М, Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)




Примерные программы по учебным предметам

Иностранный язык 5—9 классы

М, Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)


Пояснительная записка

Примерная программа по иностранному языку для основ­ной школы составлена на основе Фундаментального ядра со­держания общего образования и Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образова­ния второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования уни­версальных учебных действий для общего образования, соблю­дается преемственность с примерными программами начально­го общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составле­ния рабочих программ: она определяет инвариантную (обяза­тельную) часть учебного курса, за пределами которого остает­ся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебни­ков могут предложить собственный подход в части структури­рования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема {детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и спо­собов деятельности, развития, воспитания и социализации уча­щихся. Рабочие программы, составленные на основе пример­ной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

В примерной программе для основной школы предусмот­рено дальнейшее развитие всех основных представленных в программах начального общего образования видов деятельнос­ти обучаемых. Однако содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обуслов­ленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образова­ния; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Содержание каждого учебного предмета или совокупности учебных предметов является отражением научного знания о соответствуюшей области окружающей действительности.

Содержание учебных предметов, представляющее в основ­ной школе систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создает необходимую основу для формиро­вания теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной дея­тельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической) деятельности на ос­нове ценностно-смысловой ориентации личности в мире и об­ществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе фор­мирования универсальных учебных действий, конкретизиро­ванной в отношении возрастных особенностей учащихся. При этом формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе усвоения всех учебных пред­метов и их циклов. Вместе с тем каждый из учебных предме­тов, кристаллизующий в себе социокультурный опыт опреде­ленных видов деятельности, предоставляет различные возмож­ности для формирования учебных действий. Предметы естественно-математического цикла в первую очередь создают зону ближайшего развития для познавательной деятельности и соответственно развития познавательных учебных действий; гу­манитарные предметы, в том числе предметы коммуникатив­ного цикла, — для коммуникативной деятельности и соответ­ствующих ей учебных действий и т. д.

Соответственно требования к личностным, метапредметным и предметным результатам (целям) обучения для каждой из примерных программ в основной школе определяются тем, какие именно виды деятельности превалируют в данном учеб­ном предмете. Требования к результатам обучения в пример­ной программе описаны на уровне конкретных личностных, метапредметных и предметных действий, которыми должен овладеть учащийся в итоге освоения программы учебного предмета.

Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14—15 лет) является начало перехода от детства к взрослос­ти, что находит отражение в формировании элементов взрос­лости в познавательной, личностной сферах, учебной деятель­ности и общении подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность приобретает качество субъектности, что выражается в целенаправленной и мотивированной активнос­ти учащегося, направленной на овладение учебной деятель­ностью. Новый уровень развития мотивации воплощается в особой внутренней позиции учащегося, отличительной особен­ностью которой является направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществ­ление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

Ведущей деятельностью подросткового возраста, по мне­нию психологов, является интимно-личное общение со свер­стниками. Именно оно играет особую роль в формировании специфической для этого возраста формы самосознания — чувства взрослости. Интимно-личное общение со сверстника­ми — качественно новая форма общения, основным содержа­нием которой выступает установление и поддержание отноше­ний с другим человеком как личностью на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. Развитие общения требует качественно нового уровня овладе­ния средствами общения, в первую очередь речевыми. Само­определение в системе ценностей и формирование основ ми­ровоззрения в отношении мира, культуры, общества, системы образования создают основу формирования гражданской иден­тичности личности и готовят к выбору профильного обучения для построения индивидуальной образовательной траектории.

Учащиеся начинают овладевать высшими формами мысли­тельной деятельности — теоретическим, формальным, рефлек­сивным мышлением. Формируется основа умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, оперировать гипотезами; мыслить абстрактно-логически (в словесном плане), не прибе­гая к опоре на действия с конкретными предметами.

Развитие рефлексии выступает как осознание подростком собственных интеллектуальных операций, речи, внимания, па­мяти, восприятия и управление ими.

На этапе основного общего среднего образования проис­ходит включение обучающихся в проектную и исследователь­скую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифи­цировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).

Требования к сформированности названных способностей определяются системой требований к личностным и метапред-метным действиям и программой формирования универсаль­ных учебных действий. Ключевую роль в их формировании иг­рает содержание учебных предметов и способы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, определяе­мые примерной программой по учебным предметам, в том числе по иностранному языку.

Данная примерная программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обуче­ния; содержание курса с перечнем разделов, примерное тема­тическое планирование с указанием минимального числа ча­сов, отводимых на изучение тем, и определением основных ви дов учебной деятельности школьников; рекомендации по ос­нащению учебного процесса.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы по иностранному языку для начального образова­ния; дается общая характеристика курса иностранного языка, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяет­ся целям изучения иностранного языка, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучае­мыми программы по иностранному языку на ступени основ­ного общего образования.

Цели и образовательные результаты представлены на не­скольких уровнях — метапредметном, личностном и предмет­ном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в со­ответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физи­ческой, эстетической.

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучае­мого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием минимального числа учебных часов, выделяемых на изучение каждого блока.

В разделе «Примерное тематическое планирование» пред­ставлен примерный перечень тем курса иностранного языка и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, ха­рактеристика основного содержания тем и основных видов де­ятельности ученика (на уровне учебных действий).

Примерная программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: