ДАЛЕЕ ПРЕДЛАГАЮ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (в том числе и речевого поведения)С УЧЕТОМ ТИПА ВНД И ТЕМПЕРАМЕНТА




ВНД и Темперамент.

 

Идея и учение о темпераменте восхо­дят к работам Гиппократа (до н.э). термин введен Галеном. Темперамент. - совокупность индивидуальных свойств личности. Темперамент человека определяют особенности типа ВНД этого человека. Гиппократ делил людей в соответствии с преобладанием в организ­ме той или иной жидкости:

1. сангвиник (кровь) – жизнерадостный

2. холерик (желчь) - очень неспокойный

3. флегматик (лимфа) - очень спокойный

4. меланхолик (черная желчь) – угнетенный

 

ДАЛЕЕ ПРЕДЛАГАЮ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (в том числе и речевого поведения)С УЧЕТОМ ТИПА ВНД И ТЕМПЕРАМЕНТА

 

 

Сангвинический темперамент. Формируется на базе сильного, уравновешенного, подвижного типа ВНД. Это живой темпера­мент, не вызывающий трудностей при воспитании.

Общая активность психической деятельности и по­ведения. Для сангвиника свойственны довольно высокая не­рвно-психическая активность, разнообразие и богатство мими­ки и движений, впечатлительность и подвижность. Характерна легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, он быстро находит контакт с окружающими, а потому общите­лен, не чувствует скованности при встрече с новыми для него людьми. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован.

Двигательная (моторная) активность. Сангвинику присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. Бу­дучи очень энергичным и работоспособным, он может работать долго, не утомляясь. В коллективе сангвиник весел, жизнерадос­тен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Од­нако, развивая кипучую деятельность, он может быстро остыть, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропот­ливости или имеет будничный характер.

Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, вырази­тельная, с правильными интонациями и ударениями, уравнове­шенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

Эмоциональная активность. Несмотря на высокую эмо­циональность, эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его чрезмерная подвижность часто приво­дит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности. У сангвиника относительно низка чувствительность сенсорных систем, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Учитывая наличие у сангвиника наилучших показателей по всем трем основным свойствам нервных процессов — силе, урав­новешенности и подвижности, И.П.Павлов считал именно этот тип нервной деятельности наиболее совершенным.

Флегматический темперамент. Формируется у людей с силь­ным уравновешенным инертным типом ВНД.

Общая активность психической деятельности и по­ведения. Флегматики характеризуются спокойствием, слабым внешним проявлением чувств, слабой впечатлительностью и ма­лой импульсивностью, обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлитель­ностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. Флегматик, рас­считал свои силы, доводит дело до конца. Недостатком флегма­тика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается на прочности его стереотипов и трудности пере­стройки. Однако инертность имеет и положительное значение, так как содействует основательности и постоянству личности.

Двигательная (моторная) активность. Флегматик не­находчив, с трудом переключает внимание и с трудом приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равно­мерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

Эмоциональная активность. Флегматик обладает малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко сме­ются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприят­ностях остается спокойным. Отличается терпеливостью, выдерж­кой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. Вместе с тем, он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит по­пусту болтать. Благодаря уравновешенности нервных процессов и их инертности, флегматику легко оставаться спокойным даже при трудных жизненных обстоятельствах. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему не­трудно сдержаться. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Холерический тип. Холерик формируется на базе сильного не­уравновешенного типа ВНД.

Общая активность психической деятельности и по­ведения. Человек холерического темперамента имеет высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, для него типичны резкость и стремительность движений. Холе­рик характеризуется быстротой действий, большой импульсив­ностью, быстро и легко раздражается.

Двигательная (моторная) активность. Люди холери­ческого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравно­вешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро и интенсивно. Преобладание возбуждения над тор­можением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Не­уравновешенность, свойственная холерику, сказывается и на его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холеричес­ким темпераментом запас нервной энергии быстро истощается в процессе работы, и тогда может наступить резкий спад деятель­ности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко па­дает.

Эмоциональная активность. Чувства у холерика силь­ные, с яркими эмоциональными переживаниями, быстро возни­кают, настроение иногда резко меняется. Сильные, быстро воз­никающие чувства отражаются в речи, жестах, мимике. Сильная впечатлительность и недостаточная уравновешенность холери­ка (при отсутствии должного воспитания) может приводить к вспыльчивости, резкости, неспособности к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах. Это часто не дает холерику воз­можности объективно оценивать поступки людей, и на этой поч­ве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают за­труднения в приспособлении своих действий и эмоций к требо­ваниям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной, и формируется труднее, чем у других типов.

Меланхолический тип. Меланхолик формируется на базе сла­бого типа ВНД.

Общая активность психической деятельности и поведения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента за­медленную деятельность, а затем и ее прекращение. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привыч­ной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрица­тельным свойством. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество.

Так, например, более высокая чувствительность у индиви­дов со слабым типом нервной системы дает возможность более ранней ориентировочной реакции при приближении врага или источника пищи. Также она может формировать условные ре­акции на такие интенсивности сигнала, которые еще не воспри­нимаются индивидами с более высокими порогами, и, вероятно, дает возможность ускоренного образования условных связей при физически равных интенсивностях стимула (в силу большей его эффективности для более чувствительной системы). Организа­ция слабой нервной системы такова, что позволяет носителям во многих случаях избегать опасности, вместо того, чтобы сталки­ваться с ней лицом к лицу; разыскивать пищу по малозаметным признакам, ускользающим от конкурентов; наконец, вырабаты­вать систему реагирования и поведения, основанную на учете таких сигналов и признаков, которые недостаточны для более выносливых, более работоспособных, но менее чувствительных особей, обладающих сильной нервной системой.

Именно в этих особенностях слабой нервной системы заклю­чается один из источников ее биологического преимущества, да­ющий ей возможность успешного соревнования в конкурентной борьбе в тех сферах жизнедеятельности, где на первый план вы­ступают достоинства сенсорной организации.

Двигательная (моторная) активность. В работе ме­ланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы, пос­кольку заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с но­выми и малознакомыми людьми, часто смущаются, в новой об­становке проявляют большую неловкость. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние.

Эмоциональная активность. Люди этого темперамента характеризуются повышенной впечатлительностью и относи­тельно незначительным внешним выражением чувств, малой импульсивностью. Чувства и эмоциональные состояния у них возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело перено­сят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

В жизни такие чистые темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. В свете учения

о типах ВИД стала понятной и научная основа учения о темпе­раментах.

 

ПРОЧИТАЛИ? НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что Темперамент и способности(интелект) не зависят друг от друга. Лица с высоким уровнем интел­лектуальных способностей могут обладать самыми различными комбинациями свойств темперамента, а лица, имеющие один и тот же темперамент, обнаруживают различные показатели по тестам интеллектуальных способностей, что говорит о независи­мости этих характеристик.

Имеется некоторая тенденция, в соответствии с которой сре­ди индивидов с высоким уровнем интеллекта встречается больше лиц, характеризующихся слабой нервной системой, чем так на­зываемых сильных типов. Роль свойств темперамента сводится, прежде всего, к влиянию на динамику протекания интеллекту­альных процессов (скорость актуализации информации, устой­чивость и переключаемосгь внимания, прочность запоминания, умственная работоспособность). Например, считается, что для лингвистических способностей характерны инертность, преоб­ладание зрительной памяти и второй сигнальной системы, а для музыкальных — главную роль играют лабильность нервной сис­темы и высокая чувствительность слухового анализатора.

 

 

 

 

 

Рефлексы, их торможение

Рефлекс — реакция организма, осуществляемая нервной системой в ответ на систематическое воздействие внутренних или внешних раз­дражителей на рецепторы.

Внешние воздействия вызывают возбуждение в органах чувств — это приводит к возбуждению или торможению нейронов головного мозга, на основе чего возникают психологические эффекты (ощуще­ния, представления, чувства) — возбуждение нейронов реализуется в движениях человека (мимика, речь, жестикуляция), что выражается его поведением — все эти явления взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы — наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма.

Безусловные раздражители — раздражители, вызывающие безу­словный рефлекс. Бывают:

■ пищевые (например: сокоотделение в ответ на раздражение слизис­той рта, глотание, сосание новорожденных);

■ половые — рефлексы, связанные с воспроизводством потомства;

■ оборонительные (например: отдергивание руки от пламени, ка­шель, чихание, мигание);

■ ориентировочные рефлексы обеспечивают восприятие незнакомого раздражителя (при этом человек прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза).

Ориентировочные рефлексы — Павлов назвал рефлексом «Что та­кое?»: любой раздражитель, если.он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот головы в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение. При повторном раз­дражителе, если он не становится сигналом к определенной деятельное-

 

ти, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она даст на него ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет, а если подкрепить звонок едой, то в коре больших полушарий возникнет 2 очага возбуждения — один в слухо­вой зоне, другой в пищевом центре (запах, вкус). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникает временная связь.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

Значение: благодаря им сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размно­жение.

Условные рефлексы

Условные рефлексы — рефлексы, которые легко приобретаются и теряются организмом в течение жизни и образуются в результате сочетания с условным раздражителем.

Условия образования условных рефлексов

1) Действие безразличного раздражителя (условного), не связан­ного с безусловным рефлексом. (Например: собаке перед кормлением включали лампу.)

2) Применяемый раздражитель должен не только предшествовать, но и действовать еще некоторое время после того, как началось дейст­вие безусловного раздражителя (после нескольких таких сочетаний вспышка света приводила к слюноотделению, даже если пищи в кор­мушке не было).

3) Безразличный раздражитель становится условным раздражите­лем, то есть сигналом, запускающим условный рефлекс.

Если условный раздражитель не будет подкрепляться безусловным, то он перестанет вызывать реакцию.

Условным раздражителем может стать и определенный промежу­ток времени. Если животное регулярно (каждые 10 мин) подкармли­вать, то образуется условный рефлекс, и через каждые 10 мин будет наступать слюноотделение и пищевая двигательная реакция: животное начинает облизываться, совершает глотательные движения, выделя­ется слюна.

 

У младшего школьника рефлекс на время выражается в ослаблении внимания перед концом урока (за 1-2 мин до звонка). Это результат не только утомления, но и ритмической работы коры больших полушарий головного мозга в период учебных занятий.

Торможение рефлексов

Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного рефлекса.

Торможение — активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса возбуждения.

Различные раздражители вызывают торможение одних рефлексов и возбуждение или образование других. Образование новых рефлексов и их торможение ведет к гибкому приспособлению организма к конк­ретным условиям существования.

■ ’ ■ г

Виды торможения

1. Безусловное (внешнее) торможение

Это когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее вырабо­танный рефлекс слюноотделения. В основе — явление отрицательной индукции.

1.1. Запредельное торможение (охранительное — т. к. охраняет нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или дли­тельности, которые могли бы нарушить их деятельность).

Наступает:

■ при действии очень сильного одноразового раздражителя;

■ при длительном действии слабого раздражителя.

Так, например, громкий окрик может затормозить движение или многократное повторение одного действия может привести к тому, что в какой-то момент человек не сможет его выполнить. В школе для ученика это может быть монотонный рассказ учителя. У новорожденного — если раздастся резкий звук, ребенок перестанет сосать грудь.

 

 

1.2. Индукционное торможение («встреча двух возбуждений»).

Наступает:

■ при одновременном действии двух раздражителей.

Так, например, при входе кого-то в учебную аудиторию во время выполнения задания учащиеся смотрят на дверь; если во время чис­тописания раздастся звук автомобильной сирены с улицы, то у детей уменьшается концентрация внимания, в результате возникают помар­ки, неточное начертание букв.

1. Условное (внутреннее) торможение

Развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Возникает не сразу, как безусловное, а при определенных условиях.

1.1. Угасательное торможение Наступает:

■ при длительном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем.

Так, например, если не упражняться в завязывании шнурков, то вскоре ребенок может забыть, как это делается; этим можно объяс­нить утрату навыка игры на музыкальных инструментах, трудового навыка.

У детей угасание происходит медленнее, чем у взрослых, это облег­чает обучение, но затрудняет отучение от вредных привычек. Благода­ря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение.

1.2. Дифференцировочное (способность к различению) торможение

Наступает:

■ на один из нескольких однотипных раздражителей.

Павлов через 100 ударов метронома давал собаке пищу, а через 96 не давал, в результате через 100 ударов у нее текла слюна, а через 96 — нет. Способствует обучению, стимулирует познавательную де­ятельность.

1.3. Запаздывающее торможение

Наступает:

* когда подкрепление дается с опозданием.

 

Так, например, если мать кормит трех детей и кладет им в тарелку еду по очереди, то последний ребенок будет вести себя неспокойно. За­паздывание вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки (первоклассник, когда хочет ответить, не­терпеливо размахивает рукой, привстает, чтобы его заметил учитель, и только в старших классах можно отметить выдержку).

1. Высшее торможение

Присуще только человеку, самостоятельное торможение. Напри­мер, когда мать отдает самое «вкусное» ребенку, вместо того чтобы съесть самой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: