Еще одной высокопоставленной кастой в Древнем Египте было жречество— интеллектуальная элита страны. Чтобы сохранить свое господство, жрецы облекали знания, которыми они обладали, в мистическую и эзотерическую форму.
Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накопленные в течение длительного времени систематические наблюдения неясных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы II предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце Земледелие в Древнем Египте было тесно связано с разливами Нила, способность их предугадать влияла на результаты труда египетского земледельца. Но предвидеть разливы Нила могли только жрецы, и обладание такого рода знаниями являлось основой их власти над обществом. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически приводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке.
Эзотерическое (от греч. esoterikos — направленный внутрь) — тайные знания, доступные только посвященным, не имеющим права распространять их дальше.
Помимо астрономических сведений жрецы также накапливали знании в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Эти знания носили сакральный характер. Они использовали гипноз, ясновидение и т. п., чтобы вызвать страх, оживить надежду и принудить общество к подчинению. Жрецы убеждали народ, что они являются посредниками между людьми и богами и что приношением даров богам при помощи жрецов можно снискать благосклонность богов.
Сакральное (от лат. sacrum — священное) — все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Освященное, святое, заветное. Сакральное противостоит светскому, мирскому.
В Древнем Египте получили широкое развитие математические науки. Одним из крупных достижений было открытие десятичной системы счисления. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия — с высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы, скульптурные монументы. На древних папирусах сохранились решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария.
Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах.
Геометрические знания в 3-2 тыс. до н. э. использовалось при строительстве пирамид и храмов (постройки для богов). Строительным материалом служил камень. Поражает точность подгонки глыб — между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Самая ранняя — пирамида Джосера, построена около 5 тыс. лет назад. Эта пирамида ступенчатая и возвышается как лестница к небу. Однако самая знаменитая и значительная по размерам — пирамида Хеопса. Строили ее сотни тысяч людей около 20 лет. Высота 147 м (сейчас 137 м), площадь около 55 000 м. Строительство пирамид было разорительно для экономики страны, поскольку истощало казну. К началу 1 тыс. до н. э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали использовать тщательно скрытые от глаз подземные гробницы в Долине царей. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды (хотя древние египтяне боготворили и боялись своих царей).
Другим символом египетской культуры является сфинкс — фантастическое существо с телом льва и головой человека, реже животного. Сфинкс — это таинственный, многозначный образ. Немецкий философ Гегель считал его символом египетского духа — человеческая голова, венчающая тело животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой. Интересно, что древнеегипетские боги часто изображались противоположным способом, в виде человеческой фигуры с головой животного.
Заупокойный культ
Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, кт египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. Но следует сказать, что в начале эпохи Древнего царства считалось, что только фараоны и знать могли войти в загробный мир, и только после совершения «странной» революции это стало доступно всем египтянам.
Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян всю религиозную мысль египетского общ-ва. считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культу, кт сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной, по кт смерть не означает конец, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Именно из-за несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не (сначала конец земной жизни. Она могла быть продлена вечно — умершего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование.
Согласно религиозным представлениям египтян, каждый чел-к обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе кт назывались Сах – тело чел-ка, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его привидение, Ба – проявление сущности. Ведущую роль играла Ка – душа чел-ка, являющаяся его бессмертным двойником.
Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа чел-ка. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.
Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через 70 дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.
Успехи древних египтян в области мумификации невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе физике, химии, медицине и хирургии.
Например, они использовали знание характеристик химического вещества патрона для мумификации человеческого тела. Современный анализ компонентов патрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древние египтяне знали химические функции этого состава как дубильного вещества. В процессе мумификации они помещали тело в патрон на 70 дней. Перед этим совершали сложнейшую хирургическую операцию: вынимали мозг через ноздри. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.
Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность 2-ой смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в кт перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, кт следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью кт умерший мог обезвредить своих врагов.
Предполагалось, что если этот путь успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди кт на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь проходил суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов – а их было более 40 – задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов явл-ся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинял людям зла», «Я не мучил животных», «Я никого не убил», «Я чист».
Взвесив все «за» и «против». Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.
Царство Осириса по представлению древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от работы. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга – их функции выполняли статуэтки, кт клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей, и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием ее становилось полное небытие человека.
Т.о., усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.
После так называемой «странной социальной революции» вероучение египетских жрецов стало допускать, что не только царь или вельможа мог обладать вечной жизнью, но и всякий человек — при условии соблюдения ритуала погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, и просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Для фараонов и знати продолжали строить усыпальницы — дома для загробной жизни.