Тема 16. Современные политические и правовые учения в Западной Европе и США.




 

ХХ в. – это время бурного развития политической теории. Основы современного политического знания были заложены в первой половине ХХ в. Среди крупнейших имен этого времени могут быть названы М. Вебер, В. Парето, Г. Моска и др. Однако подлинный взлет политической науки начался после 2-й мировой войны. Постепенно оформлялась методология, произошло разграничение предметных сфер, возникла разветвленная система разнообразных школ и течений.

Формирование социологического направления в современной теории государства и права началось в конце Х1Х в., когда социология выделилась в самостоятельную науку. Для социологической юриспруденции характерно акцентирование главного внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует.

Заметную роль в становлении и развитии социологической школы права сыграл американский юрист Роско Паунд (1870-1964). Он систематизировал свои взгляды в пятитомной “Юриспруденции” (1959).

Задача юридической науки – показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей.

Паунд трактовал право как форму социального контроля (в этом социологическое направление доктрины). Следовательно, право надо изучать в контексте с другими регуляторами жизни.

Цель права - улаживание социальных конфликтов и достижение цивилизованных отношений между людьми.

Со второй половины 19 в. началась переоценка опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848-1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моска (1858-1941).

Моска и Парето исходили из идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества 2-х значительно обособленных групп – правящих и управляемых. Они утверждали, что в обществе всегда правит “ничтожное меньшинство” (политический класс или элита).

С одной стороны, все политические классы стремятся стать наследственными. С другой, всегда есть новые силы, стремящиеся к власти. Основываясь на историческом методе, Моска разработал закон социальной дихотомии общества:

Везде возникают 2 класса: класс правящий и класс управляемый. Далее Моска конкретизирует этот закон: во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство осуществляется особым, организованным меньшинством – политическим классом.

У Парето общество представлено в виде пирамиды с элитой на вершине. Он делит общество на 2 страты (слоя) – высшую страту (правящие) и низшую (управляемые).

Он усложняет дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем 2 подгруппы – правящую и неправящую элиты. В низшем классе такого деления нет. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой.

Элита в широком смысле сходна по значению с аристократией (власть лучших) или с меритократией (власть достойных).

Наиболее одаренные из низов пополняют элиту, часть же ее членов, деградируя, “опускается в массу”. Происходит циркуляция или “круговорот элит”.

Самым важным событием в истории Парето считает жизнь и смерть элиты. Вклад Моска и Парето в науку связан, главным образом, с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой форме.

Одним из основателей элитологии был также Р Михельс – автор “железного закона олигархии”. В работе “Социология политических партий в условиях демократии” он утверждает, что олигархия - неизбежная форма жизни крупных социальных структур. Его железный закон олигархии гласит: “ Демократия, дабы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создать организацию, а это связано с выделением элиты – активного меньшинства, которому масса должна довериться, так как не может осуществлять контроль над этим меньшинством.

Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию.

Родоначальником теории “Заинтересованных групп” был Артур Бентлли, автор работы “Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений”.(1908)

Главный его тезис: деятельность людей всегда предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов. На основе интересов люди объединяются в группы и действуют. Сильные группы давят на слабых и пытаются подчинить своему влиянию правительство.

Таким образом, все феномены государственного управления он представляет как феномены и результаты воздействия групп, давящих друг на друга, формирующих друг друга и выделяющих новые для посредничества в обеспечении общественного согласия.

Одним из основателей современной типологии власти и теории бюрократии является Макс Вебер (1864-1920), автор работ “Политика как призвание и профессия”, “Хозяйство и общество”, а также “Собрания сочинений по социологии религии”.

Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти:

1-ая – патерналистская власть (власть главы рода, племени, ранних государств); 2-ая – власть харизматическая, связанная с наделением правителя сверхъестественными качествами и властными возможностями; 3-ая –

рационально-легетимная власть (наиболее современная и перспективная) – главным ее элементом

является профессиональная бюрократия.

В основе технократической концепций властвования (тех. И кратос. – власть ремесла) лежит идея особой роли людей знания в делах властвования и управления. Основы этой теории были заложены Ф. Бэконом, Сен-Симоном. Лидер движения – Скотт – предложил создать крупную профессиональную организацию, которая бы объединила усилия ученых, инженеров, педагогов с задачей рационализировать современное промышленное производство.

В 1941 г. Дж. Бернхем в книге “Революция менеджеров” заявил, что технократию в лице управляющих (менеджеров) стала реальностью. Таким образом, наметилась тенденция к замене капитализма и социализма “обществом управляющих”, в котором государственные функции станут функциями изобретенного менеджерами политического механизма. Менеджеры – это главные контролеры средств производства, являются одновременно и новыми собственниками этих средств.

В 1950-60-е гг. эта теория получила новое рождение в теории

постиндустриального общества, а также в элитарных теориях.

Макс Вебер (1864— 1920) — один из крупнейших социологов своего времени. В основе его политических взглядов лежала идея о том, что отношения власти представляют собой социально-пси­хологическое переживание. “Господство, — писал он, — означает шанс встретить повиновение определенному при­казу”, это — взаимное ожидание. Согласно Веберу, есть три основных мотива поведения и соответственно три типа господства: харизматическое, традиционное и легальное. В первом власть принадлежит лидеру, вождю, который способен вести за собой толпу, массы людей (ср. Ницше) благодаря тому, что он обладает даром общения с “выс­шими силами”. Харизма иррациональна, ее действия ос­нованы на чувствах. Второе (традиционное) господство опирается на веру в священность и справедливость ус­тановленных и действующих порядков. Это патриархаль­ное управление. Наконец, при господстве легальном (правовом), характерном для капиталистического общес­тва, осуществляется подчинение уже не личности, а за­кону


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: