Тема 3: Происхождение, развитие и исторические типы морали. Моральный прогресс.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»

 

(для студентов направления подготовки «Педагогическое образование»)

 

ДОНЕЦК 2016

 

Утверждено на заседании

Кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № _____ От_________

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Этика и эстетика» составлены в соответствии с рабочей учебной программой. Пособие содержит краткое содержание курса по модулям и темам, планы семинарских занятий, тематику индивидуальных контрольных заданий, список контрольных вопросов к зачету, а также перечень основной и дополнительной литературы для подготовки к семинарским занятиям.

 

 

Составитель: Кандидат культурологии, доцент

А.А. Агаркова

 

Учебная дисциплина «Этика и эстетика» относится к дисциплинам по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Курс находится в тесной связи с дисциплинами, «Философия», «История».

Программа разработана на основе образовательного стандарта и типовых программ по этике и эстетике. Концептуальные основания преподавания курса связаны с выделением главных общетеоретических, исторических и практических аспектов этики и эстетики. Программа ориентирована на комплексное рассмотрение актуальных этико- эстетических проблем человеческого бытия и культуры.

Знания, полученные в ходе изучения курса, закладывают основания для изучения дисциплин: «Культурология», «История искусства», «педагогическая этика».

 

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

- базовые дефиниции и категории по курсу Этики и эстетики;

- основные принципы современного научного анализа этико-эстетических явлений;

- основную проблематику современных противоречий в этико-эстетической области;

- историческую логику развития этико-эстетических представлений, круг основных мировых и национальных научных направлений и школ

уметь:

- на практическом уровне владеть профессиональным этикетом и уметь грамотно строить систему поведения в профессиональных и межличностных отношениях;

- грамотно и аргументировано оперировать аппаратом этико-эстетических категорий на основе знаний форм и типов культур, гуманитарного научного наследия зарубежных и отечественных мыслителей;

- использовать полученные знания для осмысления происходящих социокультурных процессов для наиболее эффективного исполнения профессиональной педагогической деятельности

 

 

Содержание учебного материала

Содержательный модуль № 1

Этические основы бытия социума

Тема 1: Этика – наука о морали и нравственности

1.1. Актуальные проблемы исследования сущности моральных отношений в современном обществе. Драматизм мира человеческих отношений сегодня: особенности, причины и последствия «морального кризиса», «двойной морали», равнодушия и пр.

1.2. Специфика этики как философского знания. История возникновения этики как науки. Основные понятия и их содержание (этика, мораль, нравственность, этикет). Этимология понятий. Проблема соотношения морали и нравственности.

1.3. Структура этического знания. Общее содержание и главные проблемы фундаментальной и прикладной этики.

1.4. Проблема классификации этических учений.

 

Тема 2: Мораль как форма общественного сознания. Основные категории морального сознания

2.1. Сущность морали как „регулятора противоречивой биодуховности человека. Роль меры. „Золотое правило морали”: принцип взаимности. Сущность и роль понятий „высшее благо”,,,добрая воля”. Мораль как единство индивидуального, субъективного и общезначимого, объективно-безусловного.

2.2. Характеристика главных свойств морали. Объективные признаки морали. Проблема самоценности личности, святости жизни. Моральная норма, моральный поступок. Феномен „морального суда” в этике. „Моральный идеал”.

2.3. Понятия и характеристика категорий этики («Добро-Зло», «Свобода», «Долг», «Счастье», «Совесть», «Справедливость»).

 

Тема 3: Происхождение, развитие и исторические типы морали. Моральный прогресс.

3.1. Круг научных позиций по проблеме возниконовения морали: натуралистическая, идеалистическая и социально-историческая концепции. Проблема существования „природно-биологических предпосылок”, т.н. „знаковости внешних физических данных”, „запрограмированности в человеке добра или зла”.

3.2. Генезис. Первобытная мораль: главные черты (запретительный характер, локальная ограниченность, синкретическая невыделенность сугубо моральных норм). Особенности родового общества. Роль коллективного труда, табу. Создание архетипических моральных норм. Причины и пути распада родовых отношений и трансформации системы моральных норм.

3.3. Сущность антагонистических обществ. Мораль рабовладельческого общества. Проблема расслоения и мистификации моральных норм, нарушения принципа взаимности. Формирование „аристократического этоса”. Возникновение этики как теоретического знания.

3.4. Мораль в средневековой феодальной социальной системе: сословная мозаика моральных норм. Роль християнских ценностей в обретении новых ценностных ориентиров. Противоречия христианских норм и реальной средневековой социальной практики. Феодализм как система жестких иерархических социальных зависимостей. Причини и последствия формирования различного содержания моральных понятий у разных социальных груп.

3.5.Мораль буржуазного общества. Прогрессивный характер буржуазных отношений на первом этапе: утверждение и развитие новых моральных черт человека. Установление общезначимых интересов и ценностей, внесословной суверенности и самоценности человека как морального субъекта. Негативные черты буржуазного сознания (утилитаризм, практицизм, рационализм, эгоизм, ориентация на материальный успех).

3.6. Развитие морали на постиндустриальном (постмодернистском) этапе. Кризис протестантской этики? Проблема разрушения укорененной системы моральных устоев. Сущность «всеобщего цинизма» и «морального мультиплюрализма». Последствия установления гедонистической культуры западного общества.

3.7. Понятие и объективные признаки морального прогресса в истории человечества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: