Задание 4. Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа. Пример: а)хутор - хутора; б)инженер – инженеры.




РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Самостоятельная работа № 1

Ф.И.О……………………………

Группа………………………….

Дата…………………………..

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1. Выделите цветом ударные гласные.

Пример: т о рты, трубопровод

Баловать, балуем сына, включим, гражданство, завидно, заняла, засветло, звонишь, значимость, изогнутый, каталог, квартал, клала, клеить, корысть, красивее, лгала, любуюсь туфлями, местностей, молодёжь, на торте, налила, намерение, начала (петь), нет одной туфли, обеспечение, отобрала; отогнала, работа оценена, партер, принял, поняв.

 

Задание 2. Выпишите слова в два столбика: 1 ст.) слова, в которых выделенные согласные являются твердыми; 2 ст.) слова, в которых выделенные согласные являются мягкими:

С т енд, бу т ерброд, т ермос, му з ей, ши н ель, т ермин, му з ей, к р ем, сп р ей, компью т ер, т енор, брю н ет, ба сс ейн

   

 

Задание 3. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Пример: коне чн о – только [шн].

Проверьте себя по «Словарю трудностей русского языка» Розенталя Д. Э., Теленковой М. А.

Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 4. Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа. Пример: а)хутор - хутора; б)инженер – инженеры.

  1. Директор………………………..
  2. доктор ………………………
  3. катер……………………………..
  4. кучер………………………………
  5. профессор…………………………
  6. сторож………………………………..
  7. флюгер…………………………….
  8. хутор……………………………………..

-------------------------------------------------------------------------------

  1. бухгалтер…………………………………..
  2. кондитер………………………………….
  3. конструктор……………………………..
  4. лектор…………………………….
  5. ректор…………………………

 

Задание 5. Запишите существительные в форме родит. падежа множественного числа.

 

Завожу друзей среди англичан (армяне, грузины, лезгины, осетины, сваны, турки, болгары, румыны, молдаване, цыгане, башкиры, буряты, мордвины).

 

Живу среди калмык ов (монголы, якуты, таджики, узбеки, казахи, хорваты, сербы).

 

Задание 6. Выберите правильный вариант.

1. а.)Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. б)Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров. 2. а) Это событие состоялось в начале тысячи восемьсот первого года. б) Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот первого года. 3. а)У обоих претенденток день был нелегким. б) Машины стояли у обоих ворот. 4.а) Корабль находился на орбите 383 суток. б) Корабль находился на орбите около 383-х суток. 5. Все а) цехи, б) цеха завода работают хорошо. 5. Перед поездкой следовало еще купить несколько пар а) носок, б) носков. 6. а) Серебряный призер Иванова приветлива. б) Серебряная призер Иванова была очень приветлива. 7. а) Солнце взошло над широким Миссисипи. б) Солнце взошло над широкой Миссисипи. 8. а)Эти слова подтвердит мой сегодняшний визави Павел Иванович. б) Павел Иванович, моё нынешнее визави, подтвердит мои слова. 9. а) В приданое за невестой давали, кроме кухонной утвари, по дюжине прост ы нь. б) В приданое за невестой давали, кроме кухонной утвари, по дюжине простыней. 10. а) Окна занавешены тюлью. Б) Окна занавешены тюлем. 11. а) Забили ответное пенальти. б) Забили ответный пенальти. 12. а) Они взяли двое рукавиц. б)Я встретил двоих выпускниц школы и двоих старшеклассников. 13. а)Петька оказался круглой сиротой. б) Петька оказался круглым сиротой. 14. а)Все это было рассказано обоими свидетельницами. Б) Все это было рассказано обеими свидетельницами

 

ВАРИАНТ:

1. …………………; 2…………………….

3. ………………….;. 4. …………………

5. …………………….. 6. …………………..

7. ………………………. 8. …………………

9. ………………………. 10. ………………….

11. ……………………… 12. ……………………

13. …………………….. 14. ……………………

 

Задание 7. Просклоняйте числительные:

1. Составное количественное числительное восемьсот пятьдесят пять (см. таблицу «Склонение числительных»)

И. (кто? Что?) ………………………………………………………………………

Р. (кого? чего?)…………………………………………………………………

Д. (кому? чему?)……………………………………………………………………

В. (кого? что?)…………………………………………………………………….

Т. (кем? чем?)……………………………………………………………………..

П. (о ком? о чем?)…………………………………………………………………;

2. Составное количественное числительное тысяча двести семьдесят три

И. (кто? Что?) ………………………………………………………………………

Р. (кого? чего?)…………………………………………………………………

Д. (кому? чему?)……………………………………………………………………

В. (кого? что?)…………………………………………………………………….

Т. (кем? чем?)……………………………………………………………………..

П. (о ком? о чем?)…………………………………………………………………

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ЗАДАНИЕ 8. Исправьте лексические ошибки. Определите тип лексической ошибки.

1. а) Старый астроном приходил в свою консерваторию раньше всех. ____________________

б) Мачеху свою Иван не любил: он чувствовал к ней апатию, даже неприязнь. _________________________________ Тип ошибки: ________________________

2. а) Афанасьев был закоренелым революционером. _____________________________

б) У нас много сообщников во всех научных центрах страны. _______________________

Тип ошибки: ___________________

3) а) Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма. __________________________-

б) Строгий черный костюм с ярким кантом был весьма эффективным. ______________-

Тип ошибки: ___________________

4. а) Всю жизнь он был круглым хорошистом. ____________________-

б) Едва завидев врага, отряд разбежался, словно стадо зайцев. ___________________

Тип ошибки: _________________________

5. а) Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями. ___________________

б) Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. ___________

Тип ошибки: ____________

6. а) Памятные сувениры были приобретены в симпатичной лавочке на набережной. ___________

б) У этого решения нет другой альтернативы. _________________________Тип ошибки: ______________

7. а) Кладовщик отвечает за сохранность. _____________________-

б) Я бы хотела предложить. _____________________- Тип ошибки: ___________________-

8. а) Судьба семейства Мармеладовых была страшна. Об этом ужасе Раскольникову рассказывает глава этого семейства мелкий чиновник Мармеладов в своей исповеди. Сам Мармеладов – настоящий алкаш. _________________________ Тип ошибки: __________________

9. а) Ломоносов отправился учиться за сотни миль от Архангельска.___________________

Тип ошибки: __________________

 

ЗАДАНИЕ III. Устраните ошибки в использовании фразеологизмов.

Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение. ……………………………………………………………………………………………………

Роман сыграл большое значение в жизни Пушкина.

…………………………………………………………………………………………………………………….

Идя на свидание, Катерина бросает открытый протест темному царству.

……………………………………………………………………………………………………………………….

Наша фирма стремится повысить качество выпускаемых товаров и улучшить уровень обслуживания клиентов. ________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: