Эпохой Возрождения (14-16 вв.) принято называть исторический период, связанный с разложением феодализма и появлением первых ростков капиталистических отношений. На этом конкретно-историческом фоне и происходит дальнейшее развитие политико-правовой мысли.
Политическим мыслителем, совершившим коренной поворот в учении о государстве, стал Н. Макиавелли (1469—1527). Именно он ввел в научный оборот термин “государство” (stato). Но дело, конечно, не столько в самом термине, сколько в новом,_принципиальном подходе: Макиавелли_ перестал отождествлять государство с обществом. Он стал принимать его только как одно, хотя и важнейшее, его состояние. Другой важный момент учения Макиавелли состоит в его решительном разрыве с теологическими представлениями о государстве, а равно в отделении политики и права от морали, Не божествeннoe пpoвидeние или сyдьбa, но иcтopичecкaя закономерность и деятельность самих людей, наделенных разумом и обладающих свободной воли, — вот решающие факторы общественной жизни и политики; Человек для Макиавелли — не покорный слуга провидения, но активный деятель, борец за свои интересы и идеалы. Не отрицая религии, он отводит ей второстепенную роль. Догматы христианства следует оценивать с точки зрения их земной полезности. Политика основывается не на христианских догматах, но на практике, на опыте. В основе ее лежит сила.
Государство как определенное состояние общества основывается на господстве и подчинении, на власти. Как и общество в целом, оно находится в постоянном развитии, поэтому нельзя _говорить об абсолютных и идеальных его формах. В разных условиях предпочтительнее оказываются разные формы государства. Возникло же государство в результате увеличения численности населяющих его людей и необходимости организации для управления и обороны. Но государство не просто аппарат властвования, оно именно определенное состояние всего общества. Аппарат государства — собственно органы власти. Рассматривая различные формы государства, определяемые борьбою его “материи”, т. е. различных групп населения с различными интересами, Макиавелли полагал, что для Италии лучшей формой в тех условиях является монархия, т. к. она способна объединить нацию и создать единое государство. Монарх должен обладать полнотою власти (в этом смысле его можно назвать абсолютным), однако осуществлять _эту власть он должен не в личных корыстных интересах, но в интересах своей страны. Вместе с тем Макиавелли видел, что абсолютная власть развращает и ведет к тирании. Поэтому после того как миновали чрезвычайные условия и установились законность и порядок предпочтительные перейти к республике иди к смешанной форме правления. Макиавелли часто упрекали в том, что освободил политику от морали, проповедовал и оправдывал обман и коварство. В известной мере это так, но не следует забывать, все это он делал не ради достижения личных интересов государя, но для блага нации, единства и независимости Италии так, как он искренне это понимал.
Реформация — это сильное и мощное антифеодальное общественно-политическое движение в эпоху позднего средневековья.
Со второй половины XV века в странах Западной Европы ускоренными темпами происходит рост товарного производства, расширяются рыночные связи. В ряде отраслей зарождаются первые формы истических отношении..
На фоне этого в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное антифеодальное религиозное движение, которое стало называться Реформацией.
Цели Реформации:
— реформирование официальной доктрины римско-католической церкви;
— преобразование церковной организации;.
— перестройка взаимоотношений церкви и государства.
Центральным очагом Реформации стала Германия. В движении участвовали представители различных слоев населения, что определяло наличие отличающихся друг от друга программ. Тем не менее, в них присутствовали общие, характерные для всей Реформации идеи.
Все сторонники, признавали единственным источником религиозной истины "Священное писание", отвергнув католическое "Священное предание".
Все участники Реформации желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства.
• Реформация осуждала погоню церкви за земными благами и пр..
Крупнейшим идеологом Реформации являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Именно он сформулировал основные идеи и лозунги, которые вдохновили и сплотили в Германии всех сторонников Реформации.
Спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею перед богом лично, становясь сам себе священником и, 'вследствие этого, не нуждается "более в услугах католической церкви. Религиозность должна быть внутренним миром человека. Возможность быть внутренне религиозным, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается Мирским порядком. Мирской порядок в свою очередь обеспечивается государством, которое осуществляет свою деятельность на основе естественного права. Естественное право позволяет" управлять внешним поведением людей, имуществом, веща-
ми, а свобода души, вера, внутренний мир человека находятся за пределами действия его законов. Власть должна руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет и властвует разумно тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него богом. Поданные должны быть покорными монархам.
М. Лютер старается перенести авторитет религии на государственную власть—власть монарха.
Томас Мюнцер (1490-1525 гг.) возглавил крестьянско-плебейский лагерь, обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против социального неравенства, засилья церкви, власти князей: Высшей точки борьба, развернувшаяся под руководством Т. Мюнцера, достигла в Великой Крестьянской войне в Германии (1524-1526'гг.).
Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьян состояли в следующем:
—отмена крепостного права;
— уменьшение размеров податей, оброков и барщины;
—выборность духовных лиц общинами;
— устранение произвола в управлении и судах и др.
Жан Кальвин (1509—1564 гг.) — виднейший идеолог Реформации.
• Его богословский трактат "Наставление в "христианской вере" - догмат о божественном предопределении. Из этого догмата, в частности, следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются предизбранность и спасение человека. Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-эк9цомической и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе.
В вопросах о государстве он отдавал предпочтение олигархической организации управления государством, а наиболее худшей формой правления считал демократию. Всякая власть божественна.
Идеология Ж. Кальвина сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе - революции в Нидерландах.
Дальнейшее развитие учение о государстве получило у Жана Бодена (1530—1596) — одного из создателей теории суверенитета, показавшего, что именно он составляет принципиальное отличие государства ото всех иных объединений людей. Сохраняя древнеримский тер:
“республика”, Боден использует его для обозначения государства, основанного на праве. Его он определяет правовое управление множеством семей и тем, что у
' есть общего, под суверенной властью. Последнее означает верховенство и независимость власти, юридическую обязательность ее предписаний и действий для всех 1 данных и вообще для всех лиц, находящихся на территории. В основе государства как “правового управления” лежит принцип справедливости. Его соблюдение необходимо для осуществления целей государства держания внутреннего мира и защиты от внешних врагов:
Суверенитет государства не только его постоянное cвойство, он вместе с тем и абсолютен. Граждане (подданные не могут на него посягать, и его ограничивать. Этого не может делать ни церковь, ни какие-либо другие организации (рыцарские ордена, городские корпорации и т.п.). Воплощением суверенитета является монарх. Его власть юридически неограниченна и безусловна, едина и неделима. Все остальные власти не просто подчинены ему, но и имеют своим источником власть монарха. Поэтому суверен формально не связан позитивными законами. Он связан лишь справедливостью и правдои, законами божественными и естественными. Боден пишет: “Истинная монархия там, где государство столько сообразуется с естественными правами, насколько само желает повиновения подданных”. Из сказанного понятно, что Боден противник смешанных форм правления Из трех постоянно дискутируемых основных форм предпочитает наследственную монархию. При этом, наконец, справедливо отмечает, что главное не в том, кто управляет обществом, сколько в том, как этот процесс осуществляется. Именно последнее и отличает правильные формы от искаженных.