РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Б.1.3.11.1. «История политических и правовых учений»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Б.1.3.11.1. «История политических и правовых учений»

 

направления подготовки

46.03.02 «Документоведение и архивоведение»

Профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Квалификация – бакалавр

(для дисциплин, реализуемых в рамках профиля)

форма обучения – заочная

курс – 3

семестр – 6

зачетных единиц – 3

всего часов – 108

в том числе:

лекции – 6

коллоквиумы – 0

практические занятия – 8

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 94

зачет – 6 семестр

экзамен – нет

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

 

«6» октября 2015 года, протокол № 3.

 

Зав. кафедрой _____________/ Г.В. Лобачева /

 

Рабочая программа утверждена на заседании

УМКС/УМКН

«__» ________ 2015 года, протокол № __

 

Председатель УМКС/УМКН _______/______________/

 

Саратов 2015


 

Цели и задачи дисциплины

Целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студентов целостного представления о содержании и сущности мировой политико-правовой мысли, ее изменений в связи с потребностями общества и государства, уяснение ее связи с современными проблемами права и государства.

 

Задачи:

1) на основе изучения источников и правовой литературы дать всесторонне представление о процессе становления и эволюции политико-правовых взглядов на развитие государства, политики, общества;

2) выработать навыки работы с правовыми и политическими документами и материалами;

3) развить компетентностные способности обучающихся;

4) способствовать выработке навыков по формулированию политических и правовых проблем;

5) развить способность к аргументированию политических и правовых постулатов.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История политических и правовых учений» относится к дисциплинам по выбору в рамках направления 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» и изучается в течение 5 семестра.

Она находится в непосредственной логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими дисциплинами специальности, как «Конституционное право», «История правового государства», «Концепции всеобщей истории», «Источниковедение», «История культуры России».

История политических и правовых учений изучает возникновение и эволюцию политической и правовой теоретической мысли человечества. Ее предметом являются оформленные в доктрину (теоретическое учение) взгляды на государство, право, политику. По отношению к общетеоретическим юридическим наукам история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

Для качественной реализации целей освоения дисциплины «История политических и правовых учений» необходимо опираться на прочные знания, полученные в рамках изучения таких общеобразовательных дисциплин, как история России, философия, социология, политология и другие гуманитарные предметы. Принципиальным является то обстоятельство, что предметом рассматриваемой дисциплины является не просто совокупность политических и правовых учений, а именно их история.

Принцип и метод историзма в данном случае проявляется в исследовании генезиса и эволюции той или иной теории, определении предшественников и последователей ее автора. История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе различных воззрений и позиций шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти.

По мере увеличения объема приобретенного человечеством опыта и знаний возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений.

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Под компетенцией ОК–2 «Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции» понимается способность к интерпретации общества как целостной и развивающейся социально-политической системы, к интерпретации историчности человеческого бытия.

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов выпускников вуза

 

Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня
Пороговый уровень (уровень, обязательный для всех студентов-выпускников ВУЗа по завершении освоения ООП ВПО) Знать:основные закономерности взаимодействия человека и общества. Уметь:выделять место человека в историческом процессе, политической организации общества. Владеть:знаниями об аксиологическом измерении истории.
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)     Знать:основных движущих сил и закономерностей исторического процесса; знание факторов исторического процесса (природный, экономический, социальный, политический, духовный) и их содержание. Уметь:различать многомерность исторического процесса и основные подходы к изучению истории: материалистический, идеалистический и др. Владеть:анализом многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии: способностью выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения и исторического процесса.

 

 

Под компетенцией ОК - 11 «Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям» понимается способность студента понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества и бережного отношения к культурному наследию.

 

 

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов выпускников вуза

 

Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня
Пороговый уровень (уровень, обязательный для всех студентов-выпускников ВУЗа по завершении освоения ООП ВПО) Знать:значение культуры как регулятора социального взаимодействия и поведения. Уметь:самостоятельно анализировать социально-политическую, научную литературу. Владеть:готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям.
Повышенный уровень (по отношению к пороговому уровню)     Знать:значение культуры как формы человеческого существования и собственного поведения. Уметь:выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения и исторического процесса. Владеть:технологией сотрудничества; технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний; способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

 

 

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий

 

№ Мо- ду- ля № Неде ли № Те мы   Наименование темы   Часы/ Из них в интерактивной форме  
          Всего Лек-ции Коллок- виумы Лабора- торные Прак-тичес-кие   СРС
                   
6 семестр
      Предмет и методология истории политических и правовых учений.            
      Политические и правовые учения в античном мире.            
      Политико-правовые доктрины европейского Средневековья и Нового времени.            
      Политико-правовые теории в России XVII–XX вв.            
Всего            
                     

Содержание лекционного курса

№ темы Всего часов № лекции Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции Учебно-методическое обеспечение
         
      Вводная лекция. 1. Предмет истории политических и правовых учений. 2. Методологии истории политических и правовых учений. 1–8.
      Политические и правовые учения в античном мире. 1. Понятие «античность». Периодизация античной истории. Греческий полис как форма государства. 2. Политико-правовые теории времени классики и эллинизма. 3. Особенности исторического развития Римского государства. 4. Учение Цицерона о государстве и праве. 5. Государственно-правовые теории римских мыслителей эпохи Империи. Августин.     1–8.  
      Политико-правовые доктрины европейского Средневековья и Нового времени. 1. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве.   2. Политика и мораль в трактате Н. Макиавелли «Государь». 3. Учение об абсолютной монархии и государственном суверенитете Ж. Бодена. 4. Теория научного социализма. 5. Политико-правовая идеология анархизма. 6. Политико-правовое учение Фридриха Ницше. 1–8.

Содержание коллоквиумов

Коллоквиумыне предусмотрены учебным планом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: