Наследники Ягайлы и его наследие.




 

 

Жёны и наследники Ягайлы – это отдельная история. Современные медики утверждают, что в 50% случаев бесплодия виноваты мужчины. Есть основания сомневаться в том, что дети, приписываемые Ягайле, появились на свет от него. С первой женой – Ядвигой у него не было детей в течение четырнадцати лет брака. Вопрос о наследнике стал политическим. Естественно, нет никаких сведений о том, кто из придворных мог быть настоящим отцом ребенка. Во время родов Ядвигу и младенца спасти не удалось. Два следующих брака Ягайлы были бездетными. В 1422 году, на 72-м году жизни, король женится в четвёртый раз. Невеста – семнадцатилетняя княжна из Друцка, Софья Гольшанская. Венчание проходило в Новогрудском кафедральном костёле, построенном когда-то по приказу Витовта.

В этом браке тоже долго не было детей. Потом что-то резко изменилось. Современная наука располагает всем необходимым, для установления степени генетического родства людей. Например, можно провести такой анализ останков Ягайлы, находящихся в Кракове и «его» потомков. Поляки напрочь отвергают даже теоретические сомнения в том, что "наследники" Ягайлы родились действительно от него. Ничего удивительного в такой категоричности нет. Ведь если подтвердится версия о бесплодии Ягайлы, придётся пересматривать, а то и переписывать половину европейской истории.

Наследник Ягайлы – молодой король Владислав пропал без вести в битве с турками под Варной в 1444 году. Его брат, Казимир Ягайлович, правивший в это время в Литве, впервые соединил ВКЛ и Польшу под властью одного монарха. К этому стремились Витовт и Ягайло, но каждый видел объединение по-своему. Каземир Ягайлович сделал это по сценарию своего отца. Своей столицей он выбрал Краков. Возможно, тогда и была сфальсифицирована Кревская уния. Подписание Кревской унии, подчинявшей Литву Польше, приписывают Ягайле. Согласно традиционной истории, Кревская уния - это фундаментальный документ, определяющий устройство государства. Но Ягайло нигде и никогда не ссылался на такой документ. Может быть потому, что при Ягайле такого документа не было? Даже если уния и была подписана в 1385 году, до начала правления Каземира Ягайловича она оставалась пустой бумажкой. Польша и Литва до Казимира Ягайловича управлялись разными монархами, имели свои армии и независимую друг от друга политику.

Для объединения двух государств было необходимо историческое обоснование, которым и явилась Кревская уния. ВКЛ и Польша имели «разные весовые категории». Присоединение Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского к Польскому королевству – примерно то же, что и присоединение современной Российской Федерации к Республике Беларусь. Титульная нация – поляки составляли в объединенном государстве национальное меньшинство. В этом кроются причины кризиса ВКЛ, а в дальнейшем и Речи Посполитой. При таком соотношении национальностей невозможно создать сильное централизованное государство. Вступавшие на престол монархи вынуждены были задабривать своих подданных всё новыми и новыми привилегиями. К XVII веку льготы и привилегии превзошли все разумные пределы: каждый пан имел право содержать своё войско, с помощью которого мог добиваться от короля отмены не устраивавшего его закона, а принятие сеймом любого акта мог заблокировать даже голос одного шляхтича. Демократия стала скатываться к анархии. Начавшийся бунт Богдана Хмельницкого король попытался прекратить с помощью другой крайности – жестокости. Результат известен: Богдан Хмельницкий попросил помощи у России для борьбы за отделение Украины от Речи Посполитой.

Ситуацию, когда титульная нация составляет меньшинство, в более мягком и миниатюрном виде можно увидеть, например, в современной Латвии. Во втором по величине городе страны – Даугавпилсе, все вывески и объявления сделаны только на латышском и английском языках. Однако чтобы найти говорящих в повседневной жизни по-латышски, придётся немало потрудится. Ещё сложнее обнаружить англичан. Система дискриминации русскоязычного населения, плюс общий невысокий уровень доходов создают условия для национальной напряжённости.

В 1438-1439 годах проходил церковный собор в Ферраре и во Флоренции, который провозгласил объединение католической и православной церкви под властью папы. Последовавшие события привели к исчезновению Византийской империи. Выскажу свое предположение, что турки – это не пришлый из ниоткуда народ, а византийцы, не признавшие решения Феррарско-Флорентийского собора и принявшие мусульманство. В 1453 году Константинополь был взят турками. Прекратил существование Второй Рим. Племянница погибшего византийского императора – Софья Палеолог, жившая при дворе папы римского Павла II в 1472 году была сосватана за московского князя Ивана III. Вместе с греческой принцессой в Москву приехали и бывшие императорские сановники. Возможно, это были византийцы, не принявшие ни католичество, ни мусульманство, а выбравшие третий путь – остаться православными. За короткий исторический промежуток Москва стала приютом второй волны политэмигрантов. Им уже было тесно во второстепенном городе Владимиро-Суздальского княжества. Мало того, им была нужна империя. Началось массовое заимствование чужих символов: от византийского двуглавого орла, когда-то взиравшего на Средиземное и Черное море, до поговорки «Краков не сразу строился», переделанной на русский лад.

 
 

При Иване III заканчивается Владимирский период российской истории и начинается Московский. Для Москвы в то время главную опасность представляло равное ему по площади и могуществу Новгородское княжество. Российские историки, не моргнув глазом, пишут о борьбе с «новгородским сепаратизмом». Сепаратизм – это борьба части единого государства за отделение. Какое отношение имеет сепаратизм к борьбе двух равных и независимых государств? При таком подходе к терминологии, войны России со Швецией надо называть «борьбой со шведским сепаратизмом», а с Турцией – соответственно «…с турецким…» Победа над Новгородом положила начало захвату соседних земель. В современной российской истории, для придания этому положительного отношения, экспансия называется «собиранием земель русских». Захваченные позже земли назовут «исконными». Процесс этот, как и любая агрессивная захватническая война, сопровождался жестокостью и разорением. С умилением подчёркивается то, что новгородцы шли на битву на реке Шелонь с неохотой. Мнением москвичей, отправляемых на очередную бойню, никто не интересовался. Российские историки пишут о том, что новгородское боярство во главе с Марфой Посадницей было за союз с Литвой, а народ Новгорода - за Москву. Почему же тогда новгородцев сразу же лишили вечевого колокола, а, следовательно, и возможности на вече высказать симпатии к москвичам? Если народ хотел быть под властью Москвы, то надо было бы не только оставить в Новгороде вечевой колокол, но и привезти туда пару новых, запасных.

 

Казимир Ягайлович не реагировал на конфликты в восточной части своей страны, провоцируя разделение православных княжеств. Эти войны отвлекали силы ВКЛ и Кракову можно было не беспокоится о литовском сепаратизме. Чаще всего, государственные деятели стремятся к увеличению размеров своего государства. Казимир Ягайлович поступал наоборот. Его странная на первый взгляд политика объясняется тем, что полонизация всей огромной территории Великого Княжества Литовского была невозможна. Нечто похожее происходило и в XX веке, после Советско - Польской войны 1919-1920 годов. Тогда большевики ради сохранения своей власти были готовы на что угодно. При подписании Рижского мирного договора 1921 года, поляки отказались от аннексии центральной части Белоруссии, включавшей Минск. На тот случай, если поляки передумают, Сталин в 20-х годах строил на границе с Польшей знаменитую линию Молотова, множество мощных дотов которой сохранились по сей день. На случай сдачи Минска и переноса столицы, в Могилёве были построены точные копии всех административных зданий. Но полякам было не до того, они были заняты полонизацией Западной Белоруссии. Даже во время войны, в расчете на послевоенное переустройство границ, чтобы не дать возродиться белорусскому национальному самосознанию, действовавшая партизанскими методами польская «Армия Крайова» целенаправленно уничтожала белорусскую национальную интеллигенцию.

Казимир не мог представить, что его политика провоцирует создание нового государства, представляющего прямую угрозу Польше. Примеров вскармливания своих будущих противников предостаточно и в наше время. Например, из-за незнания собственной истории, в начале 1990-х годов Россия вооружила и снабдила всем необходимым Конфедерацию горских народов Кавказа. Всё это делалось ради поддержки абхазов, воюющих против Грузии. Российское телевидение восхищалось успехами «абхазского батальона» и «толкового майора Басаева». Естественно, выполнив поставленную задачу, «друзья» не спешили сдать оружие и устроиться работать на заводы. Бывший советский генерал Джохар Дудаев, загнанный в угол московскими политиками, вместо того чтобы бороться с антироссийской оппозицией предпочел ее возглавить.

Многомиллионные американские пожертвования «друзьям» - талибам, воевавшим в 1980-х годах против советских войск из этой же серии.

Вот что пишет о событиях XV века П.Урбан в своей книге ”У сьвятле гiстарычных фактаў”[3]:

“… Найбольш трагічнымі для ВКЛ былі падзеі 1479-1480 гадоў. З дапамогай ураду ВКЛ у Ноўгарадзе рыхтавалася паўстанне супраць Маскоўшчыны. Быў зроблены антымаскоўскі саюз з ханам Залатое Арды Ахматам, і да падобнага саюзу даходзіла зь Лівоніяй і Швэдыяй. Апрача таго, увесну 1480 году супраць Івана ІІІ узбунтаваліся ягоныя браты, якія із сваймі сем’ямі й войскамі перакачавалі на ўзмежжа ВКЛ і навязалі кантакты з Вільняй дзе ў тым часе знаходзіўся сам Казімер. Прадбачваючы пасыўнасць Казімера, яшчэ ў 1479 годзе Паны-Рада й спецыяльна скліканы сойм дамагаліся ад Казімера, каб ён вялікакняжую ўладу ў ВКЛ перадаў аднаму із сваіх сыноў. Дамаганьні гэтыя ўзмоцніліся ўзімку й ўвесну 1480 году. Гэтым ВКЛ імкнулася пазбавіцца ад Казімера й разьвязаць сабе рукі што да Маскоўшчыны. Дамаганьні гэтыя, бясспрэчна, маглі значыць і поўны разрыў з Польшчаю, а таму Казімер катэгарычна адкінуў іх, зазначаючы, што пакуль ён будзе жыць, датуль будзе ўтрымоўваць у сваіх рукох уладу ў Польшчы й ВКЛ. Разам з гэтым Казімер катэгарычна адмовіўся подтрымать братоў Івана ІІІ, і яны, адтрымаўшы такую адмову, спачатку зьвярнуліся да Пскова, а тады змушаныя былі шукаць пагадненьня із сваім братам. Тады-ж, увесну 1480 году, Казімер адмовіўся адначасна ад наладжаньня антымаскоўскага саюзу зь Лівоніяй і Швэдыяй ды, нарэшце, пакінуў у вадзіноце хана Залатой Арды Ахмата, што даўжэйшы час стаяў на ўзмежжы Маскоўшчыны, дарэмна чакаючы на выступленьне ВКЛ. (отказ в помощи Ахмату и братьям Ивана III – одно событие? Авт.) Не дачакаўшы ўмоўленага падтрыманьня, пры адступленьні хан Ахмат спустошыў усходня-паўдзённыя землі ВКЛ, што было помстай за здраду свайго саюзьніка. Тымчасам, праўдападобна ўзімку 1480 году, Казімер выслау пасольства ў Маскву, прапануючы Івану ІІІ “любовь и докончание”, г.зн. наладжаньне мірнае ўмовы. Здаецца, ужо тады Казімер выношваў пляны ўцягнуць Івана ІІІ у гэтак званую кааліцыю эўрапейскіх манархаў супраць Турэччыны, бо ў сувязі з гэтымі плянамі ён не зарэагаваў і на далучэнне ў 1485 годзе да Маскоўшчыны Цьверскага княства – гэтага апошняга саюзьніка ВКЛ на ўсходзе. У гэтым выпадку, ведама, Казімер цікавіўся ня крыжовымі паходамі супраць Турэччыны, але падбіццём Вугоршчыны й Малдавіі, зь якімі Польшча знаходзілася ў канфлікце й на якія яна прэтэндавала. Тым-жа часам, рыхтуючыся да канчатковага парахунку з ВКЛ, Іван ІІІ мантаваў сваю кааліцыю ў складзе Маскоўшчыны, Крымскага ханства, Малдавіі, Вугоршчыны й, навет, нямецкага імпэратара.”

Кроме желания ослабить ВКЛ, у странной политики Каземира в отношении Москвы могла быть другая, более серьезная причина. Его права на престол королевства Польского и Великого Княжества Литовского были весьма спорными. Если Дмитрий Донской был Ольгердовичем, то его сын – Василий, а следовательно и Иван III имел больше прав на польско-литовский престол, чем Каземир. В этом случае становится понятна логика Каземира, создавшего для потомков Донского отдельное государство. Пусть называют себя "великими князьями", а Москву – Третим Римом, да хоть Четвертым с половиной, лишь бы не претендовали на его престол - королевства Польского и Великого Княжества Литовского. В этом случае, у возникшей после смерти Каземира у Ивана III идеи «возврата русских земель» была основа, правда весьма противоречивая. Судите сами: если считать Каземира законным правителем, то все претензии московских князей на роль собирателей русских земель беспочвенны. Если считать законными наследниками польского и литовского престола потомков Дмитрия Донского, то придется признать незаконность власти и решений Каземира, в том числе по созданию и укреплению тогда еще маленького, сепаратного государства – великого княжества Московского. В этом случае первым шагом по «собиранию русских земель» должен быть возврат Москвы в состав Великого Княжества Литовского.

Не любят акцентировать внимание на полномочиях Каземира и поляки, т.к. встал бы вопрос о законности присоединения ВКЛ к Польскому королевству. В последнее время в Польше стали появляться публикации, в которых его отец – Ягайло, в момент вступления в четвертый брак, от которого родился Казимир, уже описывается не как 72-х летний старик, а помолодевшим на 10 лет.

Решения Каземира Ягайловича, направленные на обеспечение безопасности собственной власти, создали юридическую коллизию, ставшую поводом для нескончаемых войн по захвату территории ВКЛ Польшей и Московским государством. Череда военных конфликтов замедлила развитие региона в целом.

Роковая роль Каземира Ягеллончика в истории не закончилась с его смертью. В наше время, в 1973 году была вскрыта его гробница в Кракове. Так же как и в истории с “проклятием фараонов”, все учёные, участвовавшие во вскрытии, умерли от разных болезней.

Захваченные в результате войн земли именуются россиянами не иначе как «исконными» и «возвращёнными»: «…В 1492 г. умер Казимир IV. Москва начала победоносную войну против Литвы и по перемирию 1503г. вернула Руси 19 городов, в том числе Чернигов, Путивль, Гомель, Брянск, Мценск и др., 70 волостей, 22 городища и 13 сел…»[16].

Подобные высказывания о территориальных притязаниях, в мире, обычно, вызывают международные скандалы. Россияне же, по привычке пропаганду войны называется "патриотизмом". Любая точка на планете, где хоть раз ступала нога россиянина, может оказаться «исконной». Территориальные претензии России к соседям не просто разговоры, а стратегическая доктрина. Поэтому многие российские политики, да и простые люди предпочитают видеть Беларусь не дружественным соседним государством, а пусть и враждебным, но субъектом федерации.

Вопрос атрибутики и национальной идеологии остро стоял и через сто лет после становления московского государства – при первом русском царе Иване Грозном. Каждый правитель стремится приукрасить и «удревнить» собственную историю. Иван Грозный не был исключением. Он постоянно воевал с Литвой, в которой князья вели свою родословную от римских императоров. Чтобы возвысить свой авторитет, он был вынужден создать Московскому государству «родословную». Мать Ивана Грозного – Елена Глинская была дочерью беглого литовского князя. Иван Грозный был вынужден дистанцироваться от своих литовских корней. Удлинить свою историю, можно было только за счёт Киевской Руси. Проблема была в том, что Киевская Русь, преемственность от которой он пытался доказать, исчезла в начале XIII века, а московское государство сформировалось в конце XV. Возможно, чтобы заполнить 250-ти летний разрыв, и была придумана сказка о татарском иге. В итоге получалось, что Российское государство было всегда. Правда, сначала со столицей в Киеве, а после ига - в Москве.

Иваном Грозным было покорено Казанское ханство. В честь этого, крест на православных храмах начали ставить над поверженным полумесяцем. Согласно созданной идеологии, покоренные татары это заслуживали, так как были «плохими». Параллельно шло завоевание «исконно русской» Сибири. Сибирский хан Кучум вёл свою родословную от Чингиз-хана. Им суждено было стать «плохими» монголами.

Кроме Киева, равными Второму Риму – Константинополю считали себя Полоцк и Новгород. Чтобы отсечь эти линии византийского наследия, Иван Грозный уничтожил в 1563 году Полоцк, а в 1572 – Новгород.

Интересно, что большинство известных ныне русских летописей, на основе которых пишутся современные учебники по истории, дошли до нас в виде копий, датируемых временами Ивана Грозного – XVI веком.

Еще одно ноу-хау Ивана Грозного – это кабаки. В отличие от трактиров, в кабаках запрещалось закусывать. Нововведение не только споило русский народ, но и уничтожило его историческую память.

 

Нулевая мировая война.

 

История, как известно, развивается по спирали. Периодически возникают схожие ситуации. При упрощённом понимании истории и отсутствии выводов из неё, народы раз за разом наступают на одни и те же «грабли», которые бьют по одному и тому же «месту на лбу». Что стоят амбиции политиков их народам?

В средневековой Европе была война, полыхавшая по всему континенту. Понятия «мировая» ещё не существовало и ёе называли Тридцатилетней войной 1618-1648 годов. Среднестатистический белорус может знать об осаде мушкетёрами крепости Ла-Рошель в годы этой войны, но о событиях того времени на своей родине и о последовавшей самой страшной для нации войне 1654-1667 годов, белорусы, как правило, не знают абсолютно ничего.

В 1587 году королём Речи Посполитой (Речь Посполитая – дословный перевод с латыни на польский слова respublika –общественное дело) был избран бывший шведский принц Жигимонт Ваза. Став во главе большого и могущественного государства, Жигимонт Ваза не оставлял надежду вернуть себе шведскую корону, поэтому втягивал Речь Посполитую в любые военные конфликты и политические противостояния, если ему казалось, что в результате он окажется на шведском престоле. Параллельно с участием в европейских войнах, он провоцировал конфликты с Россией и Турцией. Сколько при этом погибнет его подданных: поляков, белорусов или украинцев его не волновало. В начале XVII века его увлекла очередная идея – помочь Лжедмитрию придти к власти в России.

История Лжедмитрия, несмотря на многочисленность описаний, остается одной из самых загадочных и противоречивых в российской истории. Значительные «корректировки» летописей во времена царствования Романовых, были призваны доказать незаконность воцарения узнанного тысячами москвичей Дмитрия. В результате последовавшего переворота, в котором погиб Дмитрий, у власти "законно" оказалась династия Романовых. «Заштукатуренные» фрагменты истории того времени противоречат друг другу и создают нелепую картину. Если верить существующей версии событий, начавшееся тогда крестьянское восстание под руководством Болотникова поддержали … дворяне. Представьте, как помещики, насмотревшись на то, как догорает разоренное повстанцами поместье, как насилуют их жен, дочерей, убивают сыновей, идут вместе с крестьянами к Москве, чтобы требовать от царя … чего?

Не вдаваясь в тонкости споров о том, был ли Дмитрий законным наследником российского престола или нет, отметим наплевательское отношение к судьбе кавалеристов-белорусов гетмана Ходкевича, посланных на помощь осаждённым в Кремле полякам. Крылатая гусарская кавалерия была лучшей в мире, но она не была предназначена для баррикадных боев на улицах Москвы. Только благодаря высокому профессионализму, гусарам удалось избежать больших потерь.

Начиная с 1600-го года, Речь Посполитая непрерывно воевала со своими соседями. Государству, находившемуся в состоянии перманентной войны, была жизненно необходима опытная, высокопрофессиональная армия. Этим требованиям отвечала гусарская кавалерия, под командованием одного из самых славных полководцев нашей земли – великого гетмана Яна Кароля Ходкевича.

В представлении современного человека гусары – это болтуны и бабники, самым ярким представителем которых является поручик Ржевский. Возможно, в XIX веке гусары именно так и выглядели. Гусарская кавалерия XVII века была тяжеловооруженной и являлась переходным видом от рыцарского конного строя, к более современным родам войск. За спиной у гусаров были прикреплены крылья, издававшие при движении звук, который пугал лошадей противника.

Гусары Ходкевича имели исключительно высокую выучку, выражаясь современным языком, это был спецназ. Победы над противником, превосходящим по численности в разы, были для них нормой. Одна из самых знаменитых ранее и почти забытых теперь – это победа в 1605 году над шведами под Кирхгольмом (совр. пригород Риги – Саласпилс).

Начавшаяся в 1618 году в Чехии, религиозная Тридцатилетняя война быстро охватила всю Европу. Не остался в стороне и Жигимонт Ваза. После заключения союза с австрийскими Габсбургами, Жигимонт автоматически становился противником Турции. В июне 1621 года, огромная турецкая армия, насчитывавшая до 150 тысяч человек, двинулась через Молдавию на север. Была объявлена цель похода – выход к Балтийскому морю. На их пути стояла мощная крепость Хатин (на берегу Днестра, в совр.Черновицком р-не Украины), построенная еще в XV веке белорусскими мастерами по приказу Витовта.

Оборона Хатина была поручена гетману Ходкевичу. Войско Речи Посполитой под Хатином насчитывало около 60 тысяч человек. Были польские, белорусские отряды, наемники из Пруссии, Силезии и Германии. Но основную часть войска (30 тысяч человек) составляли запорожские казаки. Великий гетман выбрал оборонительную тактику.

2-го сентября передовые отряды 100-километровой турецкой колонны подошли к крепости и попытались взять её с ходу. Турок уже ждали, завязался упорный бой и подарка султану не получилось. 4-го сентября подошли основные силы турок и после ураганного обстрела из 60 пушек они начали штурм. Ожесточенная битва продолжалась целый день. Вечером казацкая конница и пехота отбросила турок назад и ворвалась в их лагерь. Были захвачены пушки. Турки в этот день потеряли до трех тысяч человек. Казаки около 800, белорусы и поляки – около 300. 7-го сентября был одним из самых тяжелых дней обороны. Целый день турки обстреливали и штурмовали крепость, а к вечеру ворвались в неё, изрубив две роты поляков и немцев. Присланные Ходкевичем запорожцы выбили противника за стены. Султан, не желая упускать уже казавшуюся близкой победу, пустил отборных янычаров на прорыв того же участка обороны. Подпустив противника на близкое расстояние, через ворота вылетели белорусские гусарские хоругви Николая Сенявского, Николая Зеновича, Петра Опалинского, Яна Рудомины и Александра Сапеги. Атакой командовал сам гетман Ходкевич. Несмотря на фанатизм и отчаянное сопротивление, янычары понесли огромные потери и вынуждены были отступить. С этого дня султан прекратил попытки штурмом взять Хатин и перешел к блокаде и массированным артобстрелам крепости.

 

Не только пушки, но голод и болезни начали косить защитников Хатина. Чтобы добыть пропитание, по ночам казаки делали вылазки в лагерь противника. Туркам тоже приходилось не сладко. Большие боевые потери, холод и дожди, голод и дезертирство подрывали боевой дух. В начале Хатинской битвы Осман II объявил, что не станет есть до тех пор, пока не падет лагерь неверных. Теперь об этом уже не вспоминали. Печальным боевым слонам, похоже, не было суждено увидеть балтийские волны.

18-го сентября, уже смертельно больной гетман Ходкевич созвал совет офицеров, на котором решался вопрос: продолжать оборону или сдаваться? Было решено продолжить оборону. Бойцов стало меньше, поэтому, чтобы уменьшить линию обороны, ближе к замку были возведены новые укрепления меньшей длины. 24-го сентября гетман Ходкевич умер. Об этом стало известно в турецком лагере. Янычары, окрыленные известием о кончине славного полководца, яростно ринулись на хатинские бастионы. Сумасшедшая рубка закипела на крепостных валах. Казаки стояли насмерть. Турки раз за разом налетали и вынуждены были откатываться назад, неся огромные потери. Наконец, от решимости штурмовать крепость не осталось ничего. Начались переговоры, которые закончились подписанием 9-го октября мирного договора. Границы оставались на старых рубежах. Это была победа.

Жигимонт Ваза продолжал кровопролитную Тридцатилетнюю войну. Сменивший его в 1632 году король Владислав ничего не сделал для прекращения этого безумия. Ведь в армию набирались, а значит и гибли, в основном не поляки, а шляхтичи из восточной части королевства. К середине XVII века Речь Посполитая изменилась до неузнаваемости. Если в начале столетия государство бесилось с жиру, маялось дурью и искало, с кем бы еще померяться силой, то к 1648 году, Речь Посполитая представляла собой место жалкого существования нищего и озлобленного народа. Выросло два поколения людей, никогда не видевших мира. Представить их можно, взглянув на современных жителей Афганистана. Длительная и интенсивная война уносила огромное количество жизней. Обычная опухоль, которую не лечат, превращается в злокачественную. Таким же образом длительная и тяжелая война трансформируется в гражданскую. Вспышки недовольства запорожских казаков постепенно перерастали в восстания. Тридцатилетняя война 1618-1648 годов без перерыва перешла в гражданскую 1648-1654. Попытки нового короля Яна Казимира жестоко подавить казачьи выступления дали обратный эффект. Движение украинцев против центральной власти стало всенародным. Спасаясь от карательных экспедиций поляков, Богдан Хмельницкий попросил военную помощь у России. Украина из клюва белого орла, попала в когти двуглавого.

Русский царь – Алексей Михайлович, отец Петра Первого, внимательно следил за событиями, происходившими в соседней стране. Он прекрасно видел, во что обходятся народу имперские амбиции соседнего монарха. Вместо того чтобы сделать вывод о том, как не надо делать, он сам готовился к захватнической войне. Защита запорожцев от польского короля стала прекрасным предлогом для её начала. Огромная 100 тысячная армия устремилась на запад. Обессиленная и обескровленная Речь Посполитая смогла собрать лишь 10 тысяч человек, которые выиграли несколько пограничных сражений, а затем были попросту смяты. Возможно, такой же сценарий захвата обескровленной войной Европы предполагал Сталин в 1941-м году.

Одновременно, с севера на польские земли напала Швеция и за короткий срок дошла до Чехии. Король спасся бегством. Речь Посполитая исчезла с карты Европы.

 
 

Эта война была самой страшной для нашей родины. Из-за количества пролитой крови её называют «потопом». В XX веке, во времена «холодной войны» и ядерного противостояния, советские и американские политики считали, что для необратимого уничтожения нации достаточно истребить 25% её численности. Во время «потопа» XVII века погибло 50% белорусов, а в районах пограничных с Россией – восемь из десяти. Известен лишь один случай в истории, когда после таких потерь нация выжила – в балканской Черногории во время Второй Мировой войны погибло 47% жителей.

Российские историки, как правило, описывают «потоп» одной фразой: из-за проклятых униатов пролилось много крови. Кровь не может проливаться сама по себе, словно вода из незакрытого крана. Кто же её проливал, если белорусы на три четверти сами были греко-католиками, т.е. униатами? Шведы хозяйничали в Польше, а у нас – восточный сосед. Виновников уничтожения белорусского народа можно легко установит по сохранившимся указам царя Алексея Михайловича и донесениям московских воевод. Ужас охватывает при чтении строк: «…слуцкие посады и слободы велели мы все выжечь, а идучи дорогою до Слонима, села и деревни и хлеб и сено по обе стороны жгли и людей побивали и в полон имали, и разоряли совсем без остатку, а у Клецку и на посаде литовских людей побили всех…» (из донесения воеводы Трубецкого царю Алексею Михайловичу «Тишайшему»).

В находящемся недалеко от Слонима Жировичском монастыре, когда проводятся экскурсии, православные монахи стараются всячески очернить униатов. В том же духе написаны и продаваемые там брошюры.

Почему же они забывают говорить о том, кто чинил эти неугодные богу дела? Например, папа римский Иоанн Павел II, на пороге наступления XXI века, каялся и просил прощения за преступления, совершенные католиками в прошедшем тысячелетии. Почему зачастую получается так, что полемика с православными священниками – это пустая трата времени, т.к. на все неудобные вопросы – один ответ: «Не было такого и все тут»? Ни о каком покаянии речи не идет. Почему белорусские православные церкви, сплошь и рядом, по архитектуре являются типичными униатскими костелами и что сталось с теми, кто их построил?

С православными белорусами «старший брат» тоже не церемонился. Вместо национального и экономического давления поляков, русская армия принесла белорусам смерть. Могилевчане, чтобы не разделить судьбу вырезанных стрельцами после штурма жителей православных Мстиславля, Кричева, Друи и Витебска, решили открыть городские ворота. «…лупление домов Божих, что и от татар бывало; а христиан наших, которые в повседневном гонении от униатов пребывали, ныне в вечную неволю забрали, а иных помучали; а какие безделия над честными женами и девицами чинили…», писал бывший сторонник русского царя, могилевский полковник Поклонский. Могилевским евреям было приказано взять ценные вещи и якобы для высылки в Польшу выйти из города. В поле их ограбили и уничтожили. Таким жутким эпизодам нет числа. «Потоп» XVII века – самая большая катастрофа нашего народа. Она не только уничтожила значительную часть населения, но и поселила в душах белорусов страх и сомнения.

Чтобы продемонстрировать свою преданность русскому царю, а, скорее всего, чтобы пограбить, в разорении нашей земли участвовали отряды запорожских казаков Богдана Хмельницкого. Поэтому, называть именем его, или Суворова, улицы и колхозы так же неуместно, как и именами фашистов.

Еще одно бедствие - это массовый насильственный вывоз белорусских ремесленников в Россию. Десятки новых ремесел появились в Москве благодаря мастерам, поселенным в так называемой "немецкой слободе". Семьи подневольных мастеров царские слуги продавали на невольничьих рынках Астрахани.

Собиравшиеся на соймы шляхтичи никак не могли договориться о противодействии захватчикам. Существовавший принцип Liberum veto позволял принимать законы только при единогласном одобрении его каждым паном. Практически, ни одно решение, каким бы оно ни было полезным, не могло быть принято. Достаточно было одного подкупленного крикуна, чтобы сорвать голосование. Заседания соймов того времени можно назвать одним современным словом – «бардак». Оружие у всех было с собой, поэтому довольно часто прения переходили в рукопашные схватки. Население страны истекало кровью и находилось на грани физического уничтожения, а шляхта обсуждала такие «важные» вопросы, как законность наследования чьей-то мельницы и кто кого назвал «хамом». Возможно, им тогда казалось, что силы государства безграничны, и кто-то другой спасет страну.

Власть короля также была не эффективной. Многочисленные льготы и привилегии сделали дворянство ему неподвластным. Согласно законам Речи Посполитой, шляхта, недовольная решениями короля могла собираться в конфедерации и с оружием в руках добиваться отмены его указов. Вместо обороны страны, дворянство боролось с королем и с другими шляхетскими группировками. Вся тяжесть войны лежала на плечах исчезавшего народа.

Однако русской армии приходилось «воевать» не только с мирным населением Речи Посполитой, но и с партизанскими отрядами, небольшими по численности, но состоящими из профессиональных военных–шляхтичей и крестьян. Именно тогда сформировался у нашего народа этот способ «общения» с превосходящим по численности противником. В ряды партизан вливались горожане, крестьяне и даже православные священники. В православном Могилёве, в ночь с 1-го на 2-е февраля 1661 года во время восстания горожан было уничтожено семь тысяч стрельцов. Спасся только один, находившийся за городом в самовольной отлучке. Горожане заблаговременно вывинтили из русских ружей кремни и потери среди повстанцев были небольшими.

В самой России зрело недовольство все новыми и новыми рекрутскими наборами. Интенсивная война требовала колоссального напряжения экономики. Награбленное в походах добро доставалось только боярам и воеводам. Для содержания армии увеличивались старые и вводились новые налоги.

Еще до начала войны в Москве полыхал «соляной» бунт. При отсутствии холодильников, единственным способом консервирования продуктов было их соление. Соль была не просто дорогим товаром, ее отсутствие означало голодную смерть. Зная, что соль будут покупать в любом случае, чиновники царя Алексея Михайловича подняли цену на неё в шесть раз. Начался бунт.

Во время войны народные восстания вспыхивали по всей стране, и царь был вынужден в январе 1667 году прекратить ее. Остановить гражданскую войну в самой России это уже не могло. В 1667 году казачьи отряды Степана Разина совершили походы на Волгу и Яик (совр. Урал), а в 1668-69 на Каспий. Весной 1670-го Разин возглавил уже ставшую полномасштабной крестьянскую войну в России. Русский царь, пожелавший нажиться на чужом несчастии, пожинал войну в своих пределах.

По прошествии нескольких веков, нам легче рассуждать о событиях прошлого. Чтобы рассуждения не остались бесполезными и трагедии вновь не повторялись, необходимо осознание и устранение их причины. Ничто не обходится народу так дорого, как потерянная свобода. Каждый человек рождается свободным. В зависимость он попадает по своему недомыслию или по чужому злому умыслу. Каждый человек или народ поступает по принципу – своя рубашка ближе к телу. Это естественно. Чужое благополучие или даже жизнь мало кто ценит. Польские и шведские короли, русские цари – не исключение из этого правила. Во время Потопа XVII века, кроме внешней агрессии, белорусы еще и убивали друг друга. К страданиям народа добавился раздирающий нацию вопрос – под кем быть? Под поляками, под шведами или под русскими? Ответ может быть только один – нужно оставаться собой. Только собственное, национально ориентированное государство может обеспечить безопасность и благополучие своим гражданам. Древнее Полоцкое княжество было богатым и благополучным только потому, что преследовало только свои интересы.

Вопрос о религиозных предпочтениях затрагивает интересы больших групп населения и является весьма сложным и ответственным. Опрометчивые решения и высказывания о религии, порой, являются причиной серьезных конфликтов. Я не буду пытаться навязать какие-либо догмы, а лишь выскажу свое частное мнение: какими бы благими намерениями не были бы движимы священники католической или Русской Православной церкви, все равно они будут проводить генеральную линию своего высшего духовенства. Для Беларуси недопустимо разрываться между Западом и Востоком. Может быть, проблема решилась бы, если католическая и православная церкви в Беларуси были бы автокефальными? Например, Армянская и Грузинская автокефальные церкви, даже при враждебном внешнем окружении консолидируют свои народы уже более полутора тысячи лет. Почему белорусы должны подстраиваться под политиков и религиозных деятелей Западной и Восточной Ев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: