Характеристика государства (определение государства).




Лютер (коренное преобразование культа и организации церкви вело к сдвигам в социальной и политической жизни общества; предпосылки для политического объединения Германии; прекращается отток денежных средств в Рим; упразднение церковных праздников — стимулирование предпринимательской деятельности; упрощение мессы — упразднение огромной массы духовенства; секуляризация церковного и монастырского имущества).

Концепция государства (порвал с теорией христианского корпуса (объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав — альтернатива — учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер)).

Кальвин (радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян).

Формы государства (идеальное государство).

Лютер Светское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской; светской власти отводится экономика, политика, просвещение, культура; должностные лица обязаны преследовать интересы подданных, руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естественного права).

Необходимость полной автономии религиозной организации от общества (вера, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции светской власти — сфера исключительно духовной власти; при нарушении принципа разделения властей — справедливо право сопротивления со стороны подданных — оружие только слово и страдание за веру, единственный судья — Бог).

Мюнцер (реформация — преобразование мира на началах примата общих интересов; вера — активные действия в интересах трудового народа против угнетателей; только люди труда способны понимать Бога — их интересы полностью совпадают с интересами общества).

Торжество общих интересов (общность имущества; отсутствие частных интересов).

Ближайшие политические цели (манифест «Статийное письмо» — перед трудящимися ставилась задача объединиться в христианский союз и братство, устранить иго господ и установить справедливый общественный строй).

Не отвергал республиканских идей (народ должен определять и контролировать политику государства) (радикализм оттолкнул многих от Реформации).

Кальвин (всякая община имеет право самостоятельно управлять своими делами (основа МСУ и республиканских программ)).

Концепция государства (соединение церкви и государства в единое целое; государство установлено Богом, необходимо человеку, как воздух; протест против власти — дерзость против Божьей воли; строгое правительство лучше слабого).

Кальвин не отвергал монархию, но отдавал предпочтение республике (наихудший из политических режимов — демократический (охлократия), наилучший — аристократический или олигархический; права на власть человек мог быть удостоен в силу духовного и нравственного превосходства над другими членами общины и государства).

Реализация идей на практике (пришел к власти в Женеве; придал своим установлениям силу государственного закона; ввел жесткую регламентацию общественной и личной жизни (не было свободы даже в развлечениях, выборе одежды или пищи); преследование инакомыслящих).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Лютер (важнейшая роль отводится разуму, который ставится выше закона; отрицается право подданных на сопротивление властям; послушания требует не должностное лицо, а служба; непослушание властям — грех; покорность и смирение пред властью предержащей; вера в государство).

Особенности теории.

Лютер (реформатор культа, образования, языка, музыки, культуры; создание лютеранства).

Католицизм (человек оправдывается перед Богом добрыми делами; церковь посредник в общении с Богом; верующие не могли общаться с Богом напрямую).

Лютеранство (каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса; отрицание догмата католицизма о спасительной силе церкви — отвергаются претензии духовенства на контроль за верой и совестью = равенство людей в делах веры).

Покорность и смирение перед властью.

Первым обосновал принцип независимости государственной власти при решении задач социально-экономической и политической жизни общества.

Кальвин (только один безусловный авторитет — Священное Писание; Бог выразил свою волю в Библии; человек должен только согласовывать свою жизнь с этим законом; отвергал также веру во всесилие человеческого разума).

Основополагающий тезис лютеранства (учение об оправдании верой) дополнен учением о предопределении (если спасти человека может только вера, а она нисходит на него вследствие божьей благодати, то без помощи Бога человек не может спастись — истинно верующий тот, кто избран Богом, он и может спастись верой).

Кальвинизм требовал посвятить себя делу, профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином (закладывалась основа протестантской этики — в сочетании с индивидуализмом является особенностью общественной жизни во многих странах Запада).

Кальвинизм (культ труда, предприимчивости; в нем буржуазия нашла действенное идейное оружие).

Историческое значение Реформации — готовили духовную, нравственную и правовую почву для буржуазных революций.

 

ОТВЕТ 12

Учение Ж. Бодена о государстве и праве

Эпоха.

Эпоха Возрождения (XIV — XV вв.) (постепенный выход из средневековья (накоплен потенциал производительных средств, изобретений; открытие новых земель; заново узнавалось и осваивалось наследие античного мира; пошатнулась монополия католицизма на души; возникновение светского мировоззрения гуманизма).

Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов).

Завершение процесса централизации национального государства (протест против абсолютистского государства — религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами); междоусобица вызвала экономический упадок, побудила обе стороны к соглашению).

Жан Боден (1530 — 1596) (юрист; профессор университета в Тулузе, адвокат в Париже, королевский прокурор в Лионе; компромисс между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка с помощью сильной королевской власти).

Сочинения («Метод легкого изучения истории» (порвал со схоластическим мышлением, отверг толкования римского права в качестве всеобщего права; изучение государства и политики на основе обобщения фактов с учетом национальных систем положительного права); «Шесть книг о государстве»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: