Религиозно-правовое учение древних Ариев. Веды.




v Документы, в которых получила практическое воплощение политическая и правовая мысль Древней Индии:

Ø Древнейший из дошедших до наших времен документ – Ригведа

§ Наиболее древняя из санхит древнеиндейских

§ Сборник религиозных гимнов (она не единственная).

§ Ригведа во многом выступает источником всех последующих доктрин, политических, правовых.

§ Определяющее значение Ригведы подтверждается также и тем, что боги, описанные в Ригведе, почитались в Индии в Средние века, в том числе.

§ Ведическое мироощущение древних ариев во многом пронизывает собой все последующие века, вплоть до настоящего времени, в некоторых аспектах.

§ Ригведа насчитывает 10 книг в своем составе и 1028 гимнов.

§ Текст Ригведы сохранялся неизменным на всей территории Индии, то есть все брахманские школы следовали одному и тому же тексту, и одним и тем же правилам произнесения этих гимнов (стихов).

· Это означает, что создатели Ригведы были когда-то одним единым этносом.

· Само сохранение неизменности Ригведийских текстов показывает, что эти гимны были настолько укоренены в сознании древних ариев, что они на протяжении почти тысячелетий сохранялись в таком неизменном виде, и ничто не смогло поколебать уверенность в правильности гимнов и правил их произнесения, а ряд положений сохранялись в течение еще большего времени вплоть до наших времен.

Ø Самаведы (сборник правил, как должны исполняться гимны),

Ø Яджурведы (религиозный ритуал),

Ø Атхававеда (сборник магических заклинаний, формул). Последняя санхита наиболее поздняя, впитала в себя влияние других культур, поэтому она наименее арийская.

v Основное содержание Ригведы – религиозные мифы (как первая форма проявления сознания).

Ø Ведическая модель мира строится на взаимоотношениях Боги-человек.

Ø Эта связь раскрывается через поэтов, через стихотворную, поэтическую форму.

Ø Считалось, что поэты, благодаря таинственной магии слова, сумели увидеть скрытый от простых людей мир богов, и сумели с ним наладить контакт.

Ø У древних ариев было особое отношение к слову, устной речи, отношение очень осторожное, аккуратное, и по их мнению, лишне сказанное слово могло привести к непредсказуемым последствиям.

Ø Более того, они считали, что слово содержит в себе какую-то неизведанную силу, которую надо очень осторожно использовать. И, если у слова есть какая-то магия, то оно позволяет напрямую общаться с богами.

Ø Этим самым поэты (риши), по их мнению, и занимались. Неаккуратное слово могло разрушить тонкую связь человека и богов.

§ Ни в одной из современных религий (христианство, ислам) нет имени бога. Известно лишь свойство бога. 100 имен Аллаха в Коране – это не имена, а свойства (милосердный, милостивый, всемогущий и т.д.). Иисус Христос – это не имя и фамилия, это «спаситель помазанник». Почему не известно имя бога? Дионисий Ареопагит считает, что если человек узнает имя бога, он сразу же произнесет его, и бог должен будет отозваться, так как его зовут, и это будет означать, что человек будет напрямую общаться с богом и сравняется с ним.

§ Софисты полностью выхолостили слово. Они сделали из него пустую скорлупу, которую можно было наполнить любым содержанием и доказать с помощью риторики все что угодно.

Ø Стихотворная, поэтическая форма считается наиболее художественной, наиболее эстетической, а так как мир богов – более высокий, обращаться к нему надо в наикрасивейшей форме. Она подчеркивает единство мира людей и мира богов.

v Главный принцип Ригведийского миросозерцания – обожествление природы как целого.

Ø У древних ариев было ощущение, что в мире господствует некий единый дух, хотя и принимающий в процессе своего развития разнообразные формы. Поэтому они обожествляли природу как нечто целое.

Ø Боги арийского пантеона не содержали в себе каких-то специфических качеств, в отличие пантеона Древней Греции. Боги легко приобретали новые качества, утрачивали прежние, менялись.

Ø Каждый бог мог воплощать в себе и силу, и могущество всех остальных в какой-то момент времени, если в этом была необходимость.

Ø При обращении к богу риша (поэт) наделял его всем могуществом и всей силой всего пантеона в данный, конкретный момент времени. Никакой индивидуальности бога не наблюдается.

Ø Другие боги не принижаются, так как в другой ситуации другой бог может выступить в качестве самого главного. Это говорит о существовании тенденции к преодолению многобожия, пантеизма. Древние арии, по-видимому, осознавали, что есть нечто единое.

Ø Формируется стремление к монизму (единый принцип, из которого исходит все: и природа, и вселенная, и мир богов, и мир людей). Арии стремились постичь совокупность мира, единства мира.

v Всемогущий принцип – принцип «рита » или «рта » - первооснова мира и фундамент действующих в нем законов.

Ø Ритапринцип упорядоченности явлений в мире (космос как порядок). Это целое, с которого начинается потом разделение.

Ø Они полагали, что благодаря этому принципу Солнце перемещается по небу, сменяются времена года, свет сменяет тьму и так далее.

Ø Самое известное определение риты – путь солнца.

§ В представлении древних ариев об окружающем мире, о Вселенной движение небесных светил занимает наиболее важное значение, является первостепенным.

§ Если вдруг это движение прекратилось бы, солнце погасло, то мир, наверное, разрушился бы.

§ Солнце – главное из светил, особо почитается, постоянно упоминается в гимнах.

Ø Главный принцип рита выражает в себе не только путь солнца, но и силу самой природы.

Ø Для древних ариев характерно было создание неразрывной связи между явлениями природы и человеческой деятельностью (жертвенными действиями).

Ø Отправление жрецами религиозного культа – естественный процесс – процесс, без которого мир не сможет существовать.

Ø Этот религиозный культ обеспечивал торжество риты над хаосом, угрожающему всему живому.

Ø Движение солнца, смена времен года, иные природные явления не могли бы происходить без этих жертвенных действий.

Ø Мир людей и мир богов находится в одном и том же месте, во вселенной.

Ø И боги, и люди участвуют в охранении вселенной.

Ø У людей единственная возможность посодействовать этому – различные жертвоприношения, поклонения, заклинания, молитвы.

Ø У древних ариев возникало чувство сотворения (создатели мира) и ответственности (нравственной), которая потом перерастает в чувство юридической ответственности.

v В арийском пантеоне были боги неба, земли и воздуха.

Ø Главные – боги воздуха (связующий элемент между землей и небом).

v Позже рита приобретает двойственное значение:

Ø Вселенская закономерность (движения светли, явления природы) и мораль (человеческие поступки).

Ø В арийской религиозной философии нравственная идея соединяется с общими законами развития мира.

Ø Рита выступает как парадигма вселенной, образчик, по которому строится вселенная.

Ø Можно провести параллель с идеей единого закона, который обустраивает все - Конституция.

§ Идейные истоки лежат в Древней Индии.

§ Арийское мироощущение в некоторых философско-религиозных аспектах сохраняется вплоть до сегодняшнего дня, в частности, проявляется в таком явлении, как Конституция.

§ Только в Конституции наиболее рационально соединяются понятия человек и гражданин.

v В Ригведе защитником и носителем безличностного принципа риты выступает бог Варуна.

Ø По мнению ариев, его могущество огромно, власть беспредельна. Он – творец и хранитель всего сущего.

Ø Варуна следит за соблюдением небесного порядка, и Ригведа наделяет его свойствами морального судьи.

Ø Он судит и богов, и людей.

Ø Обращение риши к нему всегда проникнуто духом раскаяния и жажды прощения.

Ø В этих обращениях чувствуется страх перед наказанием.

Ø Наличие моральных принципов людского поведения, императивов, которым надо следовать, а также наличие контроля за соблюдением этих моральных принципов со стороны богов на практике привело к появлению «морального кодекса поведения ».

v Рита ассоциируется с добродетелью, правдивостью, честностью, благородством.

Ø Это те правила, которым должны следовать арии.

Ø Их несоблюдение ведет к осквернению и ритуальной нечистоте.

Ø Арий – это человек, обладающий теми высокими нравственными качествами (добродетелью, честностью, благородством) и совершающие известные действия (жертвенные), с помощью которых поддерживается мир.

Ø Поэтому Ригведа всех неариев называется ненавистными для богов.

Ø Неарии – угроза этому правопорядку, провозвестники хаоса, тьмы и греха. Борьба против них необходима.

Ø Поэтому существует разделение общества на варны.

Ø Все варны были арийские, все кто вне варн, это презренные и жалкие существа, которые могут только все испортить.

v Мощь риты распространяется не только на людей, но и на богов (как в Др. Греции – Зевс подчиняется року).

Ø Рита растворяется в мире, осязается, люди участвуют в ее поддержании, могут изменять ее.

Ø А рок нельзя обойти или ему не подчиниться.

v Рита является источником торжества, вселенского закона и правильного поведения людей. Это символ упорядоченности и гармонии в мире.

v Позже эта идея соподчиненности людей и богов единому закону переходит в другие религиозные системы, прежде всего буддизм.

Ø Брахманы первоначально воспринимали буддизм как ересь.

Ø Буддизм заимствует многие положения ведической религии.

v Рита начинает ассоциироваться с дхармой – неким законом, который также подлежит неукоснительному соблюдению.

Ø С помощью дхармы люди и боги защищают мир, каждый по-своему.

v Дхарма – добродетель, соответствует греческому логосу или русскому ладу.

Ø По законам Ману, первоначально люди управлялись только одной дхармой.

Ø Но люди расслабились, погрязли в грехах и стали забывать веды.

Ø Тогда брахман, верховное существо, создал учение о 3 ценностях жизни триварга:

§ дхарма - добродетель,

§ артха - польза,

§ кама – любовь.

Ø Брахман полагал, что это и есть те ценности, которые управляют человеческой жизнью целиком и в каждой ашраме (стадии жизни).

Ø Дхарма разделяется на артху и каму для достижения мокши (спасения).

Ø Нравственная обязанность превращается в юридическую, когда появляется наказание (данда).

§ Варуна судит и богов и людей, он налагает данду.

§ В Ригведе данде отводится исключительная роль. Это практически самая важная вещь у древних Ариев. Позже похожее мы можем встретить в учении китайских легистов.

§ В государственном быту воплощением наказания выступает царь – раджа, он несет данда-дхарму.

§ Единственным сдерживающим фактором человеческой жизни может быть только наказание, палка.

§ Арии полагали, что человек склонен к плохому. Нельзя создать нового человека.

§ Надо поставить как можно больше преград перед человеком – наказание.

§ В законах Ману изощренные наказания.

§ Только тот, у кого есть власть, может обеспечить наказание – царь.

§ Данда – воплощение дхармы царя, ему вручается жезл наказания.

Ø Вывод: Цели человека и цели государства совпадают в ведическом государстве – сохранять вселенную, приносить жертвы, изучение вед.

Ø Для каждой варны (кроме шудр) были сроки постижения вед (определенный возрастной период), второе рождение – получение знания.

Ø Если люди следуют ведам, то и государство следует целям вед – спасение.

v Ведическое государство берет на себя заботу о том, чтобы люди знали дхарму и следовали ею.

Ø Такое государство создается в соответствие с ведами для изучения и сохранения вед в потоке времени.

Ø В Ригведе записано, что любая вещь в мире основана на разуме, а мир есть око разума.

Ø Ведическое государство предназначено для спасения человека.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: