Другие трёхсложные размеры




Стихотворный размер

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 января 2014; проверки требуют 29 правок.

Стихотворный размер
Двухсложные
˘ ˘ пиррихий, дибрахий
¯ ˘ хорей
˘ ¯ ямб
¯ ¯ спондей
Трёхсложные
˘ ˘ ˘ трибрахий
¯ ˘ ˘ дактиль
˘ ¯ ˘ амфибрахий
˘ ˘ ¯ анапест, антидактиль
˘ ¯ ¯ бакхий
¯ ¯ ˘ антибакхий
¯ ˘ ¯ кретик, амфимакр
¯ ¯ ¯ молосс
См. основную статью для четырёхсложных.
Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики; некоторые учёные признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.

Содержание

  • 1 Виды стихотворных размеров
    • 1.1 Односложный размер
    • 1.2 Двусложные размеры
    • 1.3 Логаэд
  • 2 См. также

Виды стихотворных размеров

Односложный размер

Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.

Свет, тень.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То — маг.  
Таццу Такамаро, «Regeneration» https://www.tatsutakamaro.com/poetry/regeneration  

Двусложные размеры

Хорей — размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырёхстопного хорея:

  Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_

 

  Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́
  А. С. Пушкин, «Зимний вечер»  

Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

  Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
  Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́
  А. С. Пушкин, «Борис Годунов»  

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведённые выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

  Сего́дня дурно́й де́нь: __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
  Кузне́чиков хо́р спи́т, __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
  И су́мрачных ска́л се́нь - __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
  Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
  О. Мандельштам  

См. также

  • Стихосложение
  • Ямб
  • Хорей
  • Дохмий
  • Анапест
  • Амфибрахий
  • Дактиль
  • Гекзаметр
  • Пятисложник

 

Ямб

· 1) Четырёхстопный каталектический (так называемый гиперкаталектический, то есть имеющий лишние слоги):

· Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…

· (А. С. Пушкин, "Евгений Онегин")

· 2) Пятистопный:

· Волчица ты! Тебя я презираю!

· К Птибурдукову ты уходишь от меня!

· (Ильф и Петров, "Золотой телёнок")

· 3) Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове); тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных. Пятистопный акаталектический:

· Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т,

· Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

· Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

· Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й.

· (Шекспир; перев. С. Я. Маршак)

· Основные размеры в русском стихосложении — четырёхстопный (лирика, эпос); пятистопный (лирика и драма XIX—XX вв.); шестистопный (поэма и драма XVIII в.); вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.).

Хорей

· Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стихотворный размер
Двухсложные
˘ ˘ пиррихий, дибрахий
¯ ˘ хорей
˘ ¯ ямб
¯ ¯ спондей
Трёхсложные
˘ ˘ ˘ трибрахий
¯ ˘ ˘ дактиль
˘ ¯ ˘ амфибрахий
˘ ˘ ¯ анапест, антидактиль
˘ ¯ ¯ бакхий
¯ ¯ ˘ антибакхий
¯ ˘ ¯ кретик, амфимакр
¯ ¯ ¯ молосс
См. основную статью для четырёхсложных.
Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править

·

· В Викисловаре есть статья «хорей»

· Хоре́й (др.-греч. χορεῖος — «плясовой», от χορεῖος πούς — хоровая стопа, размер) — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

· Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — четырёх- и шестистопный, с середины XIX века — пятистопный.

· Мнемоническая фраза

· Мчатся тучи, вьются тучи,
На хорей они летят

· Примеры

· Бу́ ря мгло́ ю не́ бо кро́ ет,
Ви́х ри сне́ж ны е кру тя́;
То, как зве́рь, о на́ за во́ ет,
То зап ла́ чет, как ди тя́

· — Александр Пушкин, «Зимний вечер» (четырёхстопный)

· Вы хо жу́ о ди́н я на до ро́ гу;
Сквозь ту ма́н крем ни́с тый пу́ть блес ти́т;
Ночь ти ха́. Пус ты́ ня вне́м лет Бо́ гу,
И звез да́ с звез до́ ю го во ри́т.

· — Михаил Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу...» (пятистопный)

· В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
! —! —! —!
! —! —! —! -
! —! —! —!
! —! —! —! -

· — Ф. И. Тютчев

· Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
! —! —! —! —! -
! —! —! —! —! -
! —! —! —! —! -
! —! —! —! —! -

· — М. Ю. Лермонтов (с пропусками ударений, пиррихием)

Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.

· В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.

· В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

· Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):

· О, вес на́ без кон ца́ и без кра́ ю —
Без кон ца́ и без кра́ ю меч та́!
Узна ю́ тебя, жи́знь! Прини ма́ ю!
И при ве́тс твую зво́ ном щи та́!

· Пример (также А. Блок):

· Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.

· Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

· Мнемоническая фраза

· Не бро ди́л с кисте нём я в дре му чем ле су́,
я а на́ пест с со бо́ ю но си́л.

Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ве́ тер бу шу́ ет над бо́ ром,

Не с го́р побе жа́ ли ру чьи́ -

Мо ро́з -вое во́ да до зо́ ром

Об хо́ дит вла де́ нья сво и́.

(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

До ро́ же от чи́ зны — не зна́л ниче го́

Бо е́ц, не лю би́ вший по ко́ я.

(Н. А. Некрасов)

Мнемоническая фраза

В глу бо́ кой тес ни́ не Да рья́ ла, где жи́л Амфи бра́ хий се до́й

Следующее двустишие Григория Кружкова также может играть роль мнемонической фразы:

А на́ пест, а на́ пест, а на́ пест -
Вот та́к амфи бра́ хий зву чи́т.

Другие трёхсложные размеры

  • Анапест
  • Дактиль

Дактиль

 
 
   
   
   
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 

Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Примеры:

Ту́ч ки не бе́с ные, ве́ч ные стра́н ники

М. Ю. Лермонтов

Вы́ рыта да́к тилем я́ ма глу бо́ кая

Мнемоническая фраза для запоминания размера.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

Популярная в 1920-е годы «рабочая теория происхождения ритма» связывала дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударов молота[1].

Стихотворные размеры:

 

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Пример:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

 

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

Пример брахиколона:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел –

День

Свят!

Склеп

Слеп.

Тень –

В ад!

(В.Ходасевич)

 

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

- 4-стопный

- 6-стопный

- 5-стопный

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

(А.С.Пушкин)

 

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

- 4-стопный (лирика, эпос),

- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

- вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

(А.С. Пушкин)

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫмы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

(А.С.Пушкин)

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

- 2-стопный (в XVIII в.)

- 4-стопный (с XIX в.)

- 3-стопный (с XIX в.)

Пример:

Ту́ чки не бе́ сные, ве́ чные стра́н ники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

(М.Ю.Лермонтов)

 

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (начало XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример:

Не ве́ тер бу шу́ ет над бо́ ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побе жа́ ли ру чьи́ - __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Мо ро́з -вое во́ да до зо́ ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Об хо́ дит вла де́ нья сво и́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

(Н.А.Некрасов)

 

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

- 4-стопный (с середины XIX в.)

- 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, вес на́ без кон ца́ и без кра́ ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без кон ца́ и без кра́ ю меч та́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узна ю́ тебя, жи́знь! Прини ма́ ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И при ве́тс твую зво́ ном щи та́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

(А.Блок)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: