По предмету правового регулирования.




Предмет внутригосударственного правового регулирования - общественные отношения в пределах юрисдикции каждого государства.

Предмет международно-правового регулирования - межгосударственная сфера общественных отношений. Правовому регулированию подлежат те общественные отношения, которые выходят за рамки юрисдикции отдельных государств и требуют совместных правовых усилий двух, нескольких, многих государств или всего международного сообщества в целом. Такими отношениями являются:

- отношения между государствами – двусторонние, многосторонние, универсальные;

- отношения между государствами и международными организациями;

- отношения между государствами и государственно-подобными образованиями;

- отношения между международными организациями;

- отношения между государственно-подобными образованиями и международными организациями;

- отношения между государствами и государственно самоопределяющимися народами;

- отношения между международными организациями и государственно самоопределяющимися народами.

Правда, в отдельных случаях международное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов, при уголовном преследовании за международные противоправные деяния и т.д.

 

№ 3. Система международного права. Критерий построения системы МП.

Система современного международного права — это объективно существующая целостная система норм и механизмов реальной действительности. Она включает в себя два комплекса:

- нормативно-правовой комплекс принципов и норм, содержащихся в огромном количестве международных договоров и обычаев;

- организационно-правовой комплекс, состоящий из огромного числа международных организаций, органов, комиссий, центров, фондов, судов и других организационных форм, создаваемых субъектами международного права на постоянной или временной основе для согласования их позиций и принятия решений в различных сферах международного сотрудничества.

Международное право, как и любая сложноструктурированная система, - состоит из множества элементов. Своеобразие системы международного права – наличие в ней своеобразного «каркаса» - основных принципов международного права, которые пронизывают всю международно-правовую систему, объединяя все её элементы.

Международное право состоит из норм, принципов, институтов и отраслей.

В научных и учебных целях в отечественной литературе в последние четверть века стали осторожно делить международное право на Общую и Особенную части.

В Общую часть входят вопросы понятия и характеристики международного права, его соотношения с внутренним правом государств, вопросы правосубъектности, правоотношений, правопреемства, правопризнания, правотворчества, правореализации, правонарушения, ответственности и др.

Отрасли представляют собой совокупность институтов, принципов и норм, регламентирующих относительно обособленные отношения в конкретной международной сфере.

Классификация отраслей международного права носит в целом субъективный характер.

В Общую часть включают:

право международных договоров;

право международных организаций;

дипломатическое и консульское право;

право международной безопасности;

международное экономическое право;

международное гуманитарное право;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное экологическое право;

международное право международных конфликтов;

международное уголовное право.

В литературе встречаются названия и других отраслей и институтов международного права (хотя возникают вопросы, имеют ли они право так называться)

международное торговое право;

международное таможенное право;

международное финансовое право;

международное банковское право;

международное налоговое право;

международное авторское право;

международное кооперативное право;

международное семейное право;

международное наследственное право;

международное информационное право;

международное трудовое право;

международное атомное (ядерное) право;

и другие.

Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований - подотраслей и институтов, а институты – из принципов и первичных правовых «ячеек» - международно-правовых норм.

 

№.4. Принципы международного права: понятие, классификация, юридическая природа.

Принципы международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.

В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма и др. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека, и во многих других документах.

Следующие принципы:

- неприменение силы или угрозы силой;

- мирное разрешение споров;

- невмешательство;

- сотрудничество;

- равноправие и самоопределение народов;

- суверенное равенство государств;

- добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

 

№ 5. Взаимодействие международного и внутригосударственного права.

В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы.

Дуализм. МП и внутригосударственное право — два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Триппель, Цорн, Анцилотти).

Главным тезисом дуалистического направления была констатация различий в объектах регулирования, субъектах, а также источниках права. Международное и внутригосударственное право, согласно Х. Триппелю, не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Эти суждения не должны квалифицироваться как вывод о том, что дуалисты отрицали или не видели связи между этими правопорядками. Триппель также подчеркивает, что для того чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву. Дуалистическая теория прошлого во многом составила необходимую основу для современной доктрины соотношения международного и внутригосударственного права. Современный дуализм предполагает не только наличие двух равнозначимых систем права — международного и национального, — но и их взаимодействие.

Монизм. Международное и национальное право — это части единой правовой системы, но:

внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидт);

международное право имеет преимущество над национальным (Г. Кельсен).

Монистические концепции исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какое из них преобладает, различают примат (верховенство) внутреннего права государства или международного. Теории примата внутригосударственного права получили распространение в конце XIX в. и первой половине XX в., преимущественно в работах А. Цорна, А. Лассона, Е. Кауфмана, М. Венцеля, которые основывались в на взглядах Г. Гегеля, считавшего международное право «внешнегосударственным». Отсюда и представление о международном праве как о сумме внешнегосударственного права различных государств. Особое значение эта теория получила в периоды нарастания германского милитаризма, т.е. подготовки мировых войн, для оправдания произвола и нарушений международного права.

Главной функцией международного права, определяющей его сегодняшнее предназначение, выступает решение проблемы безопасности человечества и устранение угрозы войны. Рассматриваемая концепция означает незыблемость принципа соблюдения международных обязательств. Следование этому принципу не означает признания слияния в единое целое международного и национального права

Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным (на международно-правовую позицию каждого государства оказывает влияние его внутреннее право), то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими.

Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются на:

внутригосударственные;

межгосударственные;

международные отношения частного характера.

Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права, исходя из категории регулируемых отношений.

Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.

Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработки этих воль определяется с помощью национального права.

МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.

Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.

Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры, и национальные правовые нормы).

 

№ 6. Реализация норм МП.

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права.

Процесс реализации международного права в целом, т. е. с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдельных договоров (иных международно-правовых актов) и норм, включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деятельности, соответствующей нормам международного права, в том числе в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", т. е. если обнаружится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность и ее результатом является правовой акт — нормативный или иной (например, в ст. 24 Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что "Российская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора").

Следует отметить, что и правовая деятельность может быть непосредственной фактической реализацией, поскольку некоторые нормы обязывают государства принять правовые акты в целях реализации.

Реализация норм международного права основывается прежде всего на таких принципах, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda). Принцип распространяет свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и в конечном счете достижения результата, на который рассчитывали создатели норм.

Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между государствами, но распространяется также на сферу внутригосударственных отношений по реализации норм международного права. Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы международного права.

Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм.

Он включает совокупность правовых актов и структуру органов, их принимающих.

Таким образом, реализация в правовом смысле — это правообеспечение (если еще точнее, правообеспечительное правотворчество и прежде всего, конечно, правообеспечительное нормотворчество).

 

№ 7. Соотношение юридической силы источников международного и национального права в Российской правовой системе.

ч. 4 ст. 15 Конституции, определяющая соотношение международного и внутригосударственного права, оставляет ряд вопросов. Остановимся на положении о приоритете международных договоров: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта норма относится к основам конституционного строя РФ.

Глава Вторая Конституции РФ содержит каталог прав и свобод человека и гражданина, который соответствует Всеобщей декларации прав человека 1948г. и международным пактам ООН по правам человека 1966г., что также отмечается в ч.1 ст.17 Конституции РФ.

Это отмечается также в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».

Конституция РФ отдельно закрепляет право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ), к которым может быть отнесен Комитет по правам человека (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах), Европейский Суд по правам человека (Конвенция о защите прав человека и основных свобод), Комиссия по правам человека СНГ (Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека).

Статья 79 Конституции указывает, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий.

Конституция РФ относит внешнюю политику и международные отношения к исключительному ведению федеральных властей (п. «к» ст.71), а выполнение международных договоров РФ – к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «о» ч.1 ст.72).

Конституция РФ указывает на то, что Президент РФ представляет государство в международных отношениях, определяет основные направления внешней политики государства, руководит внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени РФ (чч.3,4 ст.80, пп. «а», «б» ст.86) При этом определенная Президентом РФ внешняя политика реализуется Правительством РФ (п. «д» ч.1 ст.114). Президент РФ после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, подписывает и принимает ратификационные, верительные и отзывные грамоты (п. «м» ст.83, п. «г» ст.86).

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров принимаются палатами Федерального Собрания, подписываются Президентом РФ, при этом подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «г» ст.106).

Конституция РФ закрепляет полномочие Конституционного Суда РФ осуществлять проверку конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ (п. «г» ч.2 ст.125 Конституции РФ).

 

№ 8. Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права.

Международное правотворчество – финальный результат процесса международного правообразования, выработка и утверждение новых правовых норм.

Международное правотворчество – это особая и довольно сложная форма деятельности субъектов международного права, направленная на создание и дальнейшее совершенствование, изменение или отмену международно-правовых норм.

В связи с тем, что центральным элементом международного правотворчества является согласование воль государств, что является чрезвычайно непростым процессом, можно говорить о формировании в практике международных отношений организационно-правового механизма правотворчества, к элементам которого следует отнести международные переговоры, международные организации и органы, международные конференции.

Формы международного правотворчества:

Договорный и обычный путь формирования норм международного права (Г.И. Тункин).

И.И. Лукашук указывает, что в последнее время, помимо классических обычаев (многократно повторяющееся и ставшее обязательным правило поведения) появляется такой вариант формирования обычных норм, как признание в качестве обычных норм, содержащихся в документах, первоначально не являющихся обязательными (например, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН).

Особенности международного правотворчества:

1. В результате согласования воль субъектов международного права.

2. У всех субъектов свои, подчас противоречащие, интересы.

В связи с этим Ф.Ф. Мартенс указывал на то, что основанием норм международного права является осознание государствами необходимости международного правового порядка и их добровольное согласие на признание его обязательности.

Кодификация – процесс систематизации действующих норм международного права, устраняющий противоречия, устраняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы. В итоге формируется единый кодификационный акт – международный договор (например, на Гаагских конференциях мира в 1899г. и 1907г. были кодифицированы нормы международного обычного права в сфере вооруженных конфликтов и приняты кодификационные международные договоры в этой области – Гаагские конвенции).

Способы кодификации:

1. Установление точного содержания и четкая формулировка уже существующих норм международного права.

2. Упорядочение и систематизация норм международного права.

3. Выявление и устранение противоречий между нормами международного права.

4. Пересмотр или изменение устаревших норм международного права.

5. Разработка новых норм международного права.

В соответствии со ст.13(1)(а) Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Для этого в 1947г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 174 (II) была учреждена Комиссия международного права, утверждено Положение о ней. Члены Комиссии – ведущие юристы-международники – избираются Генеральной Ассамблеей ООН.

Кодификация международного права – систематизация норм международного права в тех областях, в которых имеются определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной (ст.15 Положения о Комиссии международного права ООН).

Прогрессивное развитие международного права – подготовка конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще не достаточно развито в практике отдельных государств (ст.15 Положения о Комиссии международного права ООН).

В рамках ООН кодификационной работой занималась также упраздненная в 2006г. Комиссия по правам человека, подготовившая проекты Всеобщей декларации прав человека 1948г. и международных пактов по правам человека 1966г.

Кодификационные работы проводятся также в рамках специализированных агентств ООН (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ) и иных международных организаций (ВТО, ИКАО, ВОИС).

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

 

№ 9. Источники международного права. Общие принципы права.

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит:

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Таким образом, источниками международного права являются:

Основные (первичные):

международный договор

международно-правовой обычай

общие принципы права

Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой - нормы договоров действуют только в отношении государств—участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права.

Вспомогательные (вторичные):

судебные решения

правовая доктрина.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫПРАВА — общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью и нормативностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.

Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как общие правовые ориентиры поведения субъектов права, содержания правовых норм или их групп (институтов, субинститутов, подотраслей и отраслей права, отраслей законодательства), требования правового регулирования, правовых аксиом, презумпций, правовых ценностей и т.д. В формально-юридическом значении принципы права находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативных правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативных правовых актов (законодательстве).

В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит, что к числу применяемых судом источников относятся: «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно — в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены: неприменение силы или угрозы силой: мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств. Очевидно, что все эти принципы применимы к участникам правового общения на внутригосударственном уровне.

 

№ 10. Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Содержание международной правосубъектности образуют качества субъекта МП, вытекающие из международно-правовых норм.

Субъекты МП также: 1) являются коллективным образованием. Каждый субъект МП имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и т.д. При осуществлении властных полномочий субъекты МП относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени; 2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Нормотворческая право- дееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты МП (в отличие от большинства субъектов внутригосударственного права) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

 

№ 11. Государства как основные субъекты международного права. Особенности правосубъектности федеративных государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

В социальном и экономическом отношении Федеративное государство – это единый организм. Как субъекты МП члены федерации могут выступать лишь в том случае, если законодательство федерации признает за ними это качество.

В целом же, существует только несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (экономические, культурные, полицейские связи), но – под контролем федерального правительства. Это, в частности, ФРГ, Швейцария, Австрия, США и Канада. Опыт показывает, что иностранные государства предпочитают иметь дело с центральной властью.

 

№ 12. Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международного признания.

Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.

Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:

1) конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением;

2) декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.

Существуют три основные формы признания государств:

1) де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия;

2) де-факто – неполное предварительное признание;

3) ad hoc – как специфический вид признания.

Основными видами международно-правового признания являются:

признание государства;

признание правительства;

признание восставшей (воюющей) стороны;

признание национально-освободительных организаций;

признание организаций сопротивления и др.

 

№ 13. Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом ССР.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит.

Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государства; отделение от государства части территории; передача части территории одного государства другому. В отношении международно-правового регулирования различаются определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется. Речь идет о правопреемстве государств в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, а также государственной территории, границ государства, членства в между



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: