РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Б.1.3.11.1. «История политических и правовых учений»
направления подготовки
46.03.02 «Документоведение и архивоведение»
Профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Квалификация – бакалавр
(для дисциплин, реализуемых в рамках профиля)
форма обучения – заочная
курс – 3
семестр – 6
зачетных единиц – 3
всего часов – 108
в том числе:
лекции – 6
коллоквиумы – 0
практические занятия – 8
лабораторные занятия – 0
самостоятельная работа – 94
зачет – 6 семестр
экзамен – нет
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«6» октября 2015 года, протокол № 3.
Зав. кафедрой _____________/ Г.В. Лобачева /
Рабочая программа утверждена на заседании
УМКС/УМКН
«__» ________ 2015 года, протокол № __
Председатель УМКС/УМКН _______/______________/
Саратов 2015
Цели и задачи дисциплины
Целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студентов целостного представления о содержании и сущности мировой политико-правовой мысли, ее изменений в связи с потребностями общества и государства, уяснение ее связи с современными проблемами права и государства.
Задачи:
1) на основе изучения источников и правовой литературы дать всесторонне представление о процессе становления и эволюции политико-правовых взглядов на развитие государства, политики, общества;
2) выработать навыки работы с правовыми и политическими документами и материалами;
3) развить компетентностные способности обучающихся;
4) способствовать выработке навыков по формулированию политических и правовых проблем;
5) развить способность к аргументированию политических и правовых постулатов.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «История политических и правовых учений» относится к дисциплинам по выбору в рамках направления 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» и изучается в течение 5 семестра.
Она находится в непосредственной логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими дисциплинами специальности, как «Конституционное право», «История правового государства», «Концепции всеобщей истории», «Источниковедение», «История культуры России».
История политических и правовых учений изучает возникновение и эволюцию политической и правовой теоретической мысли человечества. Ее предметом являются оформленные в доктрину (теоретическое учение) взгляды на государство, право, политику. По отношению к общетеоретическим юридическим наукам история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.
Для качественной реализации целей освоения дисциплины «История политических и правовых учений» необходимо опираться на прочные знания, полученные в рамках изучения таких общеобразовательных дисциплин, как история России, философия, социология, политология и другие гуманитарные предметы. Принципиальным является то обстоятельство, что предметом рассматриваемой дисциплины является не просто совокупность политических и правовых учений, а именно их история.
Принцип и метод историзма в данном случае проявляется в исследовании генезиса и эволюции той или иной теории, определении предшественников и последователей ее автора. История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе различных воззрений и позиций шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти.
По мере увеличения объема приобретенного человечеством опыта и знаний возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений.
Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Под компетенцией ОК–2 «Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции» понимается способность к интерпретации общества как целостной и развивающейся социально-политической системы, к интерпретации историчности человеческого бытия.
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов выпускников вуза
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень (уровень, обязательный для всех студентов-выпускников ВУЗа по завершении освоения ООП ВПО) | Знать:основные закономерности взаимодействия человека и общества. Уметь:выделять место человека в историческом процессе, политической организации общества. Владеть:знаниями об аксиологическом измерении истории. |
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню) | Знать:основных движущих сил и закономерностей исторического процесса; знание факторов исторического процесса (природный, экономический, социальный, политический, духовный) и их содержание. Уметь:различать многомерность исторического процесса и основные подходы к изучению истории: материалистический, идеалистический и др. Владеть:анализом многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии: способностью выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения и исторического процесса. |
Под компетенцией ОК - 11 «Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям» понимается способность студента понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества и бережного отношения к культурному наследию.
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов выпускников вуза
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень (уровень, обязательный для всех студентов-выпускников ВУЗа по завершении освоения ООП ВПО) | Знать:значение культуры как регулятора социального взаимодействия и поведения. Уметь:самостоятельно анализировать социально-политическую, научную литературу. Владеть:готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям. |
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню) | Знать:значение культуры как формы человеческого существования и собственного поведения. Уметь:выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения и исторического процесса. Владеть:технологией сотрудничества; технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний; способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам
и видам занятий
№ Мо- ду- ля | № Неде ли | № Те мы | Наименование темы | Часы/ Из них в интерактивной форме | ||||||
Всего | Лек-ции | Коллок- виумы | Лабора- торные | Прак-тичес-кие | СРС | |||||
6 семестр | ||||||||||
Предмет и методология истории политических и правовых учений. | ||||||||||
Политические и правовые учения в античном мире. | ||||||||||
Политико-правовые доктрины европейского Средневековья и Нового времени. | ||||||||||
Политико-правовые теории в России XVII–XX вв. | ||||||||||
Всего | ||||||||||
Содержание лекционного курса
№ темы | Всего часов | № лекции | Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции | Учебно-методическое обеспечение |
Вводная лекция. 1. Предмет истории политических и правовых учений. 2. Методологии истории политических и правовых учений. | 1–8. | |||
Политические и правовые учения в античном мире. 1. Понятие «античность». Периодизация античной истории. Греческий полис как форма государства. 2. Политико-правовые теории времени классики и эллинизма. 3. Особенности исторического развития Римского государства. 4. Учение Цицерона о государстве и праве. 5. Государственно-правовые теории римских мыслителей эпохи Империи. Августин. | 1–8. | |||
Политико-правовые доктрины европейского Средневековья и Нового времени. 1. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве. 2. Политика и мораль в трактате Н. Макиавелли «Государь». 3. Учение об абсолютной монархии и государственном суверенитете Ж. Бодена. 4. Теория научного социализма. 5. Политико-правовая идеология анархизма. 6. Политико-правовое учение Фридриха Ницше. | 1–8. |
Содержание коллоквиумов
Коллоквиумыне предусмотрены учебным планом