Тема 14. Политические и правовые учения в России в 19 – начале 20 вв.




 

Сложившиеся во второй половине 18 в. основные направления в политической мысли России, отражавшие расстановку главных политических сил страны, получили свое дальнейшее развитие в начале 19 в. В первой половине Х1Х в. в России наметились 3 основных течения политико-правовой идеологии: либеральная (Сперанский М.М., Карамзин Н.М.), радикально-революционная (декабристы) и консервативная, охранительная (славянофилы и западники). Актуальность политико-правовых проблем, поставленных ими, наложила определенный отпечаток на последующее исследование юридико-политических дисциплин.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) активный участник реформ начала Х1Х в.

Договорную концепцию он допускал как гипотезу (договор как реализация воли Бога).

Россия в своем историческом развитии прошла 3 ступени:

1). В Средние века – удельщина;

2). В Новое время – абсолютная монархия;

3). В настоящее время – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным

Сохраняя самодержавную монархию, Сперанский стремился сочетать ее с принципами теории разделения властей. По его проекту должны быть созданы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не как самостоятельные, а в качестве выражения единой “державной власти”, во главе которой стоит император, обладающий в отношении всех сфер государственной деятельности правом принятия окончательных решений.

С 1826 г. (фактически глава 2-го отделения) он руководил Кодификацией государственных законов Российской империи (1832). Если Сперанский был представителем либерально-дворянской идеологии, то Николай Михайлович Карамзин – крепостнической идеологии. В своей “Истории государства Российского” он обосновывает самодержавное правление, которое он отделяет от деспотизма Ивана 4 и Петра 1.

Политико-правовая концепция Карамзина получила название “охранительного либерализма”.

Лучшая форма правления – абсолютная монархия, не обязательно наследственная, но опирающаяся на законы.

Разделение властей недопустимо. Государь является законодателем, исполнение законов обязательно для всех.

В нравственном государстве законы гражданские должны полностью соответствовать законам естественным.

В конце 30-х – начале 40-х гг. Х1Хв. в среде дворянской интеллигенции сложилось 2 течения общественной и политической мысли славянофилов и западников. Они обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и Азии.

Славянофилы исходили из того, что быт, традиции, государственные и правовые институты России существенно отличаются от западноевропейских. Они отрицали необходимость заимствования западных форм государственного устройства, основанных на конституции, народном представительстве, борьбе политических партий.

В вопросе о происхождении государства в России славянофилы были сторонниками нормандской теории: государство образовалось вследствие добровольного договора и приглашения чужого племени из вне.

Противоположную позицию занимали западники – К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский. По их мнению особенности развития не могут служить основанием исключительности. России суждено пройти путь, единый с Западной Европой. Общее для них положение – политика изоляции России от Запада ошибочна.

Основу западничества составляли идеи абсолютной ценности личности (на жизнь, свободу, собственность), безусловного верховенства закона, веры в неограниченные возможности человеческого разума, защищенности частной жизни и свобода деятельности в общественной жизни, происхождения государства на основе общего согласия с целью защиты прав и свобод.

Во второй половине 19 в. в результате реформ Александра П (60-70-х гг.) произошло дальнейшее идейное размежевание между радикалами, либералами и консерваторами. Радикальные идеи распространились в России во второй половине Х1Х в.

Александр Иванович Герцен ((1812-1870) вышел из среды “западников”. Он был близок к договорной теории, полагал, что причиной создания государства является необходимость обеспечить общественную безопасность. Что касается сущности государства, он полагал, что оно есть “форма”, способная наполняться самым разным содержанием, и это наполнение зависит от конкретных исторических условий.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) связывал возникновение государства с экономическим развитием общества, изменениями в характере хозяйственной деятельности.

Первоначально, на стадии охоты и пастушества, по Чернышевскому, не было частной собственности. Она возникла лишь с переходом к земледелию. Тогда же возникло и государство. Вместе с государством возникают и общеобязательные правила (законы, юридические нормы), призванные решать споры, регулировать отношения между людьми. Со временем государство и частная собственность отомрут.

В Х1Х в. появляется также общественно-политическое течение, отрицающее всякую государственную власть – анархизм. Анархизм рассматривает любое государство, как причину общественной несправедливости и, поэтому, предлагает создание нового общества начать с уничтожения государства.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) – народник-анархист, Его произведения – “Наука и насущное революционное дело”, “Государственность и анархия”, “Бог и государство”, “Кнутогерманская империя.

Бакунин выступает за немедленное уничтожение государства. и установление безгосударственного общественного самоуправление. Будущее общество должно основываться на абсолютной свободе личности и состоять из коллективных обществ, ассоциаций (коммун). Каждая коммуна избирает исполнительный комитет. На базе коммун образуется их федерация, обладающая своими органами управления..

Государство всегда зло. Оно есть не только орган принуждения, но только и именно принуждение. Поэтому государство основано на преступлении и его власть поддерживается преступлениями. На том же основано и право. Право есть “торжество навязанной силы”. В результате переворота государство и право уничтожаются. Он отрицает диктатуру пролетариата.

Всякое законодательство порабощает человека и развращает законодателей.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) (из княжеского рода) –утверждает, что государство деморализует общество, поэтому необходима революция для его уничтожения. Его основные произведения – “Записки революционера”, “Современная наука и анархия”, “Коммунизм и анархия”, “Хлеб и воля” “Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса”.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) пропагандировал теорию “русского социализма”. Его главные сочинения - “Исторические письма”, “ Государственный элемент в будущем обществе”.

Лавров различает государство и общество, а также поднимает вопрос о том, “насколько государственный элемент может существовать с развитием рабочего социализма в его окончательной цели и в подготовлении этой цели.

Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844-1885).

Он считал единственными революционными силами – передовую интеллигенцию и общинное крестьянство, а единственным видом революции в России – бланкистский захват власти революционным меньшинством. Применительно к природе – это “механический закон органической природы”; применительно к обществу – “закон общественного самосохранения”; применительно к политике – “философия действия”.

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) – в 5-титомной “История политических учений”, в философских произведениях “О народном представительстве”, “Курс государственной науки”, “Философия права” указывает, что “неравенство состояний”, сил, свойств и положений вытекает из самой природы мироздания. Поэтому идеи социализма – это чистый бред воображения, не имеющий реальной почвы. Чичерин разграничивает понятия гражданского общества и государства.

Гражданское общество – это совокупность частных отношений: экономических, нравственных, религиозных, не представляющих никакого организованного целого. В обществе существует 4 вида социальных союзов: семья, гражданское общество, церковь и государство. Последнее соединяет в себе остальные общности.

Государство, по Чичерину, - “союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага”. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества.

Право, по Чичерину, есть мера свободы. Это – “внешняя свобода человека, определяемая законом”. Право есть взаимное ограничение свободы под общим законом. Субъективное право – это законная свобода человека что-либо делать или требовать. Объективное право – закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений.

Чичерин различал 3 вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)– представитель русской религиозно-философской мысли. Главные произведения – “Кризис западной философии” (против позитивистов), “Критика отвлеченных начал”, “Оправдание добра. Нравственная философия”.

В.С. Соловьев подчеркивал, что без сильной государственности, без самоотверженной покорности правительственному началу, Россия, расположенная между Востоком и Западом, не смогла бы устоять под двойным напором. Он отвергал противопоставление человека и гражданина, естественного и позитивного права. Соловьев делит историю человечества на 2 этапа: 1-й – естественное состояние людей, т.е. природное состояние. В этом состоянии нет юридико-духовной жизни; люди по природе чужды и враждебны друг другу, между ними идет борьба за существование. Обладая различными силами, одни из них подчиняют себе других; отсюда возникло неравенство.

В начале ХХ в. в условиях обострения социальной ситуации и введения начал конституционного правления в России произошел значительный сдвиг в области правопонимания, в особенности природы конституционных законов, правового государства.

Сергей Александрович Котляревский (1873-1940) в своей работе “Власть и право. Проблема правового государства”, отмечал, что главное назначение правового государства быть государством справедливости, ценность которого определяется ценностью самого правового начала.

Закон в правовом государстве всегда справедлив, а способ его создания есть в то же время обеспечение этой возможной справедливости. К основным атрибутам правового государства относятся: недопустимость изменения правопорядка в государстве без участия народного представительства, верховенство права, а не законов. Законодатель должен не создавать, а находить право, выработанное в сознании общества.

Николай Николаевич Алексеев (“Введение в изучение права”) добавлял, что основным органом, обеспечивающим обоюдную ответственность государства и личности, должен быть конституционный суд.

Оригинальный вариант концепции власти и правового государства предложил Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912), автор “Учебника русского гражданского права” и “Общей теории права”. Государство, утверждал Шершеневич представляет собой источник права как властного веления. Власть связана с волей, с умением властвующих подчинить своей воле повинующихся. Таким образом, социологическое понятие государства предстает как комбинация силы и воли, где воля властвующих подчиняет себе волю подвластных.

Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) – теоретик правового государства, автор книг – “Право как социальное явление”,”Сущность государственной власти”, “Социальные науки и право”. Он поставил вопрос о перспективах правового социалистического государства, возникающего в процессе преодоления несовершенств буржуазного правового государства.

Религиозный философ, правовед Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1930) – ученик и друг В.С. Соловьева, возраждает идеи естественного права. Его работы – “Европа и человечество”, “К проблеме русского самопознания”, избранные труды по философии. Главное для человека, считает он, поиск смысла жизни. Он находит его в вере. Из двух направлений жизни – горизонтального, устремленного в мир дольный (земной), и вертикального, устремленного в мир горний, высшим является второй.

Существуя в земном мире, человек является членом общества и должен служить ему. Государство, как и всякая власть, обусловлено правом. Это правовой союз, включающий в себя власть, население, территорию.

В отличие от классических теорий, Трубецкой понимает естественное право как совокупность нравственных и правовых требований для разных эпох и народов. С изменением общества изменяется естественное право. Позже такой подход назвали “естественным правом с изменяющимся содержанием”.

Но если взгляды Трубецкого на право имели своей основой православное мировоззрение, то взгляды Павла Ивановича Новгородцева основывались, главным образом, на учении Канта. Наряду с Трубецким, он являлся основателем направления, получившего название “возрожденного естественного права”. Его работа – “Кант и Гегель в учениях о праве и государстве”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: