Концепция государства. Публичная власть в исламе.




 

Формировалась при влиянии религиозных идей. Мусульмане были преимущественно арабы. Связаны с картиной мира, которую представляет Коран. Арабское сознание (мусульманское сознание) – кораническое, предусматривает неукоснительное соблюдение, глубокое и всестороннее знание священного писания. Один человек может считаться выше другого человека только в том, что он больше знает коранический текст, а не сколько отобьет поклонов. Фикх – знание, познание. Изначально ислам – творческий анализ, постижение религиозной истины. Политическая концепция – в исламе отсутствует понимание государства как публично правой общности, той концепции государства, которая существует в европейских государствах. Вместо государства умма – община.

Концепция: в основе общения уммы (светское общество) и Аллаха – ХАЛИФАТ. Арабский глагол халафа – следовать. Халиф – воспреемник пророка: был пророк, потом его не стало, больше быть не может, кто-то должен назначить – Аллах. Воспреемник пророка, назначенный Аллахом – халиф. Впервые отношения конституционно-правовые, публично-правовые в исламе возникают на раннем этапе его развития. Проблемы публичного права в деятельности Мухаммеда возникают после хиджи, переезда из Мекки в Медину 622 год, начало мусульманского летоисчисления.

В Мекке Мухаммед был пастырем духовной общины, не очень многочисленной, проповедовал истину, которую кто-то понимал, кто-то нет, на него было совершено покушение, и он был вынужден покинуть Мекку. В Медине оказалось много сторонников: стал не просто пастырь, а глава широкой общности, в которой иные взаимоотношения. Будучи главой такой общины, Мухаммед должен был заняться урегулированием, превратился в «главу государства». Первый документ – договор Мухаммеда и его сторонников с жителями Медины - цель публично-правовая создать общину, публичную с внешними и внутренними функциями. Вид договора – 7 век нашей эры – контракт римских юристов, до ут дес (ты мне – я тебе, безымянные контракты, влияние римского права на мусульманское очень велико). Договор между Мухаммедом и жителями Медины скреплен клятвой, взаимопомощь и взаимодействие, Мухаммед и его друзья – братья, предусмотрены права для немусульман, защита от внешнего нападения. Без спроса договоры заключать нельзя было, а Мухаммед должен в свою очередь был защищать. Никакого влияния договор на дальнейшее развитие мусульманского политического права не оказал, очень жаль. Основание на европейском опыте. Конституция Туниса составлена на французском языке – позор. Постановления Мухаммеда о разделе военной добычи: пропагандистская деятельность, священная война, захват земель, их раздел. Внутри мусульманской общины отношения регулировались Кораном и сунной пророка. Проповеди приобретают нормативную силу, действуют на протяжении 20х годов 7 века.

Мухаммед умирает в 632 г., первый серьезный кризис. Кто наследует? Мухаммед не оставил указаний. Община должна избрать воспреемника. Большинством голосов – Абубакр, первый кто пошел за Мухаммедом, халиф, правоверный первого часа. Затем Омар, Асман, Али (зять М). Про Абубакра не все согласны, кто-то считал что М оставил указание на зятя Али. Прибежники признают только Али, который стал только 4м халифом. Произошел раскол – сунниты и шииты.

Три доктрины халифата: суннитская, шиитская, хариджитская (их мало очень)

Суннитское учение (М не оставил указаний) – община должна избрать халифа. Избрание единогласно, не получилось, большинством Абубе(а)кра, единогласно принято кроме голосов шиитов. 634 год - А скончался, вместо него Омар: на основании рекомендации А., иджма - единогласное мнение, община согласилась. Омар – особый титул, глава мусульман, эмир – «повелитель верующий». М. был имам (дух власть). Второй праведный халиф, власть соединяется: священная + светская. Так, существуют имамат, эмират – виды государства. Соединение дух и светской власти, без какой-либо вражды.

Асман – Омар созвал достойных кандидатов из числа общины и предложил избрать самого достойного. Община согласилась. За неимением иных кандидатов – Али, признание общины.

Стратегические характеристики власти халифа:

1. Халиф является мандатарием общины, это назначенец общины. Он перед ней ответственен. Это не наследственная власть. Халиф не может назначать себе преемника. Асман только рекомендовал.

2. Может быть отстранен от власти. Примеры есть. Халиф не обладает прерогативой совершенства. Может быть отстранен.

3. Не является непогрешимым. Следовательно, нет права изменить религиозные догмы.

4. Отстранение от власти халифа, его смерть не влечет прекращение полномочий должностных лиц, им назначенных. Халиф был смещен и судим судьей, кого сам назначил – пример.

Вывод: халифат - это не монархия по европейскому образцу и не республика. Юридическая природа – публично-правовая опека. Забота и воспитание жителей политического союза – уммы.

После прихода к власти халиф получает клятву верности от общины. Полномочия не ограничены, правит совместно с советом высших богословов. Мнение умемов обязательно. Это не рекомендации, а приказания. Если мнения умемов разделяются, то халиф может обратиться к главному советнику. Шейхасблан – главный советник халифа, в процессе консультации советы, на фоне которых принимаются соответствующие решения. Далеко не всегда и не везде эта концепция была реальной. В исламе праведными считаются только 4 первых халифа. В научном и богословском праве надо было оправдать узурпацию власти и т.д. в течение времени после выработки концепции халифата. Религиозная прав доктрина выработала оправдание тому, что халифат на практике не удается. Сформулирована концепция султаната. Султан – плохой халиф, узурпатор и самозванец, который нужен, т.к. любая власть лучше анархии. Если невозможно восстановить правильный истинный халифат, пусть будет самозванец - догматичность (политическая) мусульманского мира.

Шиитская концепция халифата: М. назначил воспреемником Али, поэтому халифат должен быть наследственным – монархия. Халиф – это прежде всего имам, а потом уже эмир. С 680 года начинается Хусейном (сын Али) назначение преемника из числа сыновей. По типу римского принципата. Шииты считают, что после смерти 12ого имама произошел вакуум власти - 12 имам был скрыт аллахом до лучших времен, и явится в качестве мессии, который восстановит истинную сущность. (учение о скрытом имаме). 70е годы: вот он, Хаммини, однако тот развеял сомнения, сказал, что он лишь предшествует тому, который грядет.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: