Лимит размещения отходов




Нижний Новгород, 2015 г.

 


 

 

Содержание

  Общие положения……………………………………………………  
  Теоретическая часть…………………………………………………  
  Методические рекомендации к расчету количества образующихся отходов и величины платы за размещение отходов …………….  
3.1 Расчет количества образующихся отходов за отчетный год…….  
3.2 Расчет платы за размещение отходов ……………………………….  
  Варианты заданий……………………………………………………  
  Список литературы…………………………………………………..  

 


Общие положения

Целью выполнения контрольной работы по дисциплине «Безопасность эксплуатации на автомобильном транспорте » является закрепление теоретических знаний и развитие у студентов практических навыков по идентификации опасного и вредного воздействия предприятий автомобильного транспорта на окружающую среду и выполнению расчетов, обосновывающих нормативы размещения отходов от деятельности предприятий, выбор способов их хранения, обезвреживания и утилизации а также расчет платы за загрязнение окружающей среды отходами производства.

Разработка необходимых мер и способов на этапе проектирования автопредприятия позволяет обеспечивать экологическую безопасность технологических процессов и производственного оборудования, что способствует снижению антропогенной нагрузки на экосистемы городов.

Конкретное задание выбирается студентом по согласованию с преподавателем кафедры «Производственная безопасность, экология и химия» из таблицы 4 и должны отражать специфику направленности проектно-технологической деятельности магистра.

Теоретическая часть

Наиболее значительный ущерб, окружающей среде и здоровью граждан оказывается вследствие деятельности транспортно – дорожного комплекса. По состоянию на 1 января 2013 года общая протяженность автомобильных дорог общего пользования по Нижегородской области регионального и межмуниципального значения, находящихся в оперативном управлении ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», составляет 12 975,565 км. По предварительным прогнозам, к концу 2016 года величина только городского автопарка Нижнего Новгорода может достигнуть 450 тыс. машин, а уровень обеспечения автомобилями в городе возрастет до 356-ти в 2014 году на 1 тыс. человек.

Негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду сопровождается не только потреблением природных ресурсов, но весьма существенным загрязнением атмосферного воздуха. В результате сжигания органического топлива в двигателях транспортных средств в атмосферу с отработавшими газами выбрасывается более 200 наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных.

Потоки автомобильного транспорта - это основные источники шума. Они не только создают 80% всех зон акустического дискомфорта городов, но и определяют максимальное превышение уровней шума над нормативными.

Скопление большого числа автомобилей на ограниченных площадках значительно обостряет экологические проблемы, связанные с отчуждением территорий для стоянки, парковки, движения, обслуживания и ремонта автотранспортных средств (АТС), чрезмерным загрязнением воздуха, воды, почвы, угнетением и уничтожением растительности. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, фрикционных дисков сцепления, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты.

В связи с интенсивным ростом автомобильного парка нашей страны в число первостепенных выдвигаются вопросы управления автотранспортными отходами, особенно в крупных городах. Оценка динамики накопления автотранспортных отходов показала, что их объем растет пропорционально росту численности парка.

Согласно приказу Министерства природных ресурсов «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» от 15 июня 2001 года № 511 все отходы подразделены на 5 классов опасности:

1 класс – чрезвычайно опасные;

2 класс – высокоопасные;

3 класс – умеренноопасные;

4 класс – малоопасные;

5 класс – практически неопасные.

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с критериями, приведенными в табл. 1.

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

Перечень компонентов отхода и их количественное содержание в отходе устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа.

Таблица 1. Класс опасности отходов в зависимости от их степени возможного вредного воздействия на ОПС

№ п/п Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС Класс опасности отхода для ОПС
       
  Очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует 1 класс чрезвычайно опасные
  Высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия 2 класс высокоопасные
  Средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника 3 класс умеренноопасные
  Низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет 4 класс малоопасные
  Очень низкая Экологическая система практически не нарушена 5 класс практически неопасные

 

По каждому компоненту отхода устанавливается степень его опасности для ОПС в различных природных средах на основе нормативных показателей, приведенных в табл. 2.

Таблица 2. Нормативные показатели вредных компонентов отходов при их воздействии на ОПС

ПДКп,мг/кг Предельно допустимая концентрация вещества в почве
ОДК Ориентировочно – допустимая концентрация
ПДКв, мг/л Предельно допустимая концентрация вещества в водных объектах хозяйственно – питьевого и культурно – бытового водопользования
ОДУ Ориентировочно – допустимый уровень
ОБУВ Ориентировочный безопасный уровень воздействия
ПДКр.х., мг/л Предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения
ПДКс.с., мг/м3 Предельно допустимая концентрация вещества среднесуточная в атмосферном воздухе населенных мест
ПДКм.р., мг/м3 Предельно допустимая концентрация вещества (максимально разовая) в воздухе населенных мест
ПДКр.з., мг/м3 Предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны
МДС Максимально допустимое содержание
МДУ Максимально допустимый уровень
S, мг/л Растворимость компонента отхода (вещества) в воде при 20оС
Снас, мг/м3 Насыщенная концентрация вещества в воздухе при 20оС и нормальном атмосферном давлении
Коw Коэффициент распределения в системе октанал/вода при 20оС
LD50,мг/кг Cредняя смертельная доза компонента в мг действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном пероральном введении в унифицированных условиях
LD кожн50, мг/кг Cредняя смертельная доза компонента в мг действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном нанесении на кожу в унифицированных условиях
LC50,мг/м3 Cредняя смертельная концентрация вещества, вызывающая гибель 50% подопытных животных при ингаляционном поступлении в унифицированных условиях
БД Биологическая диссимиляция

 

Степень опасности отхода при его воздействии на ОПС характеризуется как сумма показателей опасности веществ (компонентов отхода).

В процессе производственной деятельности на автотранспортном предприятии (АТП) могут образовываться различные виды отходов 4, 3, 2 и даже 1-го классов опасности, такие как отработанные шины, аккумуляторные батареи, отработанное моторное и трансмиссионное масла, технические жидкости (охлаждающие, тормозные и т. д.), масляные фильтры, нефтешламы от зачистки резервуаров хранения топлива, промасленная ветошь, отработанные ртутные лампы наружного освещения и разные бытовые отходы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее «плата за загрязнение») взимается с природопользователей за следующие виды вредного воздействия на ОПС:

Ø выброс загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу от стационарных и передвижных источников;

Ø сброс ЗВ, бактериально загрязненных и токсичных сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты и на рельеф местности, а также любое подземное размещение ЗВ;

Ø размещение отходов;

Ø шумовое загрязнение;

Ø др. виды вредного воздействия при введении соответствующих нормативов платы.

Плата за размещение отходов природопользователем осуществляется в зависимости от класса опасности отхода, количества образованного отхода и вида захоронения.

Субъектами платежей за загрязнение ОПС являются предприятия, учреждения, организации и др. юридические лица всех форм собственности, включая предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, граждан РФ, а также иностранные граждане, которые при осуществлении разрешенной производственно–хозяйственной деятельности на территории Нижегородской области оказывает негативное воздействие на качество ОПС.

Федеральными органами исполнительной власти установлены два вида базовых нормативов платы для природопользователей:

Ø за выбросы, сбросы загрязняющих веществ (ЗВ) и др. виды вредного воздействия в границах предельно допустимых нормативов (БППДВ);

Ø за выбросы, сбросы ЗВ и др. виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) (БП ВСН).

При отсутствии утвержденных федеральными органами исполнительной власти базовых нормативов платы администрация области устанавливает их самостоятельно по представлению Государственного комитета по ООС Нижегородской области.

Дифференциальные ставки платы СТ определяются умножением базовых нормативов платы БП ПДВ (ВСВ) на коэффициенты, учитывающие экологические факторы, табл. 3, 4- коэффициенты экологической ситуации, КЭС и коэффициент экологической значимости, КЭЗ:

 

СТ ПДВ (ВСН) = БП ПДВ (ВСН) КЭС КЭЗ. (1)

 

Таблица 3. Коэффициенты экологической ситуации, КЭС

Территория Водные объекты Атмосферный воздух Почва (отходы) Шумовое загрязнение
Нижегородская область 1,18 1,1 1,5 1,0

 

Таблица 4. Коэффициенты экологической значимости, КЭЗ

Населенный пункт Водные объекты Атмосферный воздух Почва (отходы) Шумовое загрязнение
Н.Новгород 1,2 1,57 1,2 1,2
Дзержинск 1,2 1,57 1,2 1,1
Кстово 1,2 1,2 1,2 1,0
Арзамас 1,0 1,2 1,0 1,0
Балахна 1,0 1,14 1,0 1,0
Бор 1,0 1,14 1,0 1,0
Выкса 1,0 1,14 1,0 1,0
Павлово 1,0 1,4 1,0 1,0
Др. населенные пункты Ниж. области 1,0 1,0 1,0 1,0

Плата за загрязнение ежегодно индексируется в связи с изменением уровня цен на строительство природоохранных объектов и природоохранные мероприятия. Коэффициент индексации платы применяется к установленным базовым нормативам и вводится постановлением Правительства РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» к нормативам платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 в 2015 году применяется коэффициент 2,45, в 2016 году – коэффициент 2,56, в 2017 году – коэффициент 2,67.

1. Плата за загрязнение в размерах, не превышающих утвержденные природопользывателю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов ЗВ, лимиты размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата базовая нормативная за выброс, не превышающий предельно допустимые нормы выброса (ПДВ):

- по каждому виду загрязнения: ПiПДВТПДВi Мi Кинд при Мi≤ПДВi (2)

- общая плата базовая нормативная: ПΣ = ∑ПiПДВ. (3)

2. Плата за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов выбросов, сбросов ЗВ (в пределах установленных лимитов) определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину превышения уровня загрязнения над ПДВ, сбросами ЗВ на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов выбросов, сбросов ЗВ, не превышающих установленный лимит:

- по каждому виду загрязнения:

ПiВСН (Л) = СТВСН (Л)i iВСН(л) – ПДВ) Кинд при ПДВ< Мi ≤ МiВСН(л); (4)

- общая плата: П å= åПiВСН (Л). (5)

3. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется умножением соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах временно- согласованных нормативов (утвержденных лимитов) на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов ЗВ, объемов размещения отходов над временно согласованными нормативами (утвержденными лимитами) на коэффициент индексации платы, на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитный выброс и сброс ЗВ:

-по каждому виду загрязнения: Пi сл = 5 СтВСН(Л)i(Мi – Мл) Кинд; (6)

-общая плата: Псл=å П iсл. (7)

4. При отсутствии у природопользывателя утвержденных временно согласованных нормативов, но при наличии предельно допустимых нормативов, фактически превышаемых, плата за сверхнормативное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах допустимой на 25-кратный повышающий коэффициент, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязнения:

-по каждому виду загрязнения: Пi сл = 25 СтВСН(Л)i(Мi – Мл) Кинд; (8)

-общая плата: Псл=å П iсл . (9)

При размещении отходов на полигонах, шламохранилищах и других специально оборудованных объектах, расположенных на принадлежащих арендуемых территориях, при соблюдении требований нормативно – технической документации к размеру платы устанавливается понижающий коэффициент - 0,3. При нарушении условий хранения отходов понижающий коэффициент не применяется. При размещении отходов на санкционированных свалках (вне предприятия) плата за их размещение рассчитывается с повышающим коэффициентом - 3.

За временное накопление отходов на территории природопользователя с целью их использования в последующем технологическом цикле, а также за отходы, отправляющиеся на переработку на другое предприятие, плата не рассчитывается и не взимается.

Лимит размещения отходов

Количество образования отходов необходимо знать на всех стадиях обращения с отходами, включая стадию установления лимитов на их размещение. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок на объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Целью установления лимитов является:

Ø осуществление учета и экологического контроля;

Ø наложения ограничений на размещение отходов;

Ø нормативное обеспечение расчета платежей в экологические фонды за такое размещение.

Лимиты в каждом конкретном случае зависят от весьма значительного количества факторов, в частности от вида отходов, характеристики мест размещения отходов, способов их размещения, экологической ситуации в регионе и других факторов. Определяющим критерием при этом следует считать обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» проекты лимитов на размещение отходов разрабатываются предприятиями с учетом норм предельно допустимых воздействий на окружающую среду, а устанавливаются (утверждаются) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Согласно закону лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 115 от 11. 03. 2002 года утверждены методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Раздел 2 методических указаний посвящен методам расчета нормативов образования отходов. Для расчетов используются различные методы и различные единицы измерения с учетом «Общероссийского классификатора единиц измерений» ОК 015 – 94 (год введения 1996) и «Общероссийского классификатора продукции».

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Нормативы образования отходов в соответствии с технологическими особенностями производства определяются в единицах массы, объема, либо в % от количества используемого сырья, материалов произведенной продукции, а также в кг/т, кг/м3, м3/1000м3.

При определении нормативов образования отходов применяются следующие методы:

1. Расчет материально – сырьевого баланса (общий или по операциям);

2. По удельным отраслевым нормативам (ГОСТ, ОСТ, ТУ);

3. Расчетно-аналитический метод – расчет норматива образования отходов на основе конструкторско-технологической документации производства;

4. Экспериментальный метод – расчет на основе измерения массы отходов при производстве экспериментальным путем для изделий, находящихся на стадии освоения;

5. Статистический метод – расчет по фактическим объемам образования отходов для вспомогательных и ремонтных работ;

6. Метод расчета по справочным таблицам удельных нормативов образования отходов по отраслям промышленности.

Таблица 5. Базовые нормативы платы за размещение отходов

Виды отходов Базовые нормативы платы в пределах лимита, руб./т
Отходы 1 – го класса опасности (чрезвычайно опасные) 1739,2
Отходы 2 – го класса опасности (высокоопасные) 745,4
Отходы 3 – го класса опасности (умеренно опасные)  
Отходы 4 – го класса опасности (малоопасные) 248,4
Отходы 5 класса опасности (практически неопасные): добывающей промышленности перерабатывающей промышленности прочие   0,4

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь