ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ




Полученные человеком знания не остаются в его памяти «мерт­вым грузом», они в той или иной мере используются им в практи­ческой деятельности. Опираясь на знания об окружающем мире, человек в нем ориентируется, активно воздействует на этот мир, целенаправленно его изменяет.

Однако не всякое знание оказывается помощником в жизнедея­тельности человека. Знание может оказаться поверхностным, не глубоким. Оно может оказаться ошибочным и даже ложным. Ис­пользование такого знания в практической деятельности может привести к негативным и даже трагическим последствиям.

Целью познания является истинное знание. Но что такое «исти­на»? Этот вопрос для гносеологии является фундаментальным. От того или иного понимания истины зависят ответы на вопросы о ее достижимости или недостижимости, о ее критериях и т.д.

В философии нет единого мнения о сущности истины. Она трак­туется философами по-разному. Одни полагают, что истина - это соответствие знаний действительности. Другие считают, что истина есть то, что подтверждено опытом. Третьи утверждают, что истина является неким соглашени­ем, конвенцией. Для четвертых, - истина - это свойство самосогласованности знаний. Для пятых, - знание истинно, если оно полезно, эф­фективно, с точки зрения его использования на практике.

Когерентная концепция истины предполагает связность, согласованность, системность и единство знания. Под когерентностью здесь понимается взаимосоответствие содержания суж­дений в некоторой системе рассуждения, представляющего мно­гозвенную логическую конструкцию. Естественно, что здесь главную роль играют логические критерии истины (например, не­противоречивость суждений). Большой вклад в развитие когерен­тной теории истины внесли Лейбниц, Спиноза, Г. Гегель, совре­менные философы Гемпель и Нейрат. Последний, например, полагал, что единства знаний можно достичь, опираясь на «уни­фицированный язык науки».

 

Отто Нейрат (1882 — 1945)— австрийский философ, социо­лог и экономист. Один из организаторов Венского кружка. Его фи­лософские идеи содержат элементы материализма и логического позитивизма. Нейрат — один из авторов и руководителей «Меж­дународной энциклопедии унифицированной науки».

 

Теория когерентности носит нормативный характер, она полно­стью отвлекается от субъекта, придавая первостепенное значение собственно знанию и познавательным процедурам, в рамках кото­рых оно существует.

Конвенциональная теория истины исходит из того, что на­учные теории и используемые в них понятия не являются отраже­нием объективной реальности, а есть лишь результат соглашения (конвенции) между людьми. Одним из наиболее известных пред­ставителей этой теории является Пуанкаре.

С его точки зрения, наличие различных, нередко альтернатив­ных теорий в той или иной области научного знания (например, евклидовой и неевклидовых геометрий в математике) дает основания для сомнений в истинности каждой из них. Отсюда он сде­лал вывод о том, что каждая из этих геометрий является услов­ной, что «...одна геометрия не может быть более истинна, чем дру­гая; она может быть только более удобна». Поэтому, утверждал Пуанкаре, научные законы следует считать такими же условнос­тями, символами.

 

Жюль Анри Пуанкаре (1854 — 1912) —французский мате­матик и методолог науки, непосредственный предшественник ин­туиционизма, автор классических работ в области топологии, тео­рии функций и математической физики. Создатель теории конвенционализма. Объективная истина для него существует, но она является лишь целью, которая абсолютно недостижима. Наиболее известная работа на русском языке: «О науке».

 

Основанием для конвенциональной теории истины служил вы­сокий уровень теоретических обобщений в научном познании, что приводило к значительному усилению роли в нем понятийного ап­парата, а также обнаружившая себя в этот период возможность выбора методов и средств исследования при одновременном росте числа разнообразных соглашений среди ученых, представляющих естественные науки.

 

Прагматическая концепция истины берет свое начало в фи­лософии Древнего Китая и Античной философии. Ее ведущая идея — идея практической ценности истины. И в этом смысле эта теория совпадает с марксистской теорией, где критерием истин­ности также считается практика. Однако, в прагматизме понятие практики охватывает не весь социальный опыт человечества, а кон­кретные виды практической деятельности с ее результатами. Фи­лософы-прагматики (Джемс, Дьюи, Пирс и др.) считают теории и понятия лишь инструментами или планами предстоящей деятель­ности, значение которых можно оценить с точки зрения их «рабо­тоспособности», с точки зрения практических результатов. Поэто­му истина определяется здесь как полезность в деле достижения желаемой цели.

Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Прагматизм как философ­ское течение получил наибольшее распространение в США, где предприимчивость, действие и успех ценятся превыше всего. Пы­таясь осмыслить этот факт, прагматики выдвинули на первый план тему действия (практика) и познания.

Центральным понятием прагматизма является понятие «опыт», выражающий единственную реальность, с которой имеет дело чело­век. Основой опыта являются ощущения, а также любые эмоциональ­ные состояния, волевые импульсы и т.п. Вещи, как нечто определен­ное, в опыте не даны. Они выделяются субъектом усилием его воли из потока ощущений. Отсюда следует, что реальность «делается» по­средством воли или действия человека. Тем самым, объективная сторона опыта игнорируется: он сводится к духовной деятельности.

При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, ценностные характеристики. Истиной объявляется все то, что прино­сит выгоду, служит действию, дает выход из конкретной ситуации.

Утилитарный подход распространяется и на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия, используемыми в зависимости от ситуации.

Прагматизм отличает повышенный интерес к изучению поведе­ния человека, которое считается детерминированным верой (готов­ностью действовать определенным образом), привычкой (устойчи­вой верой) и убеждением (способами действия). Эти качества вырабатываются в процессе воспитания, цель которого сугубо ин­дивидуальна. Она вытекает из опыта личности и сводится к выяв­лению ее внутреннего «Я», а также научению не бояться душевных импульсов, а поступать в соответствии с ними.

Таким образом, прагматизм связывает роль философии с об­щим методом решения эмпирически фиксируемых проблем, ко­торые возникают у конкретных людей в различных жизненных ситуациях.

Прагматический подход к пониманию истины акцентирует вни­мание на социальной значимости истины, на ее коммуникативнос­ти и признании обществом. В нем обнаруживается стремление учесть «интересы и возможности познающего субъекта, обращая внимание не столько на содержательные моменты знания, сколько на его методологически-инструментальную значимость и эффектив­ность».

Еще раз подчеркнем, что ни одна из рассмотренных концепций не может считаться единственно верной. Каждая из них выражает свой подход к пониманию истины, акцентируя внимание на том или ином ее аспекте. Эти концепции вполне могут рассматриваться во взаимодействии, поскольку они по своей сути не отрицают друг дру­га, и представляют в своей совокупности богатый инструментарий гносеологического и логико-методологического анализа истиннос­ти знания, дают возможность сочетать эмпирические, предметно-практические и социо-культурные ее критерии.

Итак, полное представление о процессе познания возможно лишь на основе синтеза различных подходов: аналитического, психологи­ческого, личностно-деятельнстного и социально-исторического. Ибо познавательная деятельность человека обусловлена его личностны­ми качествами и конкретными социо-культурными факторами.

Традиционная, или классическая концепция истины свя­зана с первым определением. Эта концепция возникла в глубокой древности. Ее истоки обнаруживаются в трудах Аристотеля, кото­рый считал, что «истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным, и связанное - связанным». Свое продолжение концепция истины как соответствия находит в Средние века и в Новое время. Так, например, Фома Аквинский прямо утверждает, что «истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью». С таким пониманием истины был согласен и Декарт, который полагал, что «истина - в собственном своем смысле оз­начает соответствие мысли предмету». Эта точка зрения в даль­нейшем разделяется философами различных школ и направлений: материалистами и идеалистами, диалектиками и метафизиками, те­ологами и атеистами.

.Современная трактовка истины в рамках теории корреспонден­ции, которой придерживаются многие отечественные и зарубеж­ные философы, состоит в следующем.

Во-первых, понимание истины предполагает признание факта существования объективной и субъективной реальности.

Во-вторых, истина рассматривается как свойство знания, оцен­ка результатов процесса познания, который органично включает в себя не только познаваемый объект, но и практическую деятель­ность субъекта над этим объектом. Поэтому, истина оказывается связанной, как с объектом познания, так и с самим субъектом и его практической деятельностью.

В-третьих, истина всегда имеет конкретный характер. Ее со­держание обусловлено различными обстоятельствами: местом и временем, при которых дается оценка результатам познания, и т.п. В-четвертых, истина является бесконечным процессом, в ко­тором происходит переход от незнания к знанию, от менее полно­го, к более полному знанию.

Учитывая сказанное, а также то, что в этой концепции процесс познания понимается как процесс отражения, можно предложить следующее определение понятия «истина».

Истина - это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности.

Любая истина субъективна по форме: она есть результат дея­тельности субъекта и вне субъекта (индивидуального или коллек­тивного) существовать не может: Она несет отпечаток личности, которая приходит к ней различными путями, опираясь на свой со­циально-исторически й опыт.

Но всякая истина, если это, действительно, истина, является объективной по содержанию. Это проявляется в том, что она вос­производит в сознании человека существующий вне этого созна­ния и независимо от него объект. В этом смысле, истина не связана ни со специфическими особенностями личности, ни с методами по­знания - она безлична, общезначима.

С развитием человека и человечества знания об объективном мире изменяются, с переходом на новую ступень развития цивили­зации изменяются и средства получения знания. То, что сначала было недоступным для познания, становится доступным, что было неизвестным, становится известным.

Из этого следует вывод о том, что истина может иметь относи­тельный характер, который проявляется в двух аспектах, соответ­ствующих двум значениям относительной истины.

Относительная истина - это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и вре­мени их получения.

Примером относительной истины в ее первом значении может слу­жить любая научная теория, будь то история или языкознание, биоло­гия или психология, физика или химия, математика или кибернети­ка. Любая наука, в этом смысле является неполным, незавершенным знанием. Знанием, которое соответствует не только объекту иссле­дования, но и уровню материального и духовного развития общества, его техническим и интеллектуальным возможностям.

Примером относительной истины во втором значении может слу­жить утверждение «Насилие есть зло», которое будет считаться ис­тинным, если насилие применяется в антигуманных целях или ког­да цель может быть достигнута и ненасильственным способом. Однако, в условиях борьбы с преступностью или в связи с необхо­димостью защиты границ от нападения извне и т.п. случаях наси­лие перестает быть злом, поскольку нередко оказывается единствен­ным средством пресечения противоправных действий или агрессии. В таких случаях данное утверждение вряд ли можно считать одно­значно истинным.

Последний пример показывает тесную связь относительности и конкретности истины и позволяет сделать вывод о том, что абст­рактной истины не существует, истина всегда конкретна.

Истина может быть не только относительной, но и абсолютной, которая также имеет два значения.

Абсолютная истина - это 1) полное, исчерпывающее зна­ние о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем.

В первом случае имеется в виду завершенное знание о мире в целом или об отдельных его областях, которое никогда недостижи­мо в силу ограниченных возможностей человека и бесконечности многообразного, постоянно изменяющегося мира. На каждом эта­пе развития познания мы все больше приближаемся к этой истине. В этом смысле можно говорить о неограниченности познания по своей природе и возможностям.

Во втором случае речь идет о знании, в принципе неопровержи­мом ни при каких условиях, которое может обогащаться и углуб­ляться, но остается истинным и на последующих этапах познания.

Примером такого рода могут служить утверждения: «Движение — это всякое изменение вообще» или «Общество — специфическая часть природы».

В процессе познания абсолютная и относительная истина нахо­дятся в тесной взаимосвязи: абсолютная складывается из относи­тельных истин, в свою очередь, относительная истина содержит крупицы абсолютного, неопровержимого знания. Таким образом, относительная и абсолютная истины с разных сторон характеризу­ют одно и то же знание.

Абсолютизация относительной истины приводит к релятивиз­му, который ставит под сомнение либо достоверность результатов процесса познания (скептицизм), либо саму возможность получе­ния объективно истинного знания (агностицизм).

Релятивисты преувеличивают, гиперболизируют роль относи­тельной истины, утверждая, что абсолютной истины не существу­ет. Релятивистский подход к пониманию истины вполне объясним. История развития человечества показывает, что на каждом этапе познавательной деятельности складывается впечатление, что на­конец-то человек достиг совершенного знания в той или иной обла­сти. Однако проходит время и это, казалось бы, совершенное зна­ние устаревает с новыми достижениями науки. Каждая новая теория в той или иной мере опровергает старую. Каждый раз обна­руживается, что ранее достигнутая истина не является абсолютной. Но если рост знания, как отмечает Поппер, не позволяет за­фиксировать истину, раз нет возможности доказать истинность или, наоборот, ложность знания, то следует признать это знание прав­доподобным, гипотетическим.

Релятивизм приводит к тому, что становится проблематичным отграничение науки от философии, обыденного знания, религиоз­ных верований, политических, моральных и эстетических воззре­ний. С чем, конечно же, трудно согласиться.

Под агностицизмом в отечественной философии нередко пони­мают крайний релятивизм, отрицающий саму возможность позна­ния объективного мира. Такое понимание агностицизма, в принци­пе не вызывает возражений. Однако в этом случае правомерен вопрос: Можно ли относить к агностикам в этом понимании агнос­тицизма, таких философов, как, например, Юм и Кант.

Прежде всего, ни Юм, ни Кант никогда не утверждали того, что окружающий человека мир непознаваем в принципе. Каждый из них обращал внимание на ограниченные возможности познания. «При­рода - пишет Юм, - держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхнос­тных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от ко­торых всецело зависят действия объектов». Знание об окружаю­щем нас мире возможно, говорит тем самым Юм. Но это знание поверхностное, не сущностное, не глубинное. Оно ограничено не только возможностями чувственного познания, опыта, но и возмож­ностями мысли. По словам Юма, его философия «стремится дать нам представления о несовершенствах и узких пределах человечес­кого познания».

Кант согласен с Юмом в том, что результатом процесса позна­ния является «внешнее» знание, знание явления, а не сущности. «Вещи в себе» остаются в принципе непостижимыми для человека. Какими эти вещи являются на самом деле, «каковы они могут быть сами по себе, — пишет Кант, — мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, дей­ствуя на наши чувства». С его точки зрения, в силу того, что мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непозна­ваемые «вещи в себе» (ноумены), теоретическое познание имеет определенные пределы, которые никогда не преодолеваются. По­этому он и считал одной из основных задач философии критику до­стоверности познания, установления его границ и пределов.

Таким образом, Кант и Юм скорее были не агностиками, а скеп­тиками, которые, осознав трудности обнаружения сущности, ста­ли сомневаться в возможности ее постижения.

В понимании соотношения абсолютной и относительной истины встречается и другая крайняя точка зрения: преувеличение значе­ния абсолютной истины и отрыв ее от относительной истины. Это - так называемый догматизм, который всегда связан с косностью и стереотипностью мышления, с личной или коллективной заинте­ресованностью сохранить неизменными те или иные взгляды, иде­ологические установки, нормы морали и права, теоретические по­ложения.

В рамках проблемы понимания истины существует необходи­мость разграничения таких понятий, как достоверное и недостовер­ное знание, истина, ложь и заблуждение.

Результаты, полученные в процессе научного познания, неред­ко оценивают как достоверные или недостоверные (вероятнос­тные, гипотетические). При этом знание считается достоверным, если оно логически достаточно обосновано и не вызывает сомне­ний, или подтверждается эмпирически, экспериментальными или фактическими данными. Достоверное знание - это объективно истинное знание. Так, суждение «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году» является достоверным, что подтверждается документально. Достоверным является и суж­дение «Сократ смертен», логически следующее из суждений «Все люди смертны» и «Сократ - человек».

Вероятностным или гипотетическим знанием признается знание, недостаточно обоснованное логически или пока еще не подтверж­денное практикой. Такое знание вызывает определенные сомнения и всегда требует дополнительной аргументации.

Вероятностным мы считаем знание о том, что кроме Земли в на­шей Вселенной есть планеты, где существует какая-либо форма жизни. Вероятностным будет считаться и суждение «Большинство сту­дентов нашего факультета хотят быть учителями», полученное как обобщение результатов опроса, проведенного лишь в нескольких группах этого факультета.

Особый тип знания, которое нельзя оценить с точки зрения дос­товерности или недостоверности, представляют собой знания о не­известном, которые находят свое выражение чаще всего в виде про­блем (в философии это проблемы жизни и смерти, свободы и необходимости и др.).

Специфическим гносеологическим феноменом является заблуж­дение. Если ложь - это намеренное искажение действительнос­ти, вполне осознанная попытка выдать неверное знание за верное или наоборот, то заблуждение является непреднамеренным искажением знания. Заблуждение - это ошибка. Можно сказать, что заблуждение - это неистинное знание, которое принимается заистинное, или наоборот.

Так, в биологии некоторое время считалось истиной, что реша­ющую роль в передаче наследственных признаков играют высоко­молекулярные белковые соединения. Однако в последние десять лет появились данные о том, что начало доклеточным предшествен­никам жизни положили не нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) и не белок, а «динамичная игра» малых молекул, которыми были ионы некоторых металлов (железа, цинка, алюминия, никеля, меди и др.), соединения серы, фосфора, азота, а также небольшие органичес­кие молекулы аминокислот и углеводородов.

В философии и науке многие годы истинной признавалась гео­центрическая, а не гелиоцентрическая система строения мира. Ана­логичные примеры есть в физике, математике и других науках.

Причины заблуждений разнохарактерны. Они могут быть пси­хологическими (личностные установки, стереотипы), логическими (неосознаваемые нарушения правил вывода), гносеологическими (сложившиеся субъективные представления о познаваемом объек­те, односторонность и фрагментарность знаний), социокультурны­ми (ориентация на идеологию или общественное мнение и т.п.) и др. Таким образом, в личностных качествах человека и в определен­ных условиях бытия таится разгадка заблуждения, которое может увести в сторону от истинного знания и способствовать формиро­ванию научных предрассудков, но может стать и стимулом разра­ботки истинных теорий, позитивным фактором развития науки. В поисках истины, которая глубоко скрыта в сущности явлений, ни когда нельзя исключать возможность ошибки, возможность заблуж­дения, поэтому, значимость этого феномена не стоит ни преувели­чивать, ни преуменьшать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: