Сакральный характер знаний и зачатки научного мировоззрения




Еще одной высокопоставленной кастой в Древнем Египте было жречество— интеллектуальная элита страны. Чтобы сохранить свое гос­подство, жрецы облекали знания, которыми они обладали, в мистическую и эзотерическую форму.

Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накоплен­ные в течение длительного времени систематические наблюдения не­ясных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы II предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солн­це Земледелие в Древнем Египте было тесно связано с разливами Нила, способность их предугадать влияла на результаты труда египетского земледельца. Но предвидеть разливы Нила могли только жре­цы, и обладание такого рода знаниями являлось основой их власти над обществом. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически приводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке.

Эзотерическое (от греч. esoterikos — направленный внутрь) — тайные зна­ния, доступные только посвященным, не имеющим права распространять их дальше.

Помимо астрономических сведений жрецы также накапливали зна­нии в области математики, химии, фармакологии, медицины, психоло­гии и др. Эти знания носили сакральный характер. Они использовали гипноз, ясновидение и т. п., чтобы вызвать страх, оживить надежду и принудить общество к подчинению. Жрецы убеждали народ, что они являются посредниками между людьми и богами и что приношением даров богам при помощи жрецов можно снискать благосклонность богов.

Сакральное (от лат. sacrum — священное) — все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Освященное, святое, заветное. Сакраль­ное противостоит светскому, мирскому.

В Древнем Египте получили широкое развитие математические науки. Одним из крупных достижений было открытие десятичной системы счисления. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия — с высокой степенью точности построены пи­рамиды, дворцы, скульптурные монументы. На древних папирусах со­хранились решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария.

Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высо­ту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах.

Геометрические знания в 3-2 тыс. до н. э. использовалось при стро­ительстве пирамид и храмов (постройки для богов). Строительным материалом служил камень. Поражает точность подгонки глыб — меж­ду ними нельзя просунуть лезвие ножа. Самая ранняя — пирамида Джосера, построена около 5 тыс. лет назад. Эта пирамида ступенча­тая и возвышается как лестница к небу. Однако самая знаменитая и значительная по размерам — пирамида Хеопса. Строили ее сотни тысяч людей около 20 лет. Высота 147 м (сейчас 137 м), площадь около 55 000 м. Строительство пирамид было разорительно для экономики страны, поскольку истощало казну. К началу 1 тыс. до н. э. строительство пи­рамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали использо­вать тщательно скрытые от глаз подземные гробницы в Долине царей. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды (хотя древние египтяне боготворили и боялись своих царей).

Другим символом египетской культуры является сфинкс — фанта­стическое существо с телом льва и головой человека, реже животного. Сфинкс — это таинственный, многозначный образ. Немецкий фило­соф Гегель считал его символом египетского духа — человеческая го­лова, венчающая тело животного, олицетворяет дух, который начина­ет возвышаться над природой. Интересно, что древнеегипетские боги часто изображались противоположным способом, в виде человеческой фигуры с головой животного.

 

Заупокойный культ

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, кт египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии. Представления древних египтян о за­гробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. Но следует сказать, что в начале эпохи Древ­него царства считалось, что только фараоны и знать могли войти в за­гробный мир, и только после совершения «странной» революции это стало доступно всем египтянам.

Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян всю религиозную мысль египетского общ-ва. считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культу, кт сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной, по кт смерть не означает конец, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Именно из-за несогласия египтян с неизбеж­ностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не (сначала конец земной жизни. Она могла быть продлена вечно — умер­шего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего не­обходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — сред­ством для этого было бальзамирование.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый чел-к обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе кт назывались Сах – тело чел-ка, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его привидение, Ба – проявление сущности. Ведущую роль играла Ка – душа чел-ка, являющаяся его бессмертным двойником.

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа чел-ка. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через 70 дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Успехи древних египтян в области мумифика­ции невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе физике, химии, медицине и хирургии.

Например, они использовали знание характеристик химического веще­ства патрона для мумификации человеческого тела. Современный анализ компонентов патрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древние егип­тяне знали химические функции этого состава как дубильного вещества. В процессе мумификации они помещали тело в патрон на 70 дней. Пе­ред этим совершали сложнейшую хирургическую операцию: вынима­ли мозг через ноздри. Такие операции требовали точного знания анато­мии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность 2-ой смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в кт перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, кт следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью кт умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если этот путь успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди кт на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь проходил суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов – а их было более 40 – задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов явл-ся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинял людям зла», «Я не мучил животных», «Я никого не убил», «Я чист».

Взвесив все «за» и «против». Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса по представлению древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от работы. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга – их функции выполняли статуэтки, кт клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей, и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием ее становилось полное небытие человека.

Т.о., усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

После так называемой «странной соци­альной революции» вероучение египетских жрецов стало допускать, что не только царь или вельможа мог обладать вечной жизнью, но и всякий человек — при условии соблюдения ритуала погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, и просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Для фараонов и знати продолжали строить усыпальницы — дома для загробной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: