Понятие права (отличие от закона; виды права).




Прикладное понятие права (необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для философии

Философское понятие права (идея права — есть свобода; исходный пункт права — воля, которая свободна, поэтому свобода — сущность и назначение права; свобода — осознанная необходимость (предполагает и несвободу, подчинение законам природы и общества).

Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц (право — определение пределов свободы и несвободы).

Понятие права позитивного (действующего в определенной стране) (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а следовательно охраняется его принудительной мощью; содержание права определяется своеобразием национального характера, духом народа).

Закон — оформление права, придающее норме всеобщность и определенность (преимущество закона перед обычаем и судебным решением; наиболее современная и ясная форма среди источников права; закон должен быть выражением исторически сложившегося права, если он отступает от разумного — необходимы изменения).

В связанности законами индивид находит освобождение от зависимости, в которой он находится под властью чисто природных влечений (обязательно лишь то, что есть закон; полностью освобождает закон от критики с позиций философского понимания права).

Особое право (ступени (формы) развития идеи свободы в рамках объективного духа; к нему относятся абстрактное право, мораль, семья, гражданское общество, государство; они сосуществуют, и низшие подчинены высшим).

Международное право (не действительное право, а только долженствование, так как за ним нет принуждающей силы, гарантирующей соблюдение его норм).

Особенности теории.

Объективный идеализм (основная категория — абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала, вечно).

Три этапа развития абсолютной идеи:

1) первый (развитие понятий от абстрактных к конкретным);

2) второй (ее самодвижение — воплощение в природе, созданной ею самой) (она отчуждает себя в форме природы, раскрывает в природе свое содержание);

3) третий (ее раскрытие — ее возвращение к себе самой через природу) (природа, развиваясь от низших форм к высшим, с человеком восходит к духу и в духе вновь сливается с абсолютной идеей).

Воспроизводит основы христианского мировоззрения (первая фаза (существование Бога до сотворения мира);затем Бог создает природу как отдельное от него существование; этот мир стремится к Богу и через сознание человека, через христианское сознание возвращается к нему; абсолютная идея сближается с понятием Бога (абстрактное, философское обозначение Бога как первопричины мира)).

Единство мира на идеалистической основе (мышление и бытие не противоположны, ими управляет разум — абсолютная идея; законы мышления совпадают с законами развития вселенной).

Диалектический метод (мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, двигатель — противоречие; каждое понятие сначала отрицается, порождает противоположность, из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство).

Развитие проходит три стадии (тезис, антитезис, синтез — гегелевская триада) (развитие через противоречие происходит в природе, в человеческой истории, в сознании; синтез не останавливает развитие, а начинает его новый виток, превращаясь в тезис следующей триады).

Формы развития (эволюция (постепенные количественные изменения); революция (перерыв постепенности, переход из одного качества в другое, скачок)).

Философия права не должна быть ничем иным, как попыткой понять и обрисовать государство как что-то рациональное.

В идеальных схемах нет нужды (то, что есть — разум, продукт развития абсолютной идеи).

Все разумное действительно, а все действительное разумно (объявляет все существующее закономерным (воплощением разума), но по законам диалектики эта разумность не вечна, на смену ей приходит новая действительность, которая для своего времени станет столь же разумной).

Система знаний состоит из 3 частей в соответствии с 3 стадиями развития абсолютной идеи (Логика — развитие понятий; философия природы, философия духа).

Философия духа подразделяется на 3 части:

1) субъективный дух (индивидуальная душа) (антропология (душа как чувствующая субстанция тела); феноменология (превращение души в сознание); психология (теоретические и практические способности души));

2) объективный дух (абстрактное право; мораль; нравственность) (к этой сфере относятся государство и право).

3) абсолютный дух (эстетика; религия; философия).

Синтез субъективного духа с объективным восходит к абсолютному духу — высшим проявлениям искусства, религии и философии, в которых происходит постижение абсолютной идеи, возвращение природы в лице человека в ее лоно.

Абстрактное право — правоспособность лиц, не связанных статусом граждан (ассоциации с естественным состоянием и естественным правом; в нем заложена идея его необеспеченности, негарантированности; сфера возможного проявления свободной воли человека).

В абстрактное право включает (собственность, договор, неправо (непреднамеренное или гражданское неправо, обман и преступление) (в собственности право осуществляется волей одного лица, в договоре — согласованной волей нескольких лиц, в неправе — соотносятся воли разных лиц, но между ними противоречие).

Мораль (ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права; область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам; включает добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права).

Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности (мораль носит индивидуальный, субъективный характер, а нравственность относится к общественной сфере).

В сфере нравственности человек выступает не изолированно, а как субъект объединения, часть коллектива (три объединения — семья, гражданское общество, государство) (семья — естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи; ей противостоит гражданское общество (царство частных интересов и всеобщего отчуждения); сплотить и примирить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества, создать условия для реализации права и морали способно только государство — высшая форма нравственности).

 

ОТВЕТ 21

Историческая школа права

Эпоха.

Германия конца XVIII — начала XIX в., сохраняется феодальный строй, в экономическом, социальном и политическом отношении — одна из самых отсталых стран Европы.

Густав Гуго (1764 — 1844) (профессор Геттингенского университета).

«Учебник естественного права как философии положительного права» (ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху).

Фридрих Карл Савиньи (1779 — 1861) (профессор Берлинского университета).

«Система современного римского права».

Георг Пухта (1789 — 1846) (преемник Савиньи по университетской кафедре в Берлине).

«Обычное право», «Курс институций».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: