Изобразительно-выразительные средства языка




  Название Определение Роль в тексте
I Тропы Обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении  
  Эпитет Яркое, образное определение (пророческая тоска, мёртвый ельник, дубинноголовая Коробочка) Помогает созданию живого, запоминающегося образа; в эпитетах выражается строй души, мироощущение автора.
  Сравнение Образное определение предмета, понятия при помощи сопоставления его с другим. В сравнении всегда содержится два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где в тексте присутствует только второй элемент). Выражается с помощью союзов как, словно, точно, как будто(Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял), а может просто указывать на сходство (похож на …). Сравнение может быть развёрнутым, при этом в нём раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой группы явлений. В русском фольклоре, его литературных стилизациях часто встречаются отрицательные сравнения (Не ветры веют буйные, /не мать-земля колышется / - Шумит, поёт, ругается,/ Качается, валяется,/ Дерётся и целуется/У праздника народ!)     Живописуют действие или предмет; делают его образ ярким, зримым; свидетельствуют о богатстве ассоциаций, свежести восприятия мира, о выразительности речи автора.
  Метафора Употребление слова в переносном значении на основе какого-либо сходства. Метафора – скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). (Ночь металась за окнами… Горит восток зарёю новой…) Развёрнутая метафора (Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком) Бывают метафорические эпитеты («железный стих», «утро седое»)  
  Олицетворение Особый вид метафоры. Оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. (Пар хрипло рвался из паровозной трубы)  
  Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Например, автор и написанная им книга (Читал Пушкина), посуда и пища, в которой её подают (Я три тарелки съел), одежда и тот, кто её носит (А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…) Позволяет выразить мысль кратко и ёмко
  Синекдоха Разновидность метонимии, основанная на замене названия целого явления названием его части или наоборот. При этом нередко заменяют единственное число множественным, множественное – единственным. (Отсель грозить мы будем шведу. И слышно было до рассвета, как ликовал француз) Придаёт речи обобщающий смысл
  Гипербола Художественное преувеличение силы, размера, значения изображаемого явления. (В сто сорок солнц закат пылал) Подчёркивают высокую, предельную степень развития признака, силу чувства. Могут передавать высокую патетику (Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко) или служить средством сатиры и юмора. (Шаровары шириною с Чёрное море)
  Литота Художественное преуменьшение. (Прелестный шпиц, не более напёрстка)
  Ирония Употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному (Геракл! – о человеке слабом) Используется для выражения тонкой и скрытой насмешки
  Аллегория Иносказание, условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда подразумеваются другие люди, вещи, события, факты. Часто используются образы фольклора, античной мифологии и Библии для иносказательного выражения идей глубокого философского содержания.  
  Перифраз(а) Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков, характерных черт (иначе – описательный оборот). (Царь зверей – лев,величайший поэт России – Пушкин) Позволяют разнообразить речь, избежать повторений, придают изложению различные стилистические оттенки. Могут выполнять поэтические функции: Унылая пора, очей очарованье – вместо осень; лазурный свод – вместо небо.
    Синтаксические средства экспрессивной речи  
II Стилистические фигуры    
  Анафора Единоначатие (Клянусь я первым днём творенья,/Клянусь его последним днём…) Повторяемое слово или выражение получает особую смысловую и эмоциональную нагрузку
  Эпифора Повторение одинаковых слов или предложений в конце отрывка речи (Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
  Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (В синем небе звёзды блещут, /В синем море волны плещут)  
  Антитеза Контраст, резкое противопоставление предметов, явлений, их свойств. Часто строится на антонимах. (Где стол был яств, там гроб стоит.)  
  Градация Расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости (Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид)  
  Инверсия Необычный порядок слов (Я памятник себе воздвиг нерукотворный) Позволяет выделить, подчеркнуть наиболее важные в смысловом отношении слова, усиливает экспрессивность высказывания
  Эллипсис Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения (Офицер – из пистолета, Тёркин – в мягкое штыком; Мы сёла – в пепел, грады – в прах) Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность
  Умолчание Оборот речи, в котором автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадываться о невысказанном (Нет, я хотел…быть может, вы…я думал,/ Что уж барону время умереть) Передаёт эмоциональность, взволнованность речи
  Оксюморон Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого; сочетание несочетаемого (живой труп; убогая роскошь наряда) Привлекает внимание читателя парадоксальностью, указывает на сложность, противоречивость явления
  Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи (Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер!) Помогает выразить отношение говорящего к тому или иному объекту, дать ему характеристику; усиливает выразительность речи.
  Риторический вопрос Высказывание утверждения в вопросительной форме (И какой же русский не любит быстрой езды?) Позволяет привлечь внимание читателя к тому или иному явлению, усиливает эмоциональность речи; служит для связи предложений или частей в тексте
  Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи (Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность…) Конструкция образует незамкнутый ряд и не имеет характера исчерпывающего перечисления; характерна для спокойной повествовательной речи
  Бессоюзие Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями (Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…; Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани. Огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах…) Отсутствие союзов придаёт речи динамичность, стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины; создаёт впечатление быстрой смены картин (см. примеры)

Функциональная характеристика языковых средств выразительности.

 

Языковые средства Назначение в тексте
Анафора - используется для усиления, подчеркивания предшествующего слова
Антонимы - как выразительное средство создания контраста
Вводные слова -выражают отношение говорящего к высказыванию; -эмоциональная оценка высказываемого; -указание на экспрессивный характер высказывания; -призыв к читателю с целью привлечь его внимание к фактам.
Вопросительные предложения -служат вопросом-размышлением -подчеркивают нужную мысль -выражают предположение -являются эмоциональным откликом на ситуацию
Восклицание -выражение сильного чувства, волнения -выражение отношения автора (возмущение, ирония) -выражение эмоциональной прерывистости речи, например: все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов).
Вставная конструкция Смысловая ёмкость, реализующая: -дополнительное пояснение, уточнение -поправку, оговорку, попутное замечание, добавочное сведение
Гипербола -с целью преувеличения какого-либо явления
Градация -произвести впечатление по нарастающей
Деепричастия и д /обороты -для выражения краткости и динамичности
Диалектизмы -для реалистического изображения быта -для речевой характеристики героя
Игра слов Привлечь внимание, сделать акцент на что-то
Инверсия -для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Метафора -для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом.
Многосоюзие -для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения -для усиления выразительности речи
Неологизмы -для создания оттенка необычности, новизны
Неполные предложения -с целью экономии языковых средств -с целью отражения динамичности действия
Обобщенно-личное предложение -с целью образного отражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки
Однородные члены (конструкции) -показ динамики действия -зарисовка общей картины как единого целого -создание гаммы красок, звуков и т.п. -создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии -создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью.
Олицетворение -для создания образности, выразительности
Парцелляция -средство изобразительности для усиления смысловых и экспрессивных оттенков значений
Побудительные предложения -для выражения волеизъявления говорящего
Повтор лексический -для усиления признака, степени качества или действия, например: Вон темный, темный сад
Присоединительные конструкции (п.к.) -для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность -бессоюзные п.к. придают характер разговорности и непринужденности
Прямая речь -характеристика речи говорящего + создание художественного образа героя
Разговорная лексика -для создания атмосферы непринужденности и непосредственности
Риторический вопрос -для привлечения внимания читателя
Ряды однородных членов -для создания своеобразного ритмического рисунка текста
Ряды синонимов -с целью указания смысловых оттенков -для характеристики экспрессии или эмоций
Синонимы -разграничить оттенки значений -выделить стилистически окрашенное слово на фоне нейтральных слов синоним-го ряда
Сложные синтаксические конструкции -как характеристика авторского стиля
Сравнения -для создания художественной выразительности
Стилистически окрашенные слова Выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народно-поэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические)
Термины -несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы
Фразеологизмы -для придания высказыванию выразительности + создание образа
Цитирование -в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности
Эмоционально окрашенные слова -для выражения отношения к предметам, поступкам и т.п.
Эпитеты - с целью художественной выразительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: