Жил-был один мальчик (девочка)...»




Игра помогает ребенку научиться рассказывать о себе без стеснения, отмечая свои положительные качества и не скрывая отрицательных. Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике (девочке), которого зовут также, как и ребенка, и который одет также, как и ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации. Например, если ребенок рассказывает: «...и мальчик пошел гулять. Он гулял, гулял...», - психолог может тут же добавить: «Как вдруг наступила ночь...» Дальше должен продолжить ребенок.

Эту игру можно использовать в течение нескольких минут на каждом последующем занятии. Тогда ребенку предлагается вспомнить и кратко пересказать, что происходило с мальчиком дальше, а затем продолжить придумывание сказки.

Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игра с глиной»

Пластичность теста, глины или пластилина позволяет ребенку выразить значимые для него темы, сохраняя достаточно высокую степень контроля над материалом. Процесс работы с материалом и все те изменения, которые он претерпевает, являются весьма емкими метафорами психологической трансформации. Сочетание теста, глины или пластилина с другим изобразительным материалом представляет дополнительные экспрессивные возможностями.

Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

Вначале ребенку дается возможность изучить свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом психолог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребенок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы -созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, вмешаться в процесс детского творчества.

Существуют два основных способа работы детей с материалом:

Создание единичных символических образов.

Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

Данная игра позволяет ребенку снизить уровень тревожности, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение.

СЕССИЯ

Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С.Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» -резко наклоняем корпус вниз».

Игра «Похвалилки»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какобе-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Клеевой дождик»

Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что прошел клеевой дождик., дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться. При условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т.д.

Психолог может использовать игровую ситуацию, предлагая детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: