Почему человек ощущает боязнь?




Жизнь без страха

Шри Ауробиндо

 

От редакции

В этой книге опубликованы выдержки из работ великого индийского философа, поэта, йогина - Шри Ауробиндо Гхоша - и его соратницы, последо­вателя - Мирры Альфасса, широко известной как Мать.

Глубочайшие исследования подвигли Шри Ауро­биндо к написанию многочисленных трудов, каждый из которых представляет собой квинтэссенцию зна­ний, являющихся достоянием человечества. Мать, вложившая в понимание этих трудов и их развитие силу божественной Природы, оставила нам свои ра­боты, разъясняющие смысл выраженного Шри Ау­робиндо в книгах, а также невыраженного им, но из­вестного ей из ее богатого личного духовного опыта. Опубликованы также ее беседы с учениками и отве­ты на вопросы, приходившие к ней со всего света.

Мы надеемся, что наша книга вдохновит читателя на поиск более подробного знания, и он обратит внимание на полное собрание работ Шри Ауробиндо и Матери, которое даст ему более совершенное по­нимание и осознание тайны своего бытия.

В этой публикации приведены выдержки из ра­бот, рассказывающие нам о страхе - причинах его возникновения и методах исцеление от него.

Книга состоит из девятнадцати разделов, в каж­дом из которых содержатся высказывания как Шри Ауробиндо, так и Матери; ссылка на автора конкрет­ного текста приводится перед цитированием.

В квадратных скобках приводятся слова редакто­ра, поясняющие смысл сказанного.

В том случае, когда на вопрос ученика приводит­ся ответ, для удобства восприятия текста сам вопрос выделяется полужирным шрифтом.

В этой публикации все санскритские слова, за ис­ключением имен собственных, выделяются курси­вом.

 

Вместо эпиграфа

Однажды утром смерть вошла в город, и часовой спросил ее: «Что ты собираешься здесь делать?» «Я собираюсь забрать с собой сто человек», - ответила смерть.

Часовой воскликнул: «Это ужасно».

«Такова жизнь и такова моя работа», - сказала смерть.

Часовой поспешил предупредить каждого, кого смог встретить в городе, о планах смерти.

Тем не ме­нее в этот день умерло тысяча человек.

Наступил вечер, смерть возвратилась назад, и часовой спросил ее: «Ты же сказала мне, что собираешься забрать только сто человек. Почему же умерла целая тысяча?»

Смерть ответила: «Я держу свое слово. Я взяла с 1 лишь только сотню. Страх и тревога взяли ос­тальных!»

 

Краткое определение страха

Шри Ауробиндо

Страх и боязнь являются извращенными форма­ми воли. Все, что тебя пугает и над чем ты задумыва­ешься, что постоянно проникает в твою голову и привлекает внимание, помогает тебе понять причи­ну, вызывающую эту боязнь. Ибо даже если твоя воля выше внешней стороны явления и противостоит это­му, твой ум находится все еще внизу вместе с жела­нием, а подсознательный ум могущественнее, шире, лучше приспособлен для своего осуществления, чем пробуждающаяся сила и интеллект. Но дух сильнее, чем воля и ум вместе взятые; от страха и упования найди прибежище в грандиозном покое и беспечно­сти господства духа.

 

***

 

Шри Ауробиндо

Когда члены твои с радостью проявят любовь к депрессии и слабости, подумай таким образом: «Я — Арес и Дионис, и Аполлон; я есть Агни [1] чистый и непобедимый; я есть Сурья [2] — вечно и могущест­венно сияющий».

 

Страх — творение витального плана

Шри Ауробиндо

В высшей Природе нет страха. Страх есть творение витального плана, инстинкт невежества, чувство опасности с неистовой витальной реакцией, которое обычно препятствует пониманию всех вещей или за­мешает и искажает его. Его можно было бы считать почти что изобретением враждебных сил.

 

***

Шри Ауробиндо

Да, страх создает мнимый ужас: даже если есть ре­альная опасность, страх не поможет. Он скрывает понимание, уводит ум от действительности и пре­пятствует видению того, что на самом деле происхо­дит.

 

***

Мать

Да, дитя мое, страх - прелестнейший дар этих [витальных] существ, данный миру. Это их первый подарок и самый мощный. Именно через страх они овладевают человеческими существами. Прежде все­го, они пробуждают страх; страх ослабляет вас, а за­тем шаг за шагом вы оказываетесь в их власти. И это может быть даже страх без причины; это — своего рода страх, который поражает вас, вы даже не знаете, почему; что-то заставляет вас дрожать, вызывает тре­вогу. Вы не понимаете, почему — нет никакой види­мой причины. Все это — действие этих витальных существ.

 

***

 

Мать

Страх есть рабство, действие — это свобода, му­жество — победа.

 

Страх — феномен бессознательного

Мать

Страх есть феномен бессознательного. Он — сво­его рода страдание, происходящее из невежества. Человек не знает природу определенных феноменов, не знает результата их действия, того, что произойдет, не знает последствий этих действий, он не знает так много; и это незнание приносит страх. Возьмите, к примеру, ребенка, если его привели к кому-нибудь, кого он не знает (я не говорю в данном случае о ре­йке с пробудившимся внутренним сознанием, я имею в виду обычного ребенка), — если его привели к кому-нибудь, кого он не знает, его первым движением

всегда будет испуг. Только очень редко дети бы­вают храбрыми — и у них совсем другое сознание.

Может также быть смесь дурных предчувствий, своего рода инстинктивное восприятие, когда чело-зек инстинктивно ощущает что-то опасное, и у него нет средств, чтобы защититься от этого, когда он не знает, что нужно сделать, чтобы защитить себя от этого. В этом случае он пугается. Есть, я уверена, бесчисленное количество причин страха. Но в каж­дом случае это импульс подсознательного.

Тот, кто знает, не испытывает страха. Тот, кто пол­ностью пробудился, кто полностью сознателен, кто понимает, — не испытывает страха. Пугает всегда то-то темное...

Если человек достигает успеха и привносит со­знание, знание, силу, свет в понимание складыва­ющейся ситуации, то когда приходит страх, он мо­жет излечиться от него полностью. Христианская ре­лигия, конечно же, говорит, что страх проистекает из-за того, что Ева съела яблоко в райском саду — после этого пришло знание страха, и на земле всегда именно страх управляет всей жизнью, всеми челове­ческими существами. И здесь опять я повторю мой аргумент — у животных также есть страх, но у них нет того самого греха, они не ели яблок. Почему же тогда у них есть страх?! Именно половинчатое со­знание, смешанное со своего рода невежественным инстинктом, охватывается страхом и в то же самое время не знает средств против него. Конечно же, в действительности именно враждебные существа, су­щества из витальных миров, которые борются про­тив божественной Работы, интенсивно используют страх. Именно из-за этого они имеют сильнейшее влияние на человечество. Кроме того, они не одни — помимо них подобные средства используют полити­ки и религиозные деятели. Существуют религии, которые обретают силу через боязнь верующих, про­стую боязнь смерти и того, что произойдет после нее, всех тех несчастий, что ожидают их после смер­ти, если они не повинуются слепо законам, диктуемым им священнослужителями.

Страх может также прийти из-за антипатии, то есть из-за недостатка симпатии к чему-нибудь. Некоторые люди больше всего боятся огня, для других характерна боязнь воды, специфическая особен­ность третьих — боязнь животных и так далее. Страх приходит из-за дисгармонии витальных вибраций. Затем он передается в телесное подсознание. Наше тело — ужасно несознательно. Как много следует по­трудиться, чтобы дать ему хотя бы чуть-чуть созна­ния! Оно живет автоматически, по привычке. Оно ужасно несознательно,

 

***

В чем причина антипатии, которую человек ин­стинктивно испытывает к определенным видам живот­ных, таким, например, как змеи и скорпионы?

 

Мать

Нет никакой крайней необходимости в том, что­бы ощущать эту или какую-либо другую антипатию. Не иметь никакой антипатии совсем — одно из фун­даментальных достижений Йоги.

Антипатия, о которой вы говорите, проистекает от страха; если бы страха не было, ее бы не существо­вало. Этот страх не имеет под собой причины, он ин­стинктивен; он характерен не для индивида, но для конкретного народа; он является общим обстоятель­ством и принадлежит сознанию человечества в це­лом. Когда некто надевает на себя человеческое тело, он принимает вместе с ним множество всех его общих обстоятельств, расовых идей, расовых восприя­тий человечества, ассоциаций, симпатий, антипа­тий, страхов.

Но с другой точки зрения есть нечто очень личное в природе симпатии и антипатии, ибо эти побужде­ния не являются теми же самыми для каждого из нас, но главным образом зависят от качества вибрации витального существа в различных людях. Есть люди, которые не только не ощущают какой-либо антипа­тии к таким творениям, как змеи, но даже любят их, питают к ним витальную симпатию и предпочитают их.

Этот мир полон вещей не только приятных и кра­сивых, но нет никакой причины человеку жить с по­стоянным чувством антипатии к чему-то конкретно­му. Все чувства отвращения, дрожи и страха, что бес­покоят и ослабляют человеческий ум, могут быть преодолены. Йогины [3] просто должны преодолеть эти реакции, ибо почти каждый первый шаг в Йоге зави­сит от этого; вы должны сохранять совершенное рав­новесие в присутствии всех существ и предметов и всего, что случается. Вы всегда должны оставаться в спокойствии, незатронутыми и непоколебимыми. Сила йогина покоится на этом. Полное спокойствие и равновесие обезоружит даже опасных и свирепых животных, что противостоят вам.

Антипатия есть движение невежества. Оно суть инстинктивное телодвижение самозащиты. Но то, что лучше всего защитит вас от опасности, есть не беспричинная отрицательная реакция, но знание, знание природы опасности и сознательное примене­ние средств, что удалят ее от вас или сведут к нулю. Невежество, из которого возникают движения стра­ха, является главной человеческой особенностью, но оно может быть побеждено. Ибо мы не связаны гру­бой человеческой природой, из которой происходит внешнее существо и которая окружает всех нас.

Невежество исчезает под действием растущего сознания. Все, что вам необходимо, так это осозна­ние и всегда как можно больше осознания, осозна­ния чистоты, простоты и света. В свете этого совер­шенного сознания все представляется таким, как оно есть на самом деле, а не таким, как кажется. Это сознание подобно экрану, точно записывающему все так, как оно происходит. Вы видите на этом экране, что это - свет, а то — тьма, это — прямое, а то — кри­вое. Ваше сознание становится экраном или зерка­лом. Но это только тогда, когда вы находитесь в состоянии созерцания, медитации, простого наблюде­ния. Когда вы активны, вы как прожектор. Вам необходимо лишь включить его, если вы хотите ясно увидеть и проницательно осмотреть что-нибудь в любом месте.

Для того чтобы достичь этого совершенного сознания, необходимо взрастить ваше действующее сознание, оставив позади его привычные нынешние рассуждения и ограничения, воспитать его, открыть его Божественному Свету и предоставить возмож­ность Божественному Свету работать в нем свободно и во всей полноте. Но Свет может работать беспре­пятственно и во всей полноте только когда вы изба­витесь от всех своих страхов и страстных желаний, когда у вас не будет ментальных предубеждений, ви­тальных предпочтений, физических опасений и при­вязанностей, запутывающих и связывающих вас.

 

***

 

Мать

Тот, кто знает, не имеет страха.

 

Почему человек ощущает боязнь

Почему человек ощущает боязнь?

 

Мать

Полагаю, потому, что он эгоистичен.

Существуют три причины страха. Первая — чрез­мерное беспокойство о собственной безопасности. Другая состоит в том, что он не знает то нечто, все­гда воспринимаемое им как тревожное ощущение, которое транслируется в сознание страхом. И последняя причина — у человека нет спонтанной привычки доверять Божественному. Если вы взглянете на все эти обстоятельства достаточно глубоко, в этом и состоит истинная причина. Есть люди, которые даже и не знают, что Оно существует, и им можно сказать другими словами: «У вас нет веры в вашу судьбу». Или: «Вы ничего не знаете о Божественной милости». Вы можете сказать так или этак, не важ­но, корень всего — отсутствие доверия. Если бы у человека было чувство, что при любых обстоятельст­вах, что бы ни случилось, все хорошо, то он не боялся бы.

Первое движение страха приходит автоматиче­ски. Один великий ученый, который был также ве­ликим психологом (я не помню его имени), уже раз­вил в достаточной степени свое внутреннее сознание захотел его проверить. Для этого он предпринял следующий эксперимент. Он хотел знать, можно ли посредством сознания управлять реакциями тела (вероятно, он еще не продвинулся достаточно далеко в этих своих возможностях, и ему их необходимо бы­ло проверить; во всяком случае, пока еще это было для него невозможно). Так вот, он пошел в зоологи­ческий сад к клеткам, где содержатся змеи. Клетки были стеклянными. В одной из них была особенно агрессивная кобра. Когда она не спала, она почти всегда была как фурия, потому что через стекло мог­ла видеть людей, которые ее ужасно раздражали. Наш ученый подошел и встал напротив клетки. Он очень хорошо знал, что все было сделано так, чтобы змея не могла разбить стекло никогда, и у него нет риска быть укушенным. И вот с этого своего места он стал раздражать кобру своими криками и жеста­ми. Змея, взбешенная, стала бросаться на стекло. И каждый раз, когда она это делала, ученый закрывал свои глаза! Наш психолог сказал сам себе: «Как же так, я знаю, что эта кобра не может пробить стекло, но почему же тогда я закрываю глаза?» Понятно те­перь, каждый должен осознать — очень трудно спра­виться с реакцией. В этом и состоит смысл защиты, и если человек чувствует, что не может защитить себя, он пугается. Но движение испуга, которое выражает­ся закрывающимися от волнения глазами, не являет­ся ментальным или витальным страхом. Этот страх заключен в клетках тела. Поскольку им еще не вну­шили, что опасности нет, они не знают, как защититься. Вы видите, это происходит потому, что чело­век еще не осуществляет свою Йогу [4]. В Йоге каждый может наблюдать за происходящим с открытыми глазами, нет необходимости их закрывать. Но человек может не закрывать их, потому что он чувствует потребность в чем-то еще, и это «что-то еще» — чув­ство Божественного Присутствия в себе, которое сильнее всего остального. Это — то единственное, что может исцелить вас от вашего собственного стра­ха.

 

***

 

Мать

Спокойствие в бурю, невозмутимость в борьбе, наслаждение в преданности Божественному, про­дленная Вера — и вы осознаете Властителя постоянного присутствия.

 

Ментальный, витальный и физический страх

В чем разница между ментальным, витальным и фи­зическим страхом?

 

Мать

Если вы осознаете движения вашего ума, движе­ния вашего витала и движения вашего физического, вы узнаете это.

Ментальный страх распознать очень просто — это мысли. Вы начинаете думать, например, что можете заболеть какой-то болезнью, поскольку эта болезнь очень заразная и вы можете ее легко подхватить, и ес­ли вы ее подхватите, то свершится ужасное событие, и что же должно быть сделано, чтобы не заразиться ею... Итак, ваш ум начал вибрировать, дрожать: «Что же случится со мной завтра?» И так далее.

Витальный страх вы ощущаете. Вы воспринимае­те его в своих ощущениях. Вы что-то вдруг ощутили как очень горячее или очень холодное, и сразу по­крываетесь испариной от всего такого подобного неприятного, что происходит с вами. А затем вы ощущаете свое громко бьющееся сердце, и вдруг вас начинает трясти в лихорадке; потом в вашем теле ос­танавливается кровообращение и вам становится хо­лодно.

Теперь о физическом страхе... Когда у вас уже больше нет двух других видов страха, вы начинаете осознавать физический страх. Вообще-то говоря, те двадругих страха являются значительно более сознательными. Они скрывают от вас физический страх. Но когда у вас уже больше нет какого-либо ментальногоили витального страха, именно тогда вы начинаете осознавать физический страх. Именно тогда некиемелкие вибрации входят в ваши клетки, и их

от этого начинает трясти. Но клетки — это не сердце, бьющееся очень сильно. Все происходит именно в самихклетках. Они вибрируют прямо-таки легкой мелкойдрожью. И очень трудно управлять этим процессом. Тем не менее, им необходимо управлять.

 


Исцеление от страха — пути исцеления

Когда человек ощущает испуг, что он должен де­лать?

Мать

 

Это зависит от того, что вы собой представляете. Существует много путей исцеления от страха.

Если у вас есть хоть какая-то связь с вашим пси­хическим существом, вы должны немедленно воз­звать к нему, и свет психического существа приведет все в порядок. Это наиболее сильный способ.

Если у человека нет этой связи с психическим су­ществом, он все равно остается разумным сущест­вом. То есть, когда он обладает свободным течением размышляющего ума, то может использовать его для рассуждения, обращаясь к себе самому, как будто к ребенку, объясняя, что страх плох сам по себе, даже если опасность присутствует, ибо встречать опас­ность со страхом крайне глупо. Если даже действи­тельно существует реальная опасность, у вас есть шанс преодолеть ее силой мужества. Если в вас все­лилось хоть немного страха, вы погибли.

Вот с таким видом рассуждения, сумев переубе­дить в себе то, что начинает пугаться, вы должны ос­тановить боязнь.

Если у вас есть вера и если вы посвятили себя Бо­жественному, то есть очень простой путь, когда вы говорите себе: «Да сбудется воля Твоя. Ничто не может испугать меня, потому что это Ты ведешь меня по жизни. Я принадлежу Тебе, и Ты руководишь мною». Это действует немедленно. Из всех средств это— наиболее эффективное. В действительности так оно и есть. Таким образом, для этого человек должен воистину посвятить себя Божественному. Если это так, все происходит немедленно. Всякий страх исчезает мгновенно, словно сон. И существо, плохо влияющее на вас, пугающее вас, также исчезает, как сон, вместе со страхом. Вы видите его убегающим на полной скорости — фррр! Вуаля.

В настоящее время есть люди, обладающие мощ­ной витальной силой внутри себя. Они — борцы, которые немедленно поднимают свою голову, когда видят опасность, и говорят: «О! Враг здесь, мы разда­ло». Но для этого человек должен иметь знание очень большую витальную силу. Он должен быть витальным гигантом. Такое случается не с каждым.

Итак, есть много различных путей избавления от страха. Все они хороши, если вы знаете, как использовать то из них, которое больше всего подходит вашей собственной природе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: