Вопрос 31. Учение о разделении властей. Ш. Л. Монтескье и Дж. Локк.




Эпоха.

XVIII в. эпоха, предшествовавшая Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) (аристократ; занимает должность президента Бордоского парламента (судебного учреждения); переезжает в Париж; отправляется в путешествие на 3 года; последние годы жил в деревне).

«Персидские письма» (в художественной форме изображена правдивая картина кризиса абсолютной королевской власти во Франции).

«Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов», «Защита «О духе законов».

 

Происхождение государства.

Каждое исторически данное общество - результат взаимодействия физических и моральных причин, определяющих его становление, развитие и падение (на первых этапах развития общества основное влияние оказывают физические причины (климат), в государственно организованном обществе все большее значение приобретают социальные факторы (политический строй, положительные законы государства)).

Разделял теорию общественного договора (в книге не упоминает).

Пытался также рассмотреть образование государства как объективный исторический процесс (различал общество и государство).

Государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на определенной ступени его развития (среди людей возникает вражда и война из-за распределения богатств и часть людей начинает стремиться использовать общие блага в своих корыстных целях; люди вынуждены заключать соглашения и создавать государство для прекращения войны и вражды в обществе, объединяя единичные силы и воли в общую волю и общую силу государства).

Характеристика государства (определение государства).

Главная цель государства - примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не подчинится правопорядку.

Отрицал договорные теории, рассматривающие образование государства как гражданскую сделку, в которой две стороны определяют взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

Разумное соглашение между народами и правителями - акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними (обосновал идею правления законов, а не людей - идею конституционного правления).

 

Формы государства (идеальное государство).

Доказывал, что вполне естественны разные формы правления в зависимости от общего духа народа (выступал против абсолютизма).

При характеристике типичных форм государства использовал понятия:

1) природа правления (отношение между правителями и управляемыми, определяемые тем, кому принадлежит власть);

2) принцип правления (человеческие страсти, которые двигают им; вытекает из природы правления).

В истории государства выявил 4 типичные формы

1) демократия (верховная власть принадлежит народу; принцип - политическая добродетель (любовь к отечеству и равенству); общественное благо предпочитается частному; граждане желают служить отечеству);

2) аристократия (верховная власть находится в руках группы лиц; принцип - умеренность, удерживающая от произвола, побуждает аристократию действовать в соответствии с законами страны, позволяет народу забыть о своем бесправии);

3) монархия (верховная власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы государства; принцип - честь, связывающая и монарха, и подданных);

4) деспотия (антипод республик и монархий; отсутствие политико-правовых отношений между правителями и управляемыми (подменяются отношениями между господином и рабами); принцип - страх; подданные воспитываются в духе рабской покорности).

Противопоставление умеренных и неумеренных форм правления

1) умеренные (демократия, аристократия и монархия) (отношения между правительствами и гражданами осуществляются в правовой форме; государственная власть разделена и распределена между социальными силами, учреждениями и должностными лицами, осуществляющими взаимный контроль и сдерживающими друг друга от злоупотреблений и нарушения законов);

2) неумеренные (деспотия) (государственная власть осуществляется произвольно; нет четкого распределения власти, чаще всего концентрируется в одном лице, органе, сословии).

Разработка модели государства будущего (проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей).

Цель теории разделения властей (гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством).

Различал естественную и политическую свободу:

1) естественная свобода существует только в дообщественном состоянии, как и равенство (в обществе люди утрачивают их, между ними начинаются войны, раздоры, борьба за власть);

2) политическая свобода - право делать то, что дозволено законами (возможна только в государстве с умеренной формой правления, где законы господствуют над волей правителей; мера свободы - право).

Разделение властей становится критерием деления форм правления на умеренные и неумеренные (в каждом государстве есть три рода власти - власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная) (возводится в ранг конституционного принципа).

Разделение властей - это также соотношение социальных сил в обществе (чтобы придать формам правления большую стабильность, предложил провести разделение власти между различными социальными силами).

Законодательная власть (выражение общей воли; главное назначение - сформировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан; принадлежать должна народу или его представителям).

Исполнительная власть (функция - осуществление законов, принятых законодательными органами; ограничена по своей природе; монарх или другие лица, но только не члены законодательного собрания).

Судебная власть (карает преступления и разрешает столкновения частных лиц; свобода и безопасность граждан зависят прежде всего от нее; должна передаваться лицам из народа, которые будут созываться по мере необходимости для выполнения судейских полномочий).

Стремится к равновесию не властей, а политических сил, короля, аристократии и буржуазии (поиски равновесия - свидетельство копромиссности и умеренности политико-правовой концепции).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Понимание права направлено против абсолютистских юридических доктрин (первый, кто стал разрабатывать систему правовых взглядов, светских по своему характеру и имеющих в основе идеалы просвещения).

Отрицал феодальное право (оценивал многие положения законодательства как произвол, как нормы, обеспечивающие свободу монарха и его окружения притеснять подданных; феодальному право противопоставлял естественное право).

Цель права - в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.

Обоснование зарождающегося буржуазного права понятиями и аргументами из прошлых исторических типов права (проявление умеренности и компромисса).

Положительные законы государства - не продукт произвольной деятельности законодателей, а результат закономерного воздействия факторов общественного развития на правотворческий процесс (обусловливают поведение законодателя).

Дух законов определяется факторами общественного развития (природа и принцип правления, физические свойства страны, образ жизни народа, религия, народный дух, численность населения, его богатство, своеобразие законодательного процесса).

Попытка реалистического анализа законодательного процесса.

 

Эпоха.

Эпоха буржуазных революций.

Джон Локк (1632 - 1704) (из небогатой семьи; окончил Оксфорд, остался в качестве преподавателя; поддерживал режим Реставрации, позднее разошелся с ним по вопросу о веротерпимости; возникновение зачатков двухпартийной системы; включился в политическую жизнь, поддерживал вигов (ограничение королевской власти); после поражения вигов бежал в Голландию; вернулся в Англию после воцарения Вильгельма Оранского).

«Два трактата о государственном управлении» (основное политическое произведение; цель - опровергнуть англиканской теории неограниченности королевской власти и побудить население к сопротивлению короне):

1-й трактат (Локк полемизирует со сторонниками абсолютной монархии);

2-й трактат (излагает свои мысли о происхождении государства, пределах его власти).

 

«Опыт о человеческом разуме» (философское сочинение).

Происхождение государства.

Локк не признает как основу формирования государства (отеческую власть; завоевание).

Единственный законный источник власти - согласие народа (общественный договор) (политическую власть отличает от власти отца над детьми, мужа над женой, хозяина над рабом, на смешении которых строилась концепция защитников абсолютизма).

Политическая власть вытекает из общественного договора и состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества.

Разграничение разных видов власти (поставил проблему соотношения государства, общества и гражданина).

Государству предшествует естественное состояние (упорядоченное и благополучное; жизнь людей регулируется законами природы, требующими мира и безопасности для всех; разум предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других людей).

До учреждения политической власти не существовало единого механизма обеспечения прав и наказания их нарушителей (каждый был вынужден сам отстаивать свои права и наказывать тех, кто на них посягает; правосудие, возмездие носили частный характер).

Для упорядочения своей жизни, обеспечения свободы и собственности люди заключили общественный договор (скорее торжество разума, нежели проявление крайней необходимости; естественное состояние уступает место государству, гражданскому (политическому) обществу).

Основное содержание общественного договора (отказ граждан от частных наказаний за нарушение своего права; наделяет власть четкими полномочиями, которые она не может превышать; государство ограничено в своих действиях; человек не весь входит в государство, оно не поглощает его целиком).

Характеристика государства (определение государства).

Смысл политической теории - определение пределов деятельности государства (не может покушаться на неотчуждаемые права граждан (собственность (любое покушение - деспотизм); свободу мнений (в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью))).

Конституционный механизм, призванный помешать государству стать тираническим (отказ от соединения законодательной и исполнительной власти; подчинение законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью - разделение властей).

Различает 3 сферы государственной деятельности и 3 ветви власти (законодательную, исполнительную и федеративную (внешняя политика)) (суд считал ветвью исполнительной власти).

Другое средство защиты от произвола - законность (предполагает четкую регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов; силой закона обладает только акт законодательного органа, сформированного народом; законодатели не должны нарушать законов природы; критическая оценка позитивного закона на основе принципов естественного права).

Чрезвычайная мера воздействия на власть - разрыв народом соглашения с правительством (вверяя высшую законодательную власть какому-либо органу, народ не лишается суверенитета - право на восстание для восстановления попранной свободы (не должно быть актом меньшинства)).

 

Формы государства (идеальное государство).

Три формы государства (демократия, олигархия, монархия).

Любую законную форму правления ставит на почву общественного договора (объявляет ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности).

Не признавалась формой гражданского правления абсолютная монархия.

Наилучшая форма (однажды назвал демократию, но не возражал и против наследственной монархии при условии ограничения власти короля).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (-).

Особенности теории.

От Локка пошло английское свободомыслие XVIII в., но его мировоззрение не было полностью антирелигиозным (не бросая вызов религиозному сознанию, он сужал его сферу, вытеснял его рационализмом; его взгляды готовили почву для деизма - Бог создал мир, но с той поры больше не вмешивается в его дела (деизм иногда называют замаскированным атеизмом)).

Политическая теория (определение пределов деятельности государства).

Привел взгляды, высказанные до него, в стройную систему, создал целостную теорию.

Сформулировал принципы, ставшие основой буржуазной государственности во всем мире, в самом начале ее становления (стоит у истоков либерализма - ведущей и основной доктрины буржуазии).

Связал идеи естественного права и общественного договора с неотчуждаемыми правами личности, свободой, с ответственностью правительства и гарантиями суверенитета народа.

Исходя из этого, Монтескье предлагает каждому сословию (классу)предоставить часть верховной власти. Так, законодательную власть, по егомнению, необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовавдвухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и изаристократической знати Исполнительную власть можно сохранить у дворянстваоставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно статьответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией. Судебнаявласть, которую Монтескье, в отличие от Локка, специально выделил в триадевластей, может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборнымлицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенноевремя. Нужно, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым,равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонныхпритеснять его. В случае важных обвинений подсудимому предоставляется правоотвода судей. Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегдабыли лишь точным применением закона. «Таким образом, — считает Монтескье, —судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известнымположением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой икак бы не существующей» [Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1995].Благодаря такой ее организации судебная власть становится социально иполитически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую. Поэтому,делает вывод Монтескье, «из трех властей... судебная в известном смыслевовсе не является властью» и, следовательно, нет необходимости как в ееограничении другими властями, так и во вмешательстве суда взаконодательство и управление. Исходя из этого, в дальнейшем Монтескьерассуждает, в основном, о разделении политических сил и полномочий междузаконодательной и исполнительной властями. Подобно многим своим предшественникам Монтескье считает, что дляобеспечения эффективности управления необходимо рациональное разделениетруда в сфере государственной жизни. Он отмечает, что каждая из трех ветвейвласти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особымсамостоятельным органом. Однако Монтескье идет гораздо дальше висследовании системы государственных органов, характера взаимоотношениймежду ними, механизма их взаимодействия и противодействия в целяхпредотвращения произвола и обеспечения свободы личности. Монтескьенеоднократно подчеркивает важность независимости властей и органов, ихосуществляющих, в отношении условии их формирования, сроков деятельности, атакже их взаимной несменяемости. Он считает недопустимым, чтобы одни и теже лица принимали участие в осуществлении функций более чем одного из трехорганов правления, например, чтобы министр или судья заседали в парламенте,а депутат проводил в жизнь законы и отправлял правосудие. Особое значение Монтескье придавал своей идее равновесия властей исистеме «сдержек и противовесов». Он считает необходимым установить такиевзаимоотношения между выделенными им властями, чтобы они, самостоятельнорешая государственные задачи, каждый своими правовыми средствами, могли вто же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпацииполномочий верховной власти каким-либо одним учреждением. Так,исполнительная власть, будучи, по мнению Монтескье, подзаконной, должна,однако, ограничивать действие законодательного собрания, которое иначесосредоточит в себе деспотическую власть. Поэтому монарх, личность которогосвященна, наделяется правом вето при утверждении законопроектов, обладаетзаконодательной инициативой, по его указу созывается и распускаетсяпарламент. Вместе с тем законодательная власть, хотя и не вправе, потерминологии Монтескье, «останавливать» требующую быстрых решенийдеятельность исполнительных органов, однако она полномочна контролировать,каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы, и правительствообязано давать отчет парламенту о своем управлении. В отличие от Локка, который разделение властей трактовал как ихсотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладаниязаконодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивалнеобходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей.Это, однако, не означало их неограниченности. Наоборот, согласно Монтескье,ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них,защищая себя от возможного вторжения, вправе контролировать и сдерживатьдругую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления идеспотизм. Разработанная Монтескье сложная система «сдержек и противовесов», т. е.взаимного уравновешивания и даже противопоставления властей, необеспечивала эффективного сотрудничества между ними в решениигосударственных дел и не предусматривала создания действенного механизмадля решения возможных коллизий. Монтескье сознавал, что скомбинированные имтаким образом власти могут оказаться в состоянии неподвижности ибездействия, но надеялся устранить это затруднение тем соображением, что,«так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будутдействовать согласованно».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: