Межличностные и организационные коммуникации.




Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми, группами и организациями. Коммуникация включает в себя информацию (то, что передается) и процесс передачи информации (то, как это передается). Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянного обмена информацией между участниками коммуникационного процесса — всей совокупностью индивидов организации.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т. е. сообщения.

 

В процессе коммуникаций можно выделить 4 основных элемента:
- отправитель - лицо, генерирующее идеи и передающее ее;
- сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;
- канал - как средство передачи информации;
- получатель - лицо, которому предназначена информация.

 

Передаваемая в процессе коммуникаций информация проходит несколько этапов:

Зарождение – формулирование идеи и отбора информации;

Кодирование и выбор канала передачи информации – это преобразование информации (жесты, звук, поза и т.д), а также выбор одного или нескольких (вербально, невербально, вербально+невербально) средств передачи (сети, почта и т.д);

Передача – использование выбранного канала;

Декодирование – восприятие и интерпретация информации; получатель должен получить информацию в понятном для него значении.

 

В менеджменте выделяют следующие виды коммуникаций:

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ:

– передача какой-либо информации между двумя и более лицами. Она очень важна т.к. решение многих задач в менеджменте строится на взаимодействии людей друг с другом (начальник-подчиненный, подчиненные м\у собой).

Формы межличностной коммуникации:

1) Устная - в форме обсуждений, беседы, диалога, телефонного звонка. Символ кодирования – устное слово, речь.

«+» устной формы: скорость обмена информацией, быстрая обратная связь (можно задать вопрос), простота передачи информации.

«-» устной формы: неточные / неподходящие / непонятные слова для получателя, возможность пропустить существенные детали, вероятность забывания услышанной информации, искажения сообщения при передачи третьим лицам.

 

2) Письменная - в форме отчета, доклада, письма, докладной записки, представления, приказа, распоряжения и др. Символ кодирования – письменное слово.

«+» письм коммуникации: большая точность и тщательность при формулировании сообщений, возможность хранения информации, письменная информация подвергается проверке.

«-» письм комуникации: требуют больше времени на сбор, формулирование сообщений; препятствуют установлению обратной связи и обмену информацией.

 

3) Невербальная форма: обмен информации без слов. Символ кодирования – жесты, позы, интонация, мимика и др.

Основные системы невербальных средств коммуникации Элементы системы
1. Движения частей тела (“язык тела”) Жесты, мимика, выражение лица, улыбки, прикосновения, позы
2. Речь Интонации голоса, его диапазон, ускорение или замедление речи
3. Пространство Пространственные формы организации общения: приближенность к сотруднику, расстановка мебели, размеры и местонахождение офиса фирмы и т.д.
4. Время Заблаговременный приход, точное начало коммуникации, опоздание
5. Движение глаз Взгляды, частота взглядов, их длительность, смена статики и динамики, избегание взгляда

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ:

- передача информации внутри организации, между сотрудниками, отделами, подразделениями.

Формы организационной коммуникации:

1) Формальные - следствие иерархии власти в организации, они необходимы для выполнения определенных целей и задач организации (распоряжения, приказы и др.).

2) Неформальные коммуникации возникают спонтанно между людьми / сотрудниками. Заполняют разрывы, которые существуют в формальных коммуникациях и удовлетворяют потребности сотрудников в социальном взаимодействии.

3) Вертикальные коммуникации делятся на –

· Нисходящие - это передача информации с высших уровней управления на низшие. Используется для координации и оценки деятельности подчиненных.

· Восходящие коммуникации - это передача информации с низших уровней управления на высшие. Обмен информацией по восходящей осуществляется в форме отчетов, предложений, объяснительных записок и т.д.

4) Горизонтальные/боковые коммуникации - существуют между подразделениями организации и членами одной группы или сотрудниками равного ранга. Необходимы для того, чтобы ускорить и облегчить обмен информацией в организации, координировать функции в организации. Горизонтальные коммуникации могут быть как формальными, так и неформальными.

5) Диагональные коммуникации – это связи с подразделениями других уровней организации, не относящиеся к вертикальным связям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: