Отличие реле РЭС-14 от реле РПН.
Реле РЭС-14 по сравнению с РПН обладает следующими преимуществами: срок службы доведен до 100 млн. срабатываний (срок службы до 30 лет); расширены его коммутационные возможности (число пружин до 24, независимых обмоток до трех); повышены чувствительность и скорость срабатываний; снижены масса на 25% и габариты на 30% при расчете на одну контактную группу на переключение; конструкция реле РЭС-14 отличается технологичностью изготовления, что снижает стоимость реле.
-П-
Пояснить конструкцию реле РПН.
РПН (плоское, нормальное) предназначено для станционной коммутационной аппаратуры, работающей в нормальных климатических условиях. Оно состоит из трех основных частей: сердечника с обмоткой, якоря и пакета пружин. Сердечник прямоугольного сечения является одновременно корпусом реле. На нем укреплены две щеки прямоугольной формы из гетинакса, которые вместе с сердечником образуют несъемный каркас для обмоток. Передняя щека служит одновременно опорой для контактных пружин реле. У задней щеки на сердечнике укреплены направляющий угольник и соединительная группа, содержащая пять, шесть выводных штифтов. Счет выводных штифтов ведется сверху вниз при нормальном положении реле. Благодаря такому расположению исключается запыление поверхности контактов. При наличии пяти выводных штифтов реле может иметь одну, две или три обмотки, а при наличии шести — до четырех обмоток. Якорь реле выполнен в виде пластины, расположенной вдоль всей катушки, благодаря чему магнитный поток рассеивания оказывается меньшим, а следовательно, увеличивается чувствительность реле.
Пояснить принцип работы реле РПН.
Принцип работы электромагнитного реле заключается в том, что при подаче тока на обмотку электромагнита сердечник намагничивается и притягивает якорь, а якорь в свою очередь перемещает подвижные контактные пружины, в результате чего происходит замыкание, размыкание или переключение контактных пружин. Процесс перехода реле из исходного состояния в рабочее, при котором все контактные пружины переключаются, называется срабатыванием реле. Величина перемещения якоря во время срабатывания реле называется ходом якоря. Давление, с которым контакты прижимаются друг к другу, называется контактным давлением. При размыкании цепи тока (отключение воздействующего сигнала) магнитный поток исчезает, сердечник электромагнита размагничивается. Под действием контактных и возвращающих пружин якорь и контактные пружины переходят в исходное положение. Чтобы не происходило «залипания» якоря под действием остаточного магнетизма, на якоре укрепляют диамагнитную пластину.
5. Пояснить время tср. и tотп. реле.
При включении и выключении реле ток в обмотке нарастает и убывает не мгновенно, а постепенно, что объясняется возникновением ЭДС и тока самоиндукции во время переходного процесса. Точно так же происходит постепенное изменение магнитного потока и силы притяжения, вследствие чего реле срабатывает и отпускает не мгновенно, а по истечении некоторого промежутка времени после включения или выключения тока. Промежуток времени с момента подачи напряжения до полного срабатывания реле называется временем срабатывания tср, а промежуток времени с момента снятия напряжения до момента полного отпускания реле называется временем отпускания t отп. Время срабатывания и время отпускания складывается из времени трогания и времени движения якоря: tср= t’тр+t'дв и tотп=t’’тр+t’’дв, где t’Тр и t"тр — время трогания при срабатывании и отпускании, т. е. время, необходимое для нарастания и уменьшения тока до величины, при которой якорь начинает двигаться; t’дв и t"дв — время движения якоря с момента начала трогания до его остановки. Обычно t’дв=t’’дв и составляет 10...30% от времени срабатывания и, следовательно, с некоторой погрешностью можно считать, что tср≈t’тр и tотп≈t’’тр, а Iср≈I’тр и Iотп≈I’’тр.
Пояснить диаграмму работы реле с замедлением.
Способы ускорения и замедления работы реле. Уменьшить время срабатывания tcp электромагнитного реле можно за счет увеличения /у=/сх, путем повышения рабочего напряжения или уменьшения сопротивления цепи, а также за счет уменьшения /Ср путем уменьшения воздушного зазора и давления контактных пружин. Уменьшить время отпускания £Отп реле можно за счет уменьшения рабочего тока /сх или увеличения /отп путем увеличения толщины пластины отлипания. Для увеличения времени срабатывания и отпускания используют конструктивные и схемные замедлители. Конструктивный замедлитель у реле РЭС-14 выполнен в виде медной втулки различного сечения (1,25; 2,0; 2,75 мм), а у реле РПН в виде короткозамкнутой обмотки из неизолированной медной проволоки d=0,51 мм, намотанной в два, четыре или шесть слоев на сердечник и как бы образующей один массивный медный виток толщиной 1; 2 или 3 мм с малым активным сопротивлением. При подаче тока на рабочую обмотку ω в сердечнике реле создаются два магнитных потока: основной поток Фо и поток конструктивного замедлителя Ф'к.з, наведенный индуцированным током iK.3, протекающим по одновитковой обмотке ωкз=1. Намагничивание сердечника замедляется и время срабатывания реле возрастает. При выключении реле магнитный поток Ф"к.з совпадает по направлению с Фо и препятствует его уменьшению, в результате чего время отпускания увеличивается.