Учение Монтескье о государстве и праве.




Монтескье Шарль Луи де (1689—1755) — фр.правовед и политический философ Просвещения XVIII в. Происходит из дворянской семьи. Политические и правовые идеалы просветительства первоначально разрабатываются Монтескье в его произведениях: "Персидские письма" и "Размышления о причинах величия и падения римлян". С 1731 г. "О духе законов", анонимно опубликован в Швейцарии в 1748 г. Произведение "О духе законов" — беспрецедентная для того времени работа по юриспруденции. Мировоззрение Монтескье сформировалось под воздействием работ французского ученого Ж. Бодена по истории права, работ итальянского мыслителя Дж. Вико по философии истории, Дж. Локка. Монтескье стремился обнаружить объективно существующие зависимости в формировании законов, опираясь лишь на факты, полученные эмпирическим путем. Методы наблюдения и сравнения становятся для него основополагающими. Новизна правового мышления Монтескье- системного метода исследования. Он рассматривает законы во взаимодействии с другими элементами окружающей среды: "Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа". Поэтому усиление значения одного может происходить лишь за счет ослабления значения другого. Возлагал огромные надежды именно на разумные законы как гарантии человеческой свободы. Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь законами: "Свобода есть право делать все, что дозволено законами". Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а лишь те, которые принимаются народным представительством, действующим регулярно. Человеческая свобода, по мнению Монтескье, прежде всего зависит от уголовного и налогового законодательства. Этого добиться можно лишь при условии справедливости уголовных и уголовно-процессуальных законов. "Подушный налог более свойствен рабству, налог на товары — свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает личность налогоплательщика". Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо ее распределить между разными органами. Монтескье разработал теорию разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Законодательную власть должно осуществлять двухпалатное собрание: одна палата, должна быть наследственной, другая — выборной; одна — должна представлять интересы знати, другая — интересы народа. Если выборная палата призвана принимать законы, то наследственная палата должна иметь правомочие сдерживать нижнюю палату. Проблему избирательного права Монтескье рассматривал следующим образом: "Право подавать голос в своем округе для выбора представителей должны иметь все граждане, исключая тех, положение которых так низко, что на них смотрят как на людей, неспособных иметь свою собственную волю". "Исполнительная власть, должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого.Исполнительная власть в лице монарха должна иметь право отмены принятых законов (право абсолютного veto), но не должна иметь права законодательной инициативы. Судебная власть должна точно следовать предписаниям законов. Был приверженцем суда присяжных. Теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фундамент одного из направлений современной западной политической мысли — политического либерализма. Естественные законы — это законы, которые согласуются с природой человека. Эти законы действовали и в естественном состоянии (стремление к мирному сосуществованию; необходимость добывать себе пищу; желание общения, но они не утрачивают своего значения с появлением позитивных законов государства. Позитивные законы могут противоречить законам естественным, что представляется Монтескье несправедливым. Монтескье стремился объяснить факт большого разнообразия позитивных законов, по которым живут народы земли. Он считает, что это разнообразие обусловлены действием факторов как физического, так и морального характера. К физическим: географические характеристики (климат, размер территории, численность населения и др.), а к моральным — принципы правления, нравы и др. Взаимосвязь этих факторов обусловливает "дух законов" каждого народа. Монтескье предлагает правоведам исследовать не сами законы, а дух законов, который "заключается в различных отношениях законов к различным предметам". Монтескье анализирует связь законов с религией, признавая за религией возможность обеспечения общественного порядка. Законы, по мнению Монтескье, находятся в зависимости от формы правления государства. Монтескье различает четыре формы правления: демократическую республику, аристократическую республику, монархию, деспотию. Для демократической республики Монтескье выводит правило, согласно которому "законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления". В аристократических республиках не должно быть законов, предусматривающих выбор должностных лиц по жребию. В деспотиях значение законов сводится почти к нулю, за исключением одного из них: "Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства". Республики могут существовать на небольших территориях, монархии - территорию средних размеров, деспотии могут существовать на огромных территориях. На большой территории возможно создание федеративной республики. Эта республика будет сочетать в себе все достоинства республиканского правления и внешнюю силу крупных монархий. Основой этой республики будет договор. Мысли Монтескье о федеративной республике были восприняты создателями американской Конституции 1787 г. Устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики - добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх. Эти принципы определяют разнообразие способов вынесения приговоров, простоту или сложность уголовных и гражданских законов, строгость наказаний и др. Мыслитель различал личностный и институциональные аспекты политической свободы. Личностный предполагает возможность действия в рамках закона и одновременно уверенность в безопасности су­ществования. Институциональный - предусматривает организацион­ное обеспечение безопасности жизни и деятельности гражданина. Иными словами: для пользования политической свободой необходимо определенное политической устройство. Факторы. Физические факторы действуют опосредованно, формируя характер и поведение человека. И не всегда они способствуют развитию лучших качеств в человеке, иногда провоцируют лень, пассивность или боязнь. Законодатель при создании законов должен учитывать физические факторы, но, подчеркивал Монтескье, мудрый борется с пороками людей, а дурной - поощряет их. Моральные факторы сильнее и по мере развития человеческих сообществ постепенно вытесняют физические. Самым мощным из них является народный дух, т.е. общность психологии, мышления и деятельности того или иного народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: