А.Г. Козлова, Л.А. Немчикова




К истории православной педагогики

Учебное пособие

Составители: Козлова А.Г., Петракова Т.И.

Санкт-Петербург


История православной педагогики [1], [2], [3], [4]

Святые отцы, педагоги о духовном воспитании детей

Извлечения из духовных наставлений, поучений, писем подвижников благочестия для родителей, студентов, классных руководителей, желающих идти по пути духовного совершенствования и вести за собою детей.

«Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать»

Святитель Тихон Задонский

«Извлечение будет небесполезно многим читающим, не имеющим почему-либо возможности прочитывать объемистые книги. Извлечение, изложенное в кратких выдержках, легче удерживается в памяти читателей и глубже напечатлевается в их сердцах».

Святитель Феофан Затворник

Не думай о педагогике ушедших времен свысока –

Без знаний о прошлом – современная педагогика не является полной

А.Г. Козлова, Л.А. Немчикова

№ п/п Педагог, мыслитель Историческая эпоха Труды
Климент Александрийский (ок. 150, предположительно Афины — ок. 215, Палестина) — христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена. Климент считается одним из первых Отцов Церкви. Раннее христианство — период в истории христианства со смерти Иисуса Христа (примерно в начале 30-х годов I века) до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века. «Педагог» Источник: Педагог. Творение учителя Церкви Климента Александрийского. "Экуменический центр ап. Павла", 1996. https://33-3.ru/Kliment/000.html или https://www.reformed.org.ua/2/196/Clement%20of%20Alexandria Его легендарная трилогия – 'Протрептикус' или 'Призыв к грекам' ('Protrepticus'), 'Педагог' ('Paedagogus') и 'Стромата' или 'Разное' ('Stromata').
     
В IV-V вв. в Византийской империи продолжали свою научную и учительскую деятельность эллинистически образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в области педагогических знаний. По характеру своей образованности они мало отличались от своих предшественников - риторов античного мира. Отличия стали очевидными лишь в VI-VII вв. Специфика византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека, деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Двойственность византийской педагогической мысли - характерная черта всего тысячелетнего пути ее развития. Самыми известными христианскими теологами на Востоке того времени были Григорий Назианский (Григорий Богослов, ок. 330 — ок. 390), Василий Кесарийский (ок. 330-379), Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394), Иоанн Златоуст (между 344 и 345-407).
     
«Великие Каппадокийцы»   Святитель Василий Великий [5] (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх Великих учителей Церкви, наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Проповедей и писем сохранилось около трёхсот. Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою. Святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги. Для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан. Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры. 1. «Беседы на шестиднев» https://www.wco.ru/biblio/books/vasilv2/Main.htm 2. «К юношам о том, как получить пользу от языческих сочинений». Беседа 22. https://www.rokim.org.ua/legacy/vasily_vel/k_junosham/ В сочинении «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг» Василий Кесарийский выступает как мудрый педагог, формирующий у своих учеников способность критического и доброго отношения к наследию предшествующей культуры. Свой дидактический труд виднейший христианский богослов построил по аналогии с известным трактатом Плутарха «Как юноше слушать поэтические произведения». Знаменитое произведение Василия Кесарийского «Шестоднев», популярное и в Западной Европе, и на Руси, можно считать характерной учебной книгой, дидактически оформленным рассказом о мироздании в соответствии с библейским преданием о сотворении мира. Светскую образованность Василий Кесарийский признавал необходимой в «этом мире» и совершенно бесполезной в «ином мире». По его учению, из всех живых существ лишь человек несет в себе образ божий, душу и ум. Отсюда вывод: все внешнее, телесное - не подобно Богу, и, следовательно, те знания, что приобретены посредством ощущений, - не истинны. Отсюда общее условие правильного воспитания и обучения - удаление от мирских, телесных Дел, молитва и пост. Основным методом воспитания он считал самопознание человека через углубление в свой внутренний мир. В этом можно усмотреть характерные черты Православного подхода к воспитанию: внимание к психическому миру воспитанника, сочетание веры и самостоятельной мыслительной деятельности, второстепенность внешнего мира, предпочтение монастырским формам образования человека. Умственное образование он ставил на первое место: все должно быть подвергнуто анализу, мысленному активному рассмотрению; при помощи постигающего разума ученик должен находить верные соответствия и формулировать истинные понятия; познание внешнего мира есть путь к познанию Бога, поскольку мир сотворен Богом. Отсюда изучение светских наук не самоцель, а средство познания истинной, с позиции теолога, реальности.
Мировоззрение, высказывания.Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначальных оснований и преподанных образов благочестия, между тем как будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние. Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим. Опечалил ли кто тебя — не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло. Когда веселится сердце, расцветает лицо. Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся. Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе. Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» — верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться. Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение. Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность. Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает. Нужна чистая совесть, чтобы для возрастания в добродетели распознать сокровенное в Писании. Но, кроме того, нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и таинственность Божьего Слова через непрестанное поучение запечатлелись в душе.
«Великие Каппа-докийцы» Святитель Григорий Назианский (Григорий Богослов) архиепископ Константинопольский: (329-389) Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. — Димитрий Ростовский Святой Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Многочисленные богословские труды (245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов»), борьба с арианством. «Слова» - Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория.
Мировоззрение, высказывания.Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца. И наставника в благочестии уважай как отца. Сыну никогда не входить в спор с отцом - повелевает закон, а прежде закона - природа. Св. Григорию принадлежит, в числе прочих слов, «Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге». В нем он очень ярко рисует картину современных ему неустроений в этой области. Главную причину он видит в «природной горячности и высокомерии. Не простая пламенность, без которой невозможно успеть ни в благочестии, ни в другой добродетели, но твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и дерзостью» (Сл. 32, 3). К этому присоединилась, говорит он в «Слове о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы»: «усиливающаяся ныне болезнь языка, скороспелые мудрецы, производимые вновь богословы, для которых довольно только захотеть, чтобы стать мудрыми…» (Сл. 20, 1). В Церкви должен быть порядок, «чтобы одни были пасомые, а другие пастыри, одни начальствовали, а другие были подначальными» (Сл. 32, 10). Нужна, стало быть, прежде всего подготовка для богословствования, как она нужна и во всяком ином деле. «Говорить о Боге - великое дело, но гораздо больше — очищать себя для Бога… Учить дело великое, но учиться дело безопасное. Для чего представляешь из себя пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты нога?» (Сл. 32, 12–13). «Любомудрствовать о Боге можно не всякому. Да! Не всякому. Это приобретается не дешево, и не пресмыкающимися по земле. Добавлю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать, когда, пред кем и сколько». Богословствовать можно тоже не перед всяким, а только «перед теми, которые этим занимаются тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом после конских ристаний, зрелищ и пений, по удовлетворении чрева и того, что хуже чрева» (Сл. 27, 3). «Если ты еще младенец, если долу влачишься умом и не имеешь сил взойти к высшим познаниям, то будь коринфянином, питайся молоком. Для чего ты требуешь твердой пищи, которую члены твои, по немощи, не в состоянии еще употребить и сделать питательной?» (Сл. 32, 13). «Как в древности у мудрых евреев не позволялось молодым людям читать некоторые священные книги, потому что они не принесли бы пользы душам, еще не твердым и нежным, так и у нас надлежало бы постановить законом, чтобы не всякому и не всегда, а только в известное время и известным, лицам дозволялось учить о вере, именно тем, которые не вовсе нерадивы и медлительны умом, и не слишком ненасытимы, честолюбивы и более надлежащего горячи в деле благочестия» (Сл. 32, 32). На самом же деле картина тогда была совершенно далека от высказанных пожеланий. «Не только между разномысленными и несогласными в учении о вере…, но и между единомышленниками, у которых в одном и том же одни и те же противники» (Сл. 22, 4). Причина, по мнению св. Григория, в том, что «божественные предметы обращаются в забаву так же, как ристание на конях и зрелища» (Сл. 21, 5). Энциклопедия людей и идей: Григорий Богослов. Слова Григория Богослова. Святитель Григорий Богослов. Творения Григория Богослова.
«великие Каппа-докийцы»     св. Григорий Нисский Год рождения Григория неизвестен, - предположительно можно назвать 331. по другим сведениям - родился около 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского. Семья бабка Макрина отец Василий и мать Еммелия пять сестер, старшая — Макрина пять братьев, (Василий Великий; Петр, епископ Севастийский; Навкратий — юрист) Св. Григорий вступил в брак с Феосевией, о благочестии и религиозном настроении которой говорит св. Григорий Богослов в письме к св. Григорию Нисскому по поводу ее смерти. Образование Ему не пришлось, подобно брату — св. Василию, — выезжать в центры просвещения. Знания, приобретенные им в языческой школе в Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками св. Василия Великого. Ориген оказал на св. Григория исключительно сильное влияние. Во многом св. Григорий навсегда остался оригенистом. Кроме Оригена, на св. Григория оказал влияние Филон. Отчасти этот оригенизм был умерен влиянием св. Василия. Служение Принял на себя обязанности анагноста — чтеца Священного Писания в богослужебных собраниях. Мечты о светской карьере скоро отвлекли его в другую сторону. Св. Григорий становится учителем красноречия, увлекается изучением языческой литературы. Вскоре после кончины жены Феосевии он оставил мир и удалился в монастырь, основанный св. Василием Великим на берегу Ириса. Епископ Не ранее Пасхи 372 г св. Григорий был посвящен св. Василием Великим в епископы незначительного города Ниссы. На Анкирском соборе св. Григорий был обвинен арианами в «растрате» церковных денег. Кроме того, были выставлены какие то основания против законности его поставления в епископа. Св. Григорий был арестован и под конвоем отправлен в Анкиру, но по дороге бежал из-под стражи. Три года он вел скитальческую жизнь, и лишь по смерти арианствующего Валента в 378 г. мог вернуться в Ниссу и занять свою кафедру. 1 января 379 г. скончался его брат св. Василий. На погребении его св. Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего. Св. Григорий взялся написать опровержение новой апологии Евномия, в которой Евномий искажал истину и оскорблял имя великого св. Василия, не имея, однако, смелости показать на свет своего сочинения, пока был жив св. Василий. В сентябре 379 г. св. Григорий принимал участие в Антиохийском соборе. Получив известие о болезни своей старшей сестры Макрины, св. Григорий Нисский тотчас же поспешил к обители, где Макрина стояла во главе монашеской общины, но застал ее уже на смертном одре. Последний разговор с ней, ее кончину и погребение св. Григорий описал в двух сочинениях — в «Послании к монаху Олимпию» и в трактате «О душе и воскресении». В 381 г. св. Григорий присутствовал на Втором Вселенском Соборе. В это время он произнес две проповеди: по случаю избрания св. Григория Богослова епископом столицы на погребение Мелетия Антиохийского. Св. Григорий посетил Святую Землю. Иерусалим произвел на св. Григория самое тяжелое впечатление. Его поразили враждебные отношения христиан друг к другу и к св. Кириллу Иерусалимскому, который 13 лет пробыл в ссылке. Ссылаясь на свои личные наблюдения, св. Григорий восстает против паломничеств в Святую Землю (См. «О тех, которые предпринимают путешествия в Иерусалим»). В последующее время св. Григорий еще несколько раз посетил Константинополь и произнес здесь речь «О Божестве Сына и Духа» и надгробное слово над умершей шестилетней дочерью императора Пульхерией и супругой его Плакиллой. В то же время он познакомился с знаменитой диакониссой Олимпиадой, почитательницей св. Иоанна Златоуста. В 394 г. св. Григорий присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения пререканий аравийских епископов. Это известие о св. Григории является последним. III. Сочинения нравственно-аскетические. (Все сочинения помещены в ч. VII, с. 211–394) «К Армонию о том, что значит имя и название христиан». «О совершенстве и о том, каким должно быть христианству. К Олимпию монаху». «О цели жизни по Боге; об истинном подвижничестве; ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе». «О девстве. Письмо, содержащее увещание к добродетельной жизни». Для Григория «девство» — очень широкое понятие. В первую очередь, это отрешение от всего земного, от всего материального, напряженное стремление к возможному для человека нравственному совершенству. Это не посвящено монахам, но это имеет отношение к монашеству, потому что монах не связывает себя узами брака… Последней целью такого стремления к совершенству является созерцание Бога, общение с Ним. Безбрачная жизнь – только одно из средств для приобретения этой добродетели. Он говорит о том, кто является примером этой жизни: в первую очередь, сам Господь Иисус Христос, Матерь Божия. Он возвышенно говорит и о добром верном христианском супружестве. Прот. Николай Гундяев. «К некоемому Иоанну о различных предметах, также об образе и порядке жизни сестры своей Макрины» (8: 514–521). Написано вскоре после кончины Макрины — в 380 г.
  Святитель Иоанн Златоуст (347 - † 407) [6] христианский святой, богослов, один из величайших Отцов Церкви.   Родился в Антиохии; научное образование, самое лучшее для того времени, получил под руководством матери, умственным и нравственным качествам которой удивлялся Ливаний, учитель И. З. в ораторском искусстве. Согласно свидетельствам, занятия его науками в школе Ливания были настолько успешными, что когда Ливания спросили, кого он оставит после себя преемником в школе, он отвечал: «Оставил бы Иоанна, если бы не отняли его от нас христиане!» Недолго пробыв адвокатом (к этому времени относится его первый литературный опыт — «Похвальное слово императору Валентиниану»), И. З. обратился к изучению христианского богословия под руководством епископа Антиохии св. Мелетия, который и крестил его, а в 370 определил его в клир на должность чтеца. С 372 И. З. продолжил богословское образование. Удалившись вслед за тем в пустыню, И. З. провел там четыре года в обществе монахов, а затем и еще два года в полном уединении. Один из его товарищей по учению, Феодор, также вступил в монашество, но потом покинул монастырь ради антиохийской красавицы Гермионы. Это подало И. З. повод написать второе свое сочинение — «К Феодору падшему» (373). Другой товарищ И. З. — Василий Великий, сделавшись епископом, укорял И. З. за его бегство от высшего священного сана. В ответ на его укоры И. З. написал «Слово о священстве» — одно из лучших произведений святоотеческой литературы: оно изображает идеал христианского пастыря, круг его обязанностей и требуемые от него качества. В это время многие враждовали против монастырей, которые нередко отнимали у общества его лучших людей. По этому поводу И. З. написал три «Слова» «В защиту монашества» (386). Отшельничество рекомендуется здесь как лучшее средство сохранить индивидуальную свободу мысли и чувства от деспотизма общественных нравов и среды и в то же время как лучший способ послужить самому обществу — его высшим, духовно-нравственным интересам. В 397 И. З. был избран архиепископом Константинополя. Но вскоре императрица Евдоксия приняла за личное оскорбление обличения И. З. роскоши и разгула своего двора. И. З. мужественно продолжал исполнять свои обязанности, отнюдь не изменяя своим воззрениям и принципам. Наконец был созван собор преимущественно из врагов И. З., который и осудил его по мелочным и ложным обвинениям (между тем за то, что он «не знает гостеприимства»). И. З. направили в заточение. Едва успел он отбыть из Константинополя, как в столице произошло землетрясение. Евдоксия увидела в нем знамение гнева небесного за гонение, которому она подвергла праведника, и поторопилась возвратить И. З. с большой торжественностью. Так как и возвратившись И. З. не переставал в своих проповедях громить пороки общества и мечтать о возможном уничтожении столичного пролетариата, то скоро последовало второе и уже окончательное удаление его с архиепископской кафедры. В 404 он был сослан в г. Кукуз, где он пробыл два года; оттуда его отправили в Питиунт (Пицунду), но он скончался в пути, в Команах. Известно восемьсот четыре проповеди И. З., хотя ряд церковных историков относит к ним более 1000 текстов. Церковь признала И. З. святым и всегда видела в нем идеал христианского пастыря. В его проповедях излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. Им пропагандировались с учетом античного наследия такие методы воспитания, как наставление и беседа. Почти сразу же после его смерти, в начале V в., он был назван «вселенским учителем и святителем», однако полной славы он достиг в VII в. В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, необходимо обращаться к самому божественному в человеке, к тому, что являет в нем «образ Божий», — его воле и свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. Вследствие такого подхода он исключал применение методов авторитарного давления, принуждения и отстаивал методы увещевания, совета, предостережения. Иоанн Златоуст показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика и слушателя, а не к массе, видеть каждого ученика в отдельности, строить свою речь образно, доходчиво, эмоционально, конкретно, наглядно раскрывая содержание изучаемого. При этом главным источником знания, по Иоанну Златоусту, является Библия. Проповеди И. З. отличались высоким уровнем убедительности и красноречия, умением доходчиво разъяснять сложные фрагменты учения Церкви. Вопросы благотворительности, личного и общественного быта и нравов его времени, разнообразных коллизий между новыми, христианскими началами жизни и наследием античных верований и обычаев дают ценный материал для историка культуры. Высокому достоинству его проповедей много способствовала их форма. Хотя у И. З. было немало проповедей тематизованных, т. н. «Слов» (на разные случаи, на дни памяти святых и т. п.), имеющих единство предмета и риторически-правильную структуру, но излюбленная форма его проповеди — импровизационная, дающая больший простор свободной ассоциации идей. Описания природы и жизни, сравнения и противопоставления чередуются здесь с обличениями и увещаниями. Больше всего И. З. вооружается против тогдашнего театра как учреждения, поддерживавшего миросозерцание и практические принципы язычества. Затем с особенной силой он восстает против тогдашних олигархов, наживавших громадные богатства посредством дарового труда рабов и предававшихся безумной роскоши, тогда как в одном Константинополе насчитывалось до 50 тыс. человек, нуждавшихся в благотворительности. Исходной точкой рассуждений И. З. по этому предмету служила мысль о равенстве всех людей перед Богом и между собой по природе. Богачи имеют право владеть богатствами, но должны правильно их употреблять, побуждаемые естественным человеческим чувством: они должны уделять часть своих богатств на помощь существам одной с ними природы, но обездоленным по причине ненормального устройства общества. По примеру ветхозаветного пророка, который отказывавшихся приносить Богу десятину от своих плодов земных называл похитителями и ворами у бедных, И. З. думает, что «не только присваивать себе чужое, но и не уделять части своего бедным есть грабительство». «Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, — говорит И. З., — но зачем они несправедливы к бедным? Обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки — равно мои дети». В 11-й беседе на Деяния Апостолов (см. Новый Завет) раскрывается грандиозный план уничтожения пролетариата в христианском государстве по способу, практиковавшемуся некоторое время в ранней Церкви, когда, по сказанию книги Деяний, необходимое для существования было у всех общим. И. З. сознает, однако, что этот проект должен оставаться не более чем проектом, по причине различия между христианами первоначальными и позднейшими. На уничтожении рабства И. З. не настаивал. Он восстает против мнения, будто раб — нечто среднее между человеком и животным: если он иногда и доходит до скотоподобия, то вследствие бесчеловечного обращения с ним рабовладельца. Во всех своих проповедях И. З. говорит тоном властным, отеческим. Когда его упрекали за нападки на еретиков и грешников, он отвечал: «И мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых (духовно) живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы ты меня ни бранил, от чистого сердца говорю тебе: мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».
             

Мировоззрение, высказывания. 1. Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели - как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями... А что многие из родителей многое терпят из-за детей, так это оттого, что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих беспутно и противозаконно живущих сыновей, почему их и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды... Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь геенский 2. И при жизни, и при смерти будем говорить детям своим и внушать им, что великое богатство, неиждиваемое наследство и не погибающее сокровище есть страх Божий; и станем стараться оставлять им не богатство погибающее, но благочестие пребывающее и неиждиваемое. Когда нет благочестия, тогда и имеющееся богатство погибает с опасностями и крайним стыдом; а когда оно есть, тогда и неимевшееся прибывает. 3. Все родители должны воспитывать своих детей для Бога. 4. Итак, установим и разовьем в нем такое рассуждение, чтобы понимал он человеческие дела: что значит богатство, слава, власть, и чтобы умел пренебрегать ими и стремился к высшему. И запечатлеем у него в памяти такой совет: «Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого». Это сделает его человеком разумным и приятным: ибо ничто не мешает разуму в такой степени, как эти страсти. Страха Божия достаточно для мудрости и для того, чтобы иметь должное и правильное суждение о человеческих делах. Ибо вершиной мудрости является то, чтобы не увлекаться ребячествами. Пусть приучится считать ничем деньги, человеческую славу, власть, смерть и эту (временную) жизнь - и, поступая так, будет разумным. Если же, искушенного во всем этом, введем его в брачные покои, подумай, каким даром будет он для молодой жены. Пусть и мать научится воспитывать свою деву в этих правилах, отвращая от роскоши и от украшений и от всего прочего, что свойственно блудницам. Пусть все делается по этому закону: пусть отвращают от изнеженности и пьянства и юношу, и девушку. И это имеет великое значение для воздержанности: ибо юношам досаждает страсть, девушкам же любовь к нарядам и тщеславие. Уймем все это и тем самым сможем угодить Богу, воспитав таких борцов, чтобы и нам, и детям нашим получить блага, обещанные любящим Его, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же и с Ним Отцу и Святому Духу власть, честь и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. При жизни и при смерти будем говорить своим собственным детям и убеждать их, что великое богатство, и непогрешительное наследство, и беспечальное сокровище есть страх Божий, и будем стараться оставить им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое. Кто оставляет Господа, тот не станет уже уважать ни своего отца, ни самого себя. Кто неразумен и бесчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более может оскорбить своего родителя и собственную свою душу. …Когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: такой-то человек низкий, и из низкого звания, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрёл большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит… А о небесном никто ни разу не вспоминает… Вы, когда напеваете это детям с самого начала, учите их ничему иному, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть корыстолюбие и еще более порочную страсть - суетное тщеславие… Как тело не может прожить даже самое малое время, если питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не может никогда помыслить о чём-либо доблестном и великом… Человека, живущего добродетельно и скромно, все уважают и почитают, хотя бы он был беднее всех; а порочного и развратного все отвращаются и ненавидят, хотя бы он владел великим богатством. Итак, если, начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит? Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремеслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу. Не заботься о том, чтобы сделать известным по внешней учёности и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее… Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой. Давай ему великое, а не малое. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрствовать. Если он не будет ритором, отсюда не произойдёт ещё никакого вреда; а при отсутствии любомудрия самое обильное риторство не принесёт никакой пользы. Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был еще молод и когда это сделать было гораздо легче. Когда поле его сердца еще легко было обрабатывать, тогда еще нужно было тебе выдергивать эти плевелы, тогда, когда они не успели еще пустить глубокого корня; в таком случае и страсти детей не усилились бы настолько, что нельзя уже погасить их. А что многие из родителей многое терпят из-за детей, так это оттого, что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих беспутно и противозаконно живущих сыновей, почему им и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды, приводятся в судилище и отдаются палачам на усечение… Чем ты в конце концов оправдаешься? Не предоставил ли Я, сказано будет тебе, дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника - всю власть над ним не отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать? Учение чрез поступки и жизнь, есть самое лучшее учение. …Если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то они привыкнут к добрым поступкам и добрым чувствованиям, и добро обратится у них в господствующее чувство и природу, и потому им нелегко будет перейти на сторону зла, ибо сама привычка будет привлекать их к добру. Нет ничего приятнее добродетели, нет ничего сладостнее благопристойности, нет ничего привлекательнее скромности. Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшиеся разврату, уже не могут покориться никакому убеждению, и как пленники влекутся туда, куда направляет их диавол. Он, наконец, управляет ими и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея в виду только настоящее услаждение и не думая о скорбях в будущем. Итак, умоляю вас, подавайте руку детям, чтобы за их поступки и нам самим не подвергнуться наказанию. Искушения любострастия сильны в юном возрасте, и ничто так не волнует этот возраст, как данная страсть. Поэтому будем ограждать их отовсюду советами, увещаниями страхом и угрозами. Если они одолеют эту страсть, то не скоро поддадутся и другой - напротив, будут и выше страсти к деньгам, победят и пьянство, и всячески постараются избегать бесчинства и порочных обществ, будут и родителям любезнее, и приятнее всем людям. В самом деле, кто не будет уважать скромного юношу, целомудренную девушку? Кто не обнимет и с любовью не облобызает обуздавшего


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: