — нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность — уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство Кризис современной культуры и его причины. Культура является противницей жизни, неся в себе нечто противоестественное. Она подавляет природный инстинкт, который выступает в форме «воли к власти», «к могуществу». Она направлена на то, чтобы нейтрализовать этот инстинкт, уподобить людей друг другу, вступая тем самым в противоречие с жизнью, в которой не существует равенства, а всегда присутствует естественная градация. Сверхчеловек как выход из кризиса.. Ницше не отрицает культуру, а лишь стремится придать ей новый смысл. И этим смыслом является воспитание нового, более ценного, более достойного жизни, будущности типа человека — «сверхчеловека». Культуру необходимо переориентировать на новую задачу - взрастить высший тип человека, который не отторгается от жизни и наделен стремлением к воспитанию воли. Размышления Нищие оказали значительное влияние на формирование ряда проблем философии культуры.     Жизнь как изначальная реальность-чистая длительность, непрерывная изменчивость. Научные понятия есть ее огрубление, механическая имитация. Бергсон проводит параллель с кинематографом, где реальное движение заменяется последовательностью снимков, в каждом из которых отсутствует движение. Но посредством сложения этих снимков во временную последовательность достигают впечатления как бы движения, т.е. квази-движения. Так и научные понятия текучую живую реальность подменяют механической конструкцией. Но в результате мы получаем знание, позволяющее подчинять живую реальность нашим целям. Человек –существо творческое, поскольку именно через него проходит путь жизненного порыва. Элитарность культуры –совокупность творческих достижений человеческого общества, для создания и адекватного восприятия которых необходима специальная подготовка. Сущность этой культуры связана с понятием элиты как производителя и потребителя элитарной культуры. «Открытая» и «закрытая» мораль –Закрытая мораль основана на давлении, принуждении, привычке; открытая — на стремлении, влечении, любви. Первая исходит от безличных социальных норм и предписаний, вторая — из личности морального героя, за которым люди следуют добровольно и сознательно. Первая — это мораль муравья в муравейнике или пчелы в улье; она носит характер автоматический, инстинктивный или сомнамбулический; она ниже интеллекта. Вторая — это мораль человеческого братства, выходящая далеко за пределы этого сообщества и устремленная в жизненном порыве к Богу; она носит характер эмоциональный, свободный и творческий; она выше интеллекта.   Определение культуры как личности   Фазы развития культуры
Экзистенциализм: К.Ясперс годы жизни 23 февраля 1883-26 февраля 1969гг. страна Германия основные произведения «Экзистенциальная философия»; «Смысл и назначение истории». Ж.-П.Сартр годы жизни 21 июня 1905-15 апреля 1980гг. страна Франция основные произведения «Бытие и ничто»; «Экзистенциализм — это гуманизм». А.Камю годы жизни 7 ноября 1913-4 января 1960 гг. страна Франция основные произведения «Посторонний»; «Злободневные заметки». Цель - это путь во времени.   Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам   Если тебе выпало счастье жить в мире ума, какое безрассудство - искать доступ в страшный, полный криков мир страсти Экзистенция-это подлинная природа человека и в то же время одно из его проявлений. А таких проявлений, по Ясперсу четыре: 1. Эмпирическое Я; 2. Сознание вообще; 3. Дух - жизнь идей; 4. Возможная экзистенция - это проявляющееся в нас чувство того, что мы вырастаем из истоков, которые находятся за пределами эмпирически объективного наличного бытия, за пределами сознания вообще и духа. Смысл-обоснованность существование человека в этом мире. существование-духовное бытие личности, ее сознание. «Существование- есть сознание». Экзистенция -есть существование и сущее, которые рассматриваются как мост к понятию бытие смысл существование система вовлеченность (ангажированность)—качество, производное от заброшенности человека в мир, от иногда противных его воле, но неустранимых связей с социумом (при этом человек, по сути, является вместилищем только свободы, а общество — только отчуждения); тошнота-бьющая в глаза очевидность. Это слишком сильное обострение ощущений, сопровождающее внезапное осознание мира. Скука-результат машинальной жизни, который приводит в движение сознание. Страх -внутренние смятение человека, мешающее ему нормально мыслить. Смысл-истинная свобода, т.к. этот мир лишен всякого смысла и кто это осознает тот и получает свободу. экзистенциальная тревога-Большое значение в философии экзистенциализма имеют такие понятия, как страх, тревога, забота. Οʜᴎ употребляются не в физиологическом или психологическом смысле, а в экзистенциальном – тревога, страх и забота имеют место тогда, когда человек взял на себя ответственность за других людей, когда он один принимает решение. абсурд-связь, соединение непознаваемости окружающего мира с жаждой человеческого познания. Основная тенденция мирового исторического развития. В работе "Истоки истории и ее цель" Ясперс делает попытку осмысления мирового исторического процесса с позиции своей философской концепции, прежде всего, философской веры. Для него историческое бытие человечества - единое целое, которое как бы вращается вокруг длящегося непрерывного времени. Для того чтобы передать мысль о единстве исторического процесса, он выводит понятие "осевого времени". Оно началось, по мнению философа, с момента появления на Земле человека современного типа, становление которого в духовном отношении происходило между 800 и 200 гг. до н.э     Определение экзистенциализма –философия существования, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Человек и его проект. Человек-проект творения Бога. Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Свобода как непреложное условие бытия. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека. Отказ от свободы и его последствия. Человек осуждён на свободу, он или свободен, или его нет». Это означает, что нельзя найти других границ свободы человека, чем она сама. Таким образом, отказ от свободы может быть понят только как попытка рассматривать себя в качестве бытия-в-себе; человеческая реальность есть бытие, в котором речь идёт о её свободе в бытии, так как оно постоянно пытается отказаться от её признания. Смысл и бессмысленность человеческой жизни. Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»   Бунт человека-способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями. Выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве.
М. Хайдеггер годы жизни 26 сентября 1889-26 мая 1976гг. страна Германия основные произведения «Бытие и время»; «Письмо о гуманизме»   Бытие. Бытие от раннего начала западноевропейской мысли до сего дня значит то же, что присутствие. Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее, согласно расхожему представлению, образует с прошлым и будущим характеристику времени. Бытие как присутствие определяется временем”. Иными словами, бытие у Хайдеггера — это существование вещей во времени, или экзистенция. Сущее-нечто противоположное бытию, то, что не существует во времени. здесь-и-сейчас-есть прежде всего возможное бытие; возможность есть, вообще говоря, "наипервейшая и последняя определенность бытия". Поэтому начальной задачей аналитики здесь-бытия является уяснение смысла последнего как возможности. Смысл-внутренне содержание, значение чего-либо, то, на чем держится понятность вещей, явлений, процссов. бытие-между-существование человека на земле между рождением и смертью. укорененность (потеря укорененности)-наличие у человека корней, связывающих его с родиной. Потеря укорененности-потеря связи с родиной. язык. Сущность человека покоится в языке... Мы существуем, выходит, прежде всего в языке и при языке". Из такого понимания бытия человека в его органической связи с языком возникает яркий образ последнего как "дома бытия", как "жилища человеческого существа". забота-структуру человеческого бытия в его целостности Хайдеггер обозначает как «заботу», представляющую собой единство трёх моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем» Онтологические взгляды философа: По мнению Хайдеггера, фундаментальная онтология должна начинаться с вопроса о смысле бытия. Рассмотрение основных «заблуждений» в вопросе о бытии подводит Хайдеггера к задаче построения новой онтологии. Бытие, по его мнению, не должно «предпосылаться» анализу сущего как нечто «само собой разумеющееся». Вопрос о смысле бытия как фундаментальный вопрос должен быть поставлен во всей своей прозрачности. Поскольку бытие всегда есть бытие сущего, то сущее здесь как бы расспрашивается на тему бытия. Гносеология: Основное различие между онтологией и гносеологией понимания идеи бытия заключается в том, что первая признает влияние субъекта на мир явления, а вторая (научная) отрицает, постулируя, что мир явления существует независимо от субъекта. Ведущий вопрос гносеологии по Хайдеггеру формулируется так: «Что такое бытие сущего как такового?» или иначе: «Что есть общего у всего сущего, что делает это сущее сущим»? или «Что присуще сущему в целом»? Хайдеггер говорит: если бытие не есть сущее, то именно это должно составлять его основное свойство; но в этом случае оно не может быть тождественно сущности сущего, и, следовательно, оно не есть общее для сущего. В таком случае бытие не есть, есть не сущее, есть ничто из сущего. Одним словом бытие есть ничто. Учение о человеке: Прежде всего, человек существует, обладает бытием, и его бытие есть фактическая жизнь,т.е. поток фактов сознания, «первичное переживание жизни». Однако это не какое-то абстрактное или абсолютное бытие — фактическая жизнь всегда есть «здесь-бытие»или «бытие-в-мире»,т.е. существование, привязанное ко времени и различным условиям жизни. Все объекты, с которыми человек имеет дело (т.е. факты сознания), всегда выступают как «предданные ему», как «присутствующие» в его бытии. И уже поэтому человек не есть просто объект среди прочих объектов.
Феноменология: Э. Гуссерль годы жизни 8 апреля 1889-26 апреля 1939гг. страна Австрия основные произведения «Логические исследования»; «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии». Любое теоретическое положение может быть обращено в норму. Принцип противоречия регулирует любую истину, и так как он сам есть истина, то и самого себя.   Интенциональность-«главная феноменологическая тема», «основной характер сознания вообще, которое благодаря этому есть не только переживание, но и переживание, обладающее смыслом» Феномен-есть всегда имманентное сознанию событие переживания предметного смысла. ноэма-смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Ноэза-акт направленности на предмет, придания смысла предмету идеирование феноменологическая редукция-процесс освобождения сознания от натуралистической установки. Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса. эйдетическая редукция-очистка феноменов сознания от фактичности. Проведение феноменолого-психологической редукции очистило феномены от внешней реальности, превратив их в переживания сознания, однако они остались фактами сознания, реальностями сознания. конструирование смысла.Исходной и фундаментальной характеристикой сознания поэтому является предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально (intentio - стремление).На каждом шагу сознание являет собой непрерывный выход за свои собственные пределы - выход к предмету.Интенциональность не наличествует, она функционирует. Интенциональность сознания невозможноописать как нечто постоянное, как субстанцию.Сознание формирует смысл о предмете. Источник: «вынесение за скобки»- осмысление предмета независимо от своих частичных проявлений, где смысл предмета — самотождественен во всех своих проявлениях.Это и есть единственный метод феноменологии — отбросивши частичные проявления одного и того же, осознать и зафиксировать то именно,что во всех своихпроявлениях одно и то же Источник- неисчерпаемый кладезь феноменов, из которых сотоит мир жизненный мир-выдвижение на первый план темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, привычной формы рационализма. Гуссерль полагает, что европейский рационализм Нового времени страдает односторонностью. Он вытеснил духовное, смысловое начало из области научного познания. Возможность преодоления кризиса -создание новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознательной деятельности.     Мир как совокупность феноменов. Объективный мир с самого начала - это мир для всех, мир, который "каждый" имеет в качестве горизонта. Смысл как онтологическая характеристика мира- понимается как фундаментальная форма выражения объективности в рамках той или иной мыследеятельности. Онтологическое представление есть такое порождаемое мыследеятельностью представление (то есть в широком смысле «знание») об объекте, которое в то же время используется не как знание, а в качестве самого объекта, объекта «как такового», вне и независимо от какой-либо мыследеятельности. Пути постижения смысла феномена. Феномен — не есть вещь, предмет, существующая сама по себе, вне сознания, но самообнаружение, самополагание вещи в потоке сознательных переживаний. Феномен- это структура сознания, в котором дан и Объект и Субъект. Они слитны. Сознание всегда направлено на Объект - т е, оно интенционально, «сознание всегда сознание о чем то»и имеет дело с егосмыслом. Основная проблема — проблема значения и смысла. Девиз - «Назад к вещам», не подвергать забвению жизненный мир.
СЦИЕНТИЗМ Первый (классический) позитивизм: О.Конт годы жизни 19 января 1798-5 сентября 1857гг. страна Франция основные произведения «Курс позитивной филисифии»; «Система позитивной политики или трактат по социологии». Г. Спенсер годы жизни 27 апреля 1820-8 декабря 1903гг. Страна Великобритания основные произведения «Основные начала»; «Системы синтетической философии».   Знать чтобы мочь, думать чтобы действовать.     Никакой век не в состоянии написать своей собственной истории.   Позитивная наука-это наука нацеленная на познание законов общества и природы. Такой наукой считал социологию. негативная наука-противоположность позитивной, мешающая нормально развиваться как обществу в целом, так и отдельным ее членам. солидарность-взаимосвязь людей и социальных групп, которые образуют общество как единый организм. Гармония-развитие отдельных личностей и общества как единого целого. Развитие личности предшествует развитию общества, но и сам человек без общества развиваться не может. Закон всеобщей эволюции. Основан на принципе естественного отбора Ч. Дарвина. В ходе этой эволюции «неприспособленные» будут вымирать, оставляя место более сильным, которые смогут достигать все более высоких уровней развития. «Социальный агрегат»-совокупность индивидов, характеризующихся определенным сходством и образом жизни. Он подобен биологическому организму, который растет и развивается, одновременно усложняя структуру и функции. Прогресс-поступательное динамическое движение развития общества, от низших форм к высшим. регресс-процесс обратный прогрессу. Процесс деградации всего общества а вместе стем и отдельных е членов. Критика «негативной» науки. Основана на устаревших предрассудках и предвзятости отдельных мнений. Не способна дать полного знания о чем-либо,т.к. Зачастую преследует интересы правящей элиты или отдельных личностейц. Принципы «позитивной науки». 1.Она должна быть нейтральной и независима от чего-либо мнения или личных предпочтений; 2. Использовать методы познания других наук; 3. Давать объективное знание о предмете или явлении. Закон трех стадий-некий великий закон, согласно которому каждое познание проходит последовательно через 3 стадии: теологическая, метафизическая, научная. Принципы социократии-любовь, т. к. именно она является залогом солидарности всех членов идеального общества.     Проявление всеобщей эволюции в социуме характеризуется 3 принципами: 1.Естественный отбор; 2.Борьба за существование; 3.Выживание сильнейшего. Структура общества состоит из 3 относительно автономных частей. 1.Поддерживающая-производство необходимых благ и продуктов; 2.Дистрибутивная-распределение этих самых благ и продуктов; 3.Регулятивная-организация отдельных частей на основе подчинения целому.
Второй позитивизм (эмпириокритицизм): Э.Мах годы жизни 18 февраля 1838-19 февраля 1916 гг. страна Австро-Венгрия основные произведения «Познание и заблуждение»; «Анализ ощущений». Р. Авенариус годы жизни 19 ноября 1843-18 августа 1896 гг. страна Франция основные произведения «Философия, как мышление о мире»; «Человеческое понятие о мире». Люди говорят - уходит время. Время говорит - уходят люди. Мышление людей всюду обнаруживает цепкую жизнеспособность различных, логически не безукоризненных, «излюбленных мнений» и «заветных убеждений» - не только в так называемых религиях народных масс, но и в философских миросозерцаниях выдающихся отдельных личностей. Субьект-объект-среда. Принцип Маха ― утверждения, охватывающие три вида вопросов: 1.Существование пространства и времени неразрывно связано с существованием физических тел. Удаление всех физических тел прекращает существование пространства и времени.2.Причиной существования инерциальных систем отсчёта является наличие далёких космических масс. 3.Инертные свойства каждого физического тела определяются всеми остальными физическими телами во Вселенной и зависят от их расположения. Элемент-разнородные и однородные части чего-то единого. Мах считает элементы нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сфере.Они призваны обеспечить непрерывный переход от физического к психическому в рамках единого знания, где физика и психология выступают как разные направления в исследовании одних и тех же элементов опыта материя -есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»). По его мнению, цвета, тона, различные степени теплоты, давления, время, пространство и т.д. образуют определенные относительно-устойчивые комплексы (тела), причина-первичная движущая сила всех процессов . «Чистый опыт»-это содержание человеческого сознания, «очищенное» от объективной действительности как его источника, от субстанции, от причинных связей, от ценностных и антропоморфических представлений. Этот «чистый опыт» и есть предмет познания. Психическое- внутренняя сторона опыта. Мыслительные процессы, проходящие в сознании человека. Физическое-внешняя сторона опыта. То, что получено человеком из вне при помощи органов осязания. Ощущение. Все сущее будет по содержанию — ощущение, а бытие — движение. Авенариус подверг критики интроекцию – неправомерное вкладывание в мозг человека каких–то понятий и ощущений. Ощущения и представления и так у нас есть. Но люди такие вложения вкалывают друг в друга и потом в себя. Поэтому появляется некое удвоение мира. Мир реальный и мир в мозгу. Вместо интроекции Авенариус выдвинул идею о принципиальной координации. Наше Я и среда его окружающая неразрывны, мы всегда вместе. Никакое полное описание данного или находимого нами невозможно без некоторого Я и среды, при этом Я — центральный член координации, а среда — это противочлен координации. Мир как совокупность «элементарных ощущений» (элементов). Мир в целом и все вещи в нем — "элементарные ощущения". Задача науки — их описание,т.е. "чистое описание" фактов чувственного восприятия, к которым "приспосабливается" мысль. Такое описание, согласно Маху, и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиозные представления) в целях "экономии мышления" следует удалить. Это надо сделать для того, чтобы наука наилучшим образом удовлетворяла необходимые жизненные потребности людей. Принцип «экономии мышления». Принцип, согласно которому наши мысли соответствуют не объективной действительности, а тому, насколько в процессе мышления "сэкономлено" времени и умственных затрат для познания исследуемого явления. Принципиальная координация- субъективно-идеалистическая теория. Согласно этой теории, между нашим «Я» (система С, или центральный член) и средой (система К, или противочлен) существует (неразрывная связь). Объективный мир не может существовать без некоторого «Я», его воспринимающего. Эта теория несовместима с наукой, рассматривающей человека как продукт длительного развития материи, а природу - как существующую до и независимо от человека. Теория «интроекции». В теории познания — введённое Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, т. к. основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность Духовного и материального и пытаясь, таким образом, опровергнуть материализм вообще. «Принцип наименьшей меры сил» ориентирует на кумулятивную модель развития научного знания, предполагающую непрерывность роста знания, постоянное прибавление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного. Кумулятивизм связан с пониманием научного знания как описания фактов.  
Неопозитивизм: Витгенштейн годы жизни 26 апреля 1889-29 апреля 1954гг. страна Австрия основные произведения «Логико-философский трактат»; «Философские работы» Рассел годы жизни 18 мая 1872-2 февраля 1970гг. страна Уэльс основные произведения «Человеческое познание»; «Философия логического атомизма» Поппер годы жизни 28 июля 1928-17 сентября 1994гг. страна Австрия основные произведения «Логика исследования»; «Объективное знание: эволюционный подход2. Кун годы жизни 18 июля 1922-17 июня 1996гг. страна С.Ш.А. основные произведения «Структура научных революций»; «Логика науки или психология исследования». Никогда не углубляйтесь в одну из сторон проблемы, но всегда поднимайтесь туда, откуда проблема видна во всей ее целостности и полноте, даже если и не совсем отчетливо. Мышление требует усилий и подготовки.   Можно подтвердить едва ли не любую теорию, если искать подтверждений. Истинная проверка теории есть попытка ее опровергнуть. Научный факт и теория в действительности не разделяются друг от друга непроницаемой стеной, хо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: