Государственно-правовые взгляды И. Канта. Категорический императив




v Политическое и правовое учение Иммануила Канта.

v Первое правило категорического императива: «Поступай так, чтобы правило твоих действий могло быть общим законом для всякого разумного существа».

Ø Это означает, что свои действия всегда нужно соотносить с общим требованием, предъявляемым ко всем людям. Так, например, он указывает, что если ложь может быть оправдана, в каких-то личных целях, то такую ложь нельзя делать общим законом. Иначе вся система взаимных обязательств рухнет и не сможет существовать. В данном случае действует это правило.

v Все правила категорического императива действительны для любой ситуации и в любых условиях. Поэтому они называются категорическими императивами.

v Сам категорический императив представляет собой цель. Это цель, а не средство. К ней должно стремиться любое разумное существо. Следовательно, если разумное существо носит в себе эту цель, оно само становится целью. Человек становится целью, а не средством.

v Категорический императив дополняется вторым правилом : «Действуй так, чтобы разумное существо всегда было для тебя целью».

Ø Такая цель налагает определенные ограничения на человеческую волю. Воля может быть направлена только на достижение этой цели. Все другие цели носят частный, преходящий характер и подчиняются общей цели.

v Поэтому категорический императив дополняется третьим правилом: «Действуй так, чтобы ты сам для себя был общим законом».

v Каждое последующее правило вытекает из предыдущего. Последнее правило – завершающее, оно представляет собой конечную цель. Смысл этого правила в том, чтобы человек сам себя ограничивает в своих устремлениях, действиях, жизни. В этом состоит автономия воли. Воля сама себе дает закон, сама себя ограничивает.

v По мнению Канта, способность ограничивать себя является достоянием человека. Только человек способен жить в обществе, коллективе и подчиняться общим законам. Это качество, способность человека связывает всех людей в общежитие. Каждый человек становится для другого целью. Так возникает знаменитое кантовское царство, царство цели, членами которого являются все разумные существа, все люди.

v Получается, что в обосновании человеческой деятельности лежит нравственный закон, непреходящий, вечный. С ним Кант связывает и некоторые религиозные соображения.

Ø Этот нравственный закон возможен только при наличии свободы. Кант полагает, что разумное существо должно иметь возможность отрешиться от внешних факторов, внешних событий и стать причиной собственных действий. То есть руководить своими действиями самостоятельно, действовать «из себя», а не из каких-то внешних побуждений или склонности. Поэтому нравственный закон может быть реализован только при наличии свободы.

Ø Нравственный закон должен быть, прежде всего, реализован в человеческой душе. Внутри себя каждый человек должен подчинить свою волю нравственному закону. Но человек – существо несовершенное и подвержен иным стремлениям, не только разумным, но и чувственным.

Ø Как же тогда добиться, чтобы внутри себя человек стремился реализовать нравственный закон, а не только шел своими стремлениями. По мнению Канта, добиться этого возможно только путем постоянного и неуклонного приближения к идеалу, достичь которого невозможно.

Ø Конечное, полное осуществление нравственного закона в душе человека лежит в бесконечности. Одному человеку это не свойственно. Но тогда получается, что наша жизнь бессмысленна? На самом деле нет, Кант отсюда делает вывод о том, что если полное осуществление нравственного закона лежит в бесконечности, то человеческая душа должна быть бессмертной. Так Кант доказывает бессмертие души.

v Как любое разумное существо, человек стремится к счастью. Высшее счастье, высшее благо состоит в сочетании нравственного закона и личного удовлетворения. Как можно это объединить? Соединить их можно только если нравственный закон должен быть осуществлен во внешнем мире, то надо признать наличие верховного существа, которое обладает пониманием нравственного закона и ведет общество к его полному осуществлению. Таким образом Кант доказывает бытие Бога. Бог вытекает из нравственного закона.

v Кант дает определение нравственного закона: он реализуется через свободу в обществе разумных существ под сенью всемогущего Бога.

Ø Это понятие нравственного закона и то, как он управляет человеческой жизнью лежит в основе учения Канта о праве. Право он рассматривает через призму нравственности.

v Нравственный закон регулирует внутреннюю жизнь человека, его внутренние побуждения. А юридический закон регулирует внешнюю свободу человека, его отношение к другим людям. Внешняя свобода, регулируемая юридическим законом, имеет две стороны:

Ø Отрицательная сторона. Не плохая, а характеризует отсутствие чего-либо. А именно: эта сторона характеризует независимость от чужой воли, которая довлела бы над человеческим поведением.

Ø Положительная сторона. Характеризует присутствие чего-либо. Это самоопределение воли во внешних действиях. Воля сама для себя становится законом и сама определяет свое поведение.

v Две стороны взаимосвязаны, но в неравных пропорциях. Отрицательная сторона опирается на положительную. Человек является независимым, потому что имеет свою собственную волю. Сначала воля, потом независимость. Самоопределение во внешних действиях тесно связано с внутренним самоопределением человека. Человек может вполне отрешиться от своих побуждений и следовать нравственному закону и юридическому закону, который регулирует отношения в обществе. В то же время человек – существо чувственное, несовершенное, неразумное, он может отклоняться от общего закона и следовать своим собственным побуждениям. Таким образом, внешнее проявление в действиях человека изначально содержит возможность зла. Это отклонение от общего закона Кант называет произволом. Тут как раз Кант подходит к определению права в объективном смысле слова.

Ø Это совокупность условий, при которых произвол одного человека может сочетаться с произволом другого при наличии общего закона свободы.

§ Правомерным действием является только такое действие, при котором свобода каждого индивида несовместима со свободой всех. Свобода ограничивается там, где начинается свобода другого. Нарушение этого принципа есть насилие. Восстановление этого нарушенного принципа возможно с помощью ответного насилия. В данном случае он различает два насилия. Первое насилие (совершение человеком правонарушения) является насилием незаконным, которое направлено на ущемление свободы другого, а ответное насилие со стороны государства (наказание) – правомерное насилие. Оно направлено на восстановление состояния, которое было до, и направлено на волю субъекта. Отсюда вывод: у Канта одним из главным признаков права является насилие. Право без насилия существовать не может. Право без насилия может оказаться непримененным. Необходимо принуждать во имя всеобщей свободы. Это слабость Канта. Право не может быть сведено только к дубинке, право – это гораздо более многогранное понятие.

v Право в субъективном смысле – нравственная способность обязывать других. Его он разделяет на 2 части:

Ø Прирожденное право – то, которое вытекает из человеческой природы. Сюда относится независимость от чужой воли (внешняя свобода), равенство всех людей, самостоятельность в своих действиях, право на честное имя.

Ø Приобретенное право. Для Канта это, прежде всего, собственность. Владение, пользование распоряжение тем или иным имуществом, присвоение предметов. О приобретенном праве он говорит более подробно.

§ Для признания приобретенного права за лицом требуется воля всех – некое соглашение, в котором будут участвовать все люди. Такое соглашение, его действительность и эффективность возможны только при наличии гражданского порядка, гражданского общества. Этот порядок является безусловным требованием права. Вывод: следовательно человек может принудить другого человека к вступлению в гражданский порядок во имя общей свободы. опять принуждение, насилие. Кант утверждает, что всякий, кто находится вне гражданского порядка, нарушает свободу других и право других и потому должен быть тем более принужден к вступлению в этот порядок. Отказ от естественного равенства обязателен для всех.

§ Само приобретение собственности для Канта входит в область частного права. Частное право Кант делит на три составляющие:

· Вещное право. Относится к лицам, которые уже владеют имуществом. Само вещное право покоится на принадлежности всех вещей всем людям. Следовательно, отсюда вытекает право каждого на владение и обязанность уважать право другого лица.

· Личное право. Обязательства (договорное право). Чтобы обязательства были действительны, нужна соединенная воля субъектов. Два действия в таком обязательстве сливаются в одно, и обязанность уважать чужую волю вытекает из нравственного закона.

· Лично-вещное право. Это семейные отношения. Основаны на равноправии между мужем и женой. дети рождены без собственной воли (никто их не спросил, чтобы родиться), поэтому они имеют право требовать от родителей пропитания и воспитания (раз родили, то кормите). Взаимных обязанностей здесь не возникает. Взаимные обязанности могут возникнуть только после совершения детьми совершеннолетия. Теперь дети могут получить полную свободу, но по собственной воле могут остаться в услужении у родителей, помогать им, престарелым.

v Политическое учение Канта.

Ø Определяет государство как соединение людей под юридическими законами. Необходимость государства объясняется только умозрением. Это требование разума. Никаких естественных, опытных, чувственных причин здесь нет. Это типичное требование разума. Во имя нравственных начал человек обязан следовать порядку, обязан объединиться, потому что только в таком порядке господствует общий закон, общий закон определяет права и обязанности каждого и устанавливает власть.

Ø Власть. Стандартная схема организации.

§ Три ветви власти:

· Законодательная. Принадлежит всему народу, так как требуется воля всех. Законодательная власть является единственным источником закона, в ней проявляется сущность гражданской свободы. С свободой связано равенство. Все люди равны. Равенство Кант понимает, как возможность обязывать власть тем же, чем она обязывает нас. Между властью и гражданами отношения договорные. То, чем власть может обязывать нас, тем и мы можем ее обязать. В понятие гражданство для него входит понятие самостоятельности – возможности поступать по собственному усмотрению. В законодательстве участвуют все граждане, весь народ является источником закона. В то же время Кант делит граждан на 2 категории:

¨ Активные граждане.

¨ Пассивные граждане. Все те, кто так или иначе находится в услужении у других. Слуги, дети, в некоторой степени женщины.

¨ Активные и пассивные граждане соотносятся следующим образом: любой пассивный гражданин может стать активным. Но пока он пассивный, он отнюдь не равен активному. Активный обладает всей полнотой прав, пассивный некоторым образом ущемляется в своих правах.

· Исполнительная власть. Это власть правительственная, осуществляющая законы, общественные отношения. Ответственность этой власти: если правители неправильно выполняют свои обязанности, то сместить такого правителя может власть законодательная. Весь народ в совокупности совершает некое действие (НЕ БУНТ! Кант яростный противник революций), но наказывать правителя народ не может. Он может только сместить его. Наказать правителя должна третья власть.

· Судебная власть. Представлена присяжными заседателями, они постановляют приговор. Стандартная схема. А судьи, которые знают закон, применяют соответствующее наказание к вердикту присяжных. Судьи могут наказать правителя.

· Внутри ветвей власти у Канта четко различаются их полномочия. Можно даже сказать, что это элементы системы сдержек и противовесов.

§ Посредством этих ветвей государство образуется и сохраняется по законам свободы. Власти не равны между собой, они подчиняются одна другой. На самом верху законодательная, ей подчиняется исполнительная, ей подчиняется судебная. Верховная власть принадлежит народу. В соединении этих властей состоит высшее благо.

§ Для Канта высшим благом государства является не счастье людей, а соответствие государственного строя принципам правды (построен на началах равенства, свободы и т.д.).

§ Происхождение государства – договорное.

Ø Политическая концепция похожа на конструкцию Руссо. Кант почти ни в чем не отличается, они почти полностью совпадают. Отличие: Руссо провозглашает право народа на восстание, Кант категорический противник любого восстания. Во имя реализации закона необходимо повиноваться порядку.

Ø Идеальная форма правления – представительная республика. Он отрицательно относится к утверждению Монтескье, что необходимо ограничивать власть. Любое ограничение власти, по мнению Канта, это прикрытие произвола. Ограничение должно происходить само собой, в силу нравственного закона.

Ø Противоречие: в теории государство Канта основано на свободе и равенстве. А на практике он говорит про полное подчинение властям без бунтов и революций. Но у Канта оно разрешается простым способом: он указывает, что теоретическое государство, основанное на свободе и равенстве – идеал, который, скорее всего, никогда не будет достигнут. В процессе движения этому идеалу нужно подчинение властям.


36. Право как мера свободы в учении Г. В. Ф. Гегеля

Духовный мир переходит к 2. объективному духу – главное начало – свобода, деятельность воли во внешнем мире. Воля – практический разум, действует во внешнем мире. Объективный дух также содержит идеи противоположности - общее (воля может действовать по собственному усмотрению) и частное (воля всегда имеет цель, направлена на что-то). Воля свободно переходит от мысли к действию, ничем не связана. Выбирая между мыслью и действием, воля остается сама собой (это формы). Воля объединяет и то и другое, это не 2 + 2, а именно 4, мысль + действие = воля. Воля выбирает сама различные способы поведения. Способность выбора – есть свобода воли. Поэтому все обладающие волей сознают себя свободными.

Цель воли – осуществление своей свободы во внешнем мире (это право).

Право складывается из трех элементов:

· формальное право (право в узком смысле) – проявление личной свободы – отдельные индивиды действуют, вступают во взаимные отношения. Принцип: обладай правосубъектностью и уважай ее у других. Запрещается посягательство на свободу других людей. Во внешнем мире свобода человека проявляется в действиях - у Гегеля это собственность. Человек присваивает себе вещи, другие должны это право соблюдать. Главное – проявить свою волю по отношению к этой вещи. Потом Гегель будет делить народы на исторические (создали государство своей волей) и неисторические. Нет воли – нет собственности. С присвоенной вещью человек может делать все что угодно.

· проявление личной свободы - по договору вещь переходит из собственности одного к другому. Сначала договор, потом переход права собственности. Неисполнение договора – это посягательство на собственность другого.

· неправда – отрицание свободы другого, сама по себе является проявлением свободы. Неправда сама себе противоречит и потому должна быть отрицаема. В ответ на неправду требуется правомерное насилие. Источник неправды – в воле правонарушителя. Наказание – направлено на отрицание воли нарушителя. С помощью этого восстанавливается право. Возмездие соразмерно тяжести содеянного. Гегель указывает на то, что наказание направлено на побуждение воли нарушителя, в воле должен быть восстановлен закон. Это вполне необходимое требование разума.

Если наказание направлено на волю правонарушителя, то переходим к следующей ступени – мораль.

Мораль – область внутреннего самоопределения воли. Внешние факторы не действуют. В этой области воля определяет себя по отношению к действию – вина. Воля признает только сознательное свое действие. И свободное.

· Вина является первым проявлением

· Цель – то к чему воля стремится

· Личное благо – люди стремятся к общей цели

· Добро – общая цель, к которой стремятся люди. Общее благо иногда в противоречии к личной цели

· Обязанность – человек обязан действовать по общему закону. Личное уступает общему. В каждом случае человек решает, что является его обязанностью.

Решение принимается с помощью совести (центр нравственного мира человека), она решает что надо, что не надо – высшее проявление воли морали (содержит противоположности: совершить добро или зло). Совесть не соответствует в полной мере идее добра. Изменчива, идея добра зависит от человека. Следовательно надо искать нечто более высокое.

Нравственность: единство формального права и мораль достигает полного совершенства. Идея добра как общей цели проявляется в системе законов и органов власти. Человек обязан выполнять именно эти законы. В законах выражается и разумная воля. Законы – начала свободы и общего блага. В исполнении законов, следовании свободе человек достигает удовлетворения и удовлетворения потребностей, личных конкретных. Выполнение законов – не только обязанность, но и право. В нравственности права и обязанности соединяются. Сколько прав – столько и обязанностей. В наличии взаимности происходит формирование нравов. В основе нравов – добродетель. Соответствие качеству личности требованиям нравственности. Схожесть нравов людей – дух нации. Складывается нравственный юридический союз.

37. Государство как реализация Абсолютного Духа в учении Г. В. Ф. Гегеля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: