Методы экономических исследований




Изучая принципы функционирования хозяйства и выдвигая новые концепции его развития, экономическая наука использует определенные методы исследования (метод - путь, способ исследования каких-либо явлений).

Основа, начало любого экономического исследования - это сбор, систематизация, обобщение фактов экономической жизни общества, конкретных процессов и явлений в экономике.

На основе анализа фактов создаются экономические теории.

 

При анализе экономических явлений пользуются такими общенаучными методами исследования, как:

 

научная абстракция;

анализ и синтез;

индукция и дедукция;

выдвижение и проверка гипотез;

функциональный анализ;

моделирование;

экспериментирование и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Важнейшим методом экономических исследований является метод научной абстракции. Его суть - "очищение" исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного.

Результатом научной абстракции являются:

 

категории и понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.). Экономические категории обобщенно отражают экономическую жизнь общества.

экономические законы (принципы), раскрывающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

Метод функционального анализа - установление и исследование взаимосвязей между экономическими явлениями и процессами, при этом одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых. При изучении зависимости, например, величины инвестиций от уровня банковского процента, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиции - как зависимая (функция).В экономике широко используется метод графических изображений, позволяющий наглядно изобразить те или иные экономические зависимости, представить развитие экономических ситуаций. При этом надо иметь в виду некоторую особенность экономических графиков. Согласно традиции, экономисты (в отличие от математиков) указывают независимые переменные на оси ординат (вертикальной оси), а зависимые - на оси абсцисс (горизонтальной оси).

Метод экономико-математического моделирования сегодня является весьма распространенным методом исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Модели представляют собой обобщение, описывающее с помощью уравнений и графиков взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление тех или иных связей, закономерностей, позволяют лучше понимать и описывать явления экономической действительности.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика - многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.Для исследования экономических законов и категорий в современной экономике широко используется маржинальный (предельный) анализ. Суть этого метода состоит в том, что исследуется приращение экономического показателя, обусловленное увеличением на единицу фактора, от которого этот показатель зависит.

Предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки производства, предельный доход и т.д. - это все величины, характеризующие прирост соответствующего показателя под влиянием изменения того или иного фактора, влияющего на данный показатель, на единицу. Например, предельный продукт труда характеризует прирост объема производства в связи с увеличением вложений одного из факторов производства (труда) на единицу; предельная полезность показывает, насколько изменилось удовлетворение потребностей при добавлении единицы блага и др.

 

Экспериментирование - это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспериментирование в экономике в принципе возможно, но должно использоваться очень осторожно. Эксперименты не должны насильственным образом ломать естественные экономические процессы, ограничивать реальную экономическую жизнь рамками искусственных конструкций.

Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих исследованиях, формулируя те или иные положения экономической теории, критерием их верности является экономическая действительность, хозяйственная практика. Если можно сказать, что "это верно в теории, но не на практике", это значит, что теоретические выводы неверны.

 

3 Субъекты рыночной экономики

Субъекты рыночной экономики

 

Потребности выступают движущей силой экономики. Они претерпевают количественные и качественные изменения под влиянием внешних воздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники и людей. И вновь предстоит решать, какие средства могут быть использованы и на удовлетворение каких потребностей?

Носителями решений выступают хозяйствующие субъекты. К ним относятся все единицы экономики, которые принимают экономические решения. В реальной действительности хозяйствующие субъекты представлены отдельными лицами, несколькими лицами в виде оформленных образований (семья, домашние хозяйства, акционерные общества, банки и т.д.) и правительство.

 

Таким образом, субъектами рыночной экономики являются: домохозяйства, предприятия, государство.

Домохозяйства – это обобщающий образ потребительского сектора экономики. К ним относят всех потребителей, наемных работников, владельцев капитала, средств производства. Они самостоятельно принимают решения, стремятся к удовлетворению своих потребностей.

 

Предприятия – это самостоятельные хозяйствующие субъекты, обладающие правом юридического лица и зарегистрированные в соответствии с существующим законодательством. В рыночной экономике предприятия приобретают права, обеспечивающие полную самостоятельность в пределах законодательных актов. Они полностью свободны в выборе направлений деятельности, самостоятельны в принятии решений и ориентации на достижение конечного успеха – получение прибыли. Предприятия самостоятельно выбирают поставщиков и покупателей, имеют право своими средствами участвовать в капитале других предприятий (предоставление кредита, приобретение акций и др.).

 

Однако государство через свои службы (структуры) регулирует экономическую деятельность предприятий, отдельных предпринимателей: устанавливает налоговые ставки, минимальную оплату труда первого разряда, контролирует уровень цен и т.д. В мире выживают только те предприятия, которые соблюдают следующие правила: производить продукцию, нужную покупателю; удовлетворять их требования к качеству; снижать издержки производства, чтобы продавать продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов, и обеспечивать получение прибыли; иметь доход, позволяющий развивать многогранную деятельность предприятия.

 

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, осуществляющие государственное управление на разных уровнях. В случае необходимости они осуществляют контроль над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общенациональных целей.

Все хозяйствующие субъекты взаимодействуют на различных рынках (продуктов и услуг, средств производства, финансов), образуя поток расходов и доходов. Домохозяйство, т.е. потребители, предлагают свой труд, капитал, предпринимательские способности предприятиям, которые в свою очередь предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата предприятием факторов производства выступает для него расходами, а для домохозяйств — доходами.

 

Потребление в домашних хозяйствах показывает, какие потребности были удовлетворены. Выпуск продукции на предприятиях позволяет установить, какие ресурсы (средства) были увеличены. Самостоятельность домашних хозяйств и предприятий по принятию экономических решений относительно производства и потребления зависит от экономической системы, в которой они взаимодействуют.

 

4Современная рыночная экономическая система

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

 

Отличительные черты:

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования (послешкольное);

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

 

5 Роль государства в рыночной экономике.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

Представление о роли государства, степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества. Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики.

В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики. Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

14.2. Методы государственного регулирования экономики.

Государство осуществляет регулирование социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

правовые,

административные,

экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

 

6 делегирование и приватизация

 

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

 

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

 

Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

 

Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.

Определение

 

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

 

Экономическая эффективность

 

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

Приватизация, обобществление производства и собственность

 

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

 

Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица лучше понимают ситуацию, чем руководитель. И, соответственно им проще найти выход и решить имеющуюся проблему.[1]

 

Существует две концепции делегирования полномочий: классическая, при которой полномочия передаются от высших к низшим уровням организации и концепция, при которой подчинённый не принимает полномочий от руководителя и передачи полномочий не происходит.[2]

 

Делегирование полномочий преследует следующие основные цели:

освобождение времени руководства для решения более важных задач;

повышение мотивации персонала;

повышение доверия в рабочем коллективе;

проверка сотрудников на исполнительность.

 

7 микроэкономика

 

Микроэконо́мика (др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

 

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

 

Экономические потребности — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Первичные — удовлетворяют жизненно-важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой.

Вторичные — все остальные потребности (досуг и т. д.)

 

Экономические блага — средства удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги). Среди экономических благ необходимо выделить взаимозаменяемые — субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые — комплементарные товары (бумага — ручка, авто — бензин). Экономические блага делят на — настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Долговременные — многоразовые.

Недолговременные — исчезающие в результате разового потребления.

Экономический выбор — выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.

Альтернативные затраты (англ. Opportunity cost) — издержки, затраты, которыми необходимо пренебречь или пожертвовать ради других затрат (затраты неиспользованных возможностей).

Производственные возможности — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании ресурсов.

Кривая производственных возможностей (англ. Production Possibilities Frontier) показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки внутри кривой означают неполное использование ресурсов. Любая производственная программа характеризующаяся точками за пределами кривой не будет обеспечена наличными ресурсами. Если улучшается технология или увеличивается кол-во ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх

 

8 Спрос

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

 

Факторы, влияющие на спрос (неценовые)

1. Изменение доходов потребителей

2. Изменение вкусов и предпочтений

3. Ценовые и дефицитные ожидания

4. Изменение расходов на рекламу

5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары

6. Изменение количества покупателей

 

Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.

 

9 Предложение

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены.

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

 

Факторы, влияющие на предложение (неценовые)

1. Цены факторов (ресурсов) производства

2. Технология производства

3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей

4. Размер налогов и субсидий

5. Количество производителей

 

Под влиянием неценовых факторов изменяется предложение (-> S1 при увеличении предложения, в -> S2 при уменьшении предложения).

 

10) Равновесная цена

Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

PE=PD=PS, QE=QD=QS

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально-предлагаемой потребителями цены, величину излишка графически можно изобразить фигурой PEPmaxE. В свою очередь равновесная цена обычно выше минимальной цены которую готовы предложить производители. (PminEPE) Общая выручка — TR = PE x QE Разность между общей выручкой и затратами производителя (oPminEQE) составляет излишек (прибыль) производителя.

Паутинообразная модель

Паутинообразная модель — простейшая динамическая модель показывающая затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие.

 

Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение на основании существовавших в предыдущих год цен, уже не могут изменить объём производства. Например в сельском хозяйстве, когда ориентируются на урожай предыдущего года, не учитывая стихийных бедствий.

11 Полезность

блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.

 

Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней.

 

Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрёл меновую ценность. Некоторые экономисты пытались даже построить на полезности теорию меновой ценности

 

Характеристика полезности

Полезность не имеет физического или материального существования, поскольку полезность существует в голове потребителя.

Полезность не всегда полезна. Например, алкогольные напитки или сигареты считаются вредными для здоровья, но они могут иметь высокий уровень полезности для алкоголика или курильщика.

Полезность не всегда приятна. Например, медицинские лекарства или инъекции не дают никакого удовольствия, но могут иметь высокий уровень полезности для пациентов.

Полезность и удовлетворение — разные вещи. Например, потребитель, думая о покупке какого-либо товара, имеет в своей голове представление о полезности этого товара. Но удовлетворение наступает только после приобретения этого товара. «Полезность» — ожидаемое удовлетворение, в то время как, «удовлетворение» — наступившее или реализованное удовлетворение.

Подвиды полезности

 

Различают субъективную (кардиналистская/количественная полезность, англ. cardinal utility) и объективную (ординалистская/порядковая полезность, англ. ordinal utility) полезности.

 

Субъективная полезность

 

Субъективная полезность — это полезность, которая может измеряться, например деньгами, или сравниваться. Например, при потреблении потребителем первого яблока, оно даёт ему самый высокий уровень полезности, второе яблоко даёт меньший уровень полезности, нежели первое, третье и четвёртое яблоки не дают никакой полезности потребителю или никакого удовлетворения от их потребления, поскольку потребление третьего и четвёртого яблок сразу после первого и второго является чрезмерным для потребителя (см. Теория предельной полезности и Закон убывающей предельной полезности). Здесь наблюдается сравнение полезности яблок, что характерно для кардиналистской (субъективной) теории полезности.

Объективная полезность

 

Объективная полезность — это полезность, которая не может измеряться или сравниваться. Например, полезность воды в реке или песка в пустыне для потребителя не может быть измерена.

Фу́нкция поле́зности — экономическая модель для определения предпочтений экономических субъектов. Основополагающим условием концепта функции полезности является рациональное поведение потребителя, выражающееся в выборе из многочисленных альтернатив именно тех, которые выводят его на более высокий уровень полезности. В микроэкономике концепт функции полезности служит для объяснения поведения потребителей и производителей, в то время как в макроэкономике им пользуются для изображения предпочтений государственных интересов. Первая производная функции полезности по количеству определённого блага называется предельной полезностью этого блага. Предельная полезность выражает, сколько дополнительной полезности приносит дополнительная единица блага i. Предельная полезность, равная 0, означает достижение насыщенности.

 

Большинство функций полезности, рассматриваемых в экономике, имеют отрицательную вторую производную — закон убывающей предельной полезности.

 

Функция полезности может быть использована для определения спроса потребителя через решение задачи о максимизации полезности. Полученное решение носит название маршалловского спроса.

12) кривая безразличия

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето.

 

 

Свойства кривых безразличия

Кривые безразличия не могут пересекаться.

Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Предельная норма замещения MRS одного блага другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.

 

1.Через любую точку в графическом пространстве товаров (рис. 1) может быть проведена соответствующая кривая безразличия, т. е. для любой комбинации товаров (яблок и конфет) могут быть найдены другие комбинации, имеющие для потребителя такую же общую полезность. Это свойство основывается на простом предположении о том, что потребитель может сравнивать с помощью отношений предпочтения или безразличия все возможные наборы товаров.

2.Две кривые безразличия не могут пересекаться.

3. На основании свойств 1 и 2 может быть построена карта безразличия потребителя

Комбинации товаров, лежащие на более высоких кривых безразличия, имеют для потребителя большую полезность (по правилу о точках, лежащих выше кривой безразличия).

4. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как уменьшение количества одного товара должно быть заменено (компенсировано) увеличением количества другого товара для сохранения общей полезности набора товаров.

13 Бюджетные ограничения

БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи.

1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; 2) в теории потребления - точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно на самой высокой из кривых безразличия, представляющая собой точку максимизации полезности; 3) финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи. Наиболее часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления и означает, что денежные расходы экономического агента на все приобретаемые им товары не могут превышать его денежного дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, называемой иначе линией цен или линией возможностей потребления. Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) - это прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых имеющийся доход реализуется полностью. При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной их точек этой линии, иначе оставалась бы неизрасходованной часть денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной: составной, ломаной, выпуклой - в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя покупать данный товар. Например, ломаная бюджетная линия возникает, если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по денежным ресурсам, но и по времени.

Следовательно, для максимальной востребованности необходимо чтобы спрос оправдывал предложения, а цена была приемлема для основной потребительской массы.

14)Предприниматель

лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды.

 

В современном значении предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

 

Право на предпринимательскую деятельность является одним из фундаментальных прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.

 

Поэтому предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие товары.

 

Предпринима<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: