***
Мать
Реальной болезнью является страх. Изгони страх и болезнь пройдет. Моя помощь — с тобой.
***
У меня есть вырезка, рассказывающая о том, что протеин и пища, содержащая много крахмала, усиливают экзему. Так ли это?
Мать
В эффекте воздействия пищи на тело девяносто процентов принадлежит силе мысли. Если вы будете с полным доверием следовать лечению, предписываемому доктором X, он вас вылечит.
***
Мать
Что касается рака, то первым делом вы должны изгнать из себя страх к нему.
***
Мать
Страх есть скрытое согласие. Когда вы чего-нибудь боитесь, это означает, что вы допускаете такую возможность и поддерживаете ее. Можно сказать, что это является подсознательным согласием.
***
Мать
Вы не должны ничего страшиться. Больше всего беспокойств приходит из-за страхов. В действительности девяносто процентов болезней являются результатом подсознательного страха тела. В обычном сознании тела есть более или менее скрытая тревога по поводу последствий малейших физических расстройств. Ее можно так перевести при помощи слов сомнения за свое будущее: «И что же случится со мной после этого?» Это — та самая тревога, которую необходимо проверить. В действительности эта тревога есть полное отсутствие доверия Божественной Милости, безошибочный признак того, что посвящение себя Божественному еще не достаточно и не совершенно.
В качестве практического средства преодоления этого подсознательного страха более просвещенные части вашего существа должны каждый раз, когда какая-то разновидность страха выходит на поверхность, убеждать тело в необходимости доверия Божественной Милости, в полной уверенности, что эта Милость всегда действует самым наилучшим способом, как в нашем существе, так и в во всем остальном, убеждать в твердой решимости подчинения полностью и без остатка Божественной Воле.
Тело должно знать и быть уверенным, что его суть — божественна и что если нет никаких препятствий, которые стоят на пути божественных действий, то и ничто не может нанести ущерб нам. Этот процесс убеждения должен повторяться до тех пор, пока возврат страха прекратится. И тогда, даже когда болезнь добивается цели в своем проявлении, ее сила будет значительно снижена, а продолжительность весьма уменьшена, и в конце концов она определенно будет побеждена.
Ночные кошмары и витальный мир
Мать
Витальные существа живут в супрафизическом мире, где человеческие существа, если у них появляется шанс туда войти, ощущают себя в полном недоумении, беспомощными и беззащитными. Человеческие существа пребывают дома и в безопасности в материальном теле. Тело есть их защита. Существуют люди, которые относятся с полным презрением к своему телу и думают, что все с ними будет значительно лучше и легче после смерти. Но в действительности тело является вашей крепостью и вашим прибежищем. Пока вы пребываете в нем, силы враждебных миров натыкаются на сложности в получении прямого влияния на вас.
Что же такое ночные кошмары? Это — ваши вылазки в витальный мир. И что, прежде всего, вы пытаетесь сделать, когда оказываетесь во власти ночного кошмара? Вы устремляетесь обратно в свое тело и вытряхиваете себя в ваше нормальное физическое сознание. Но в мире витальных сил вы — странник. Этот мир есть неисследованное море, в котором вы плывете без компаса и руля.
***
Мать
Во сне... вы должны помнить, что находитесь в пространстве и времени витального мира, и не пытаться действовать, как если бы вы были в физическом мире. Если у вас есть необходимые знания состояний в этом мире, вы можете взаимодействовать значительно более эффективно с теми витальными существами, которые терроризируют вас и выдают вам такие неприятные кошмары. Одной из характерных особенностей действия этих существ в витальном мире и времени является их способность принимать по своей воле бесчисленные формы и создавать вибрации страха в вас, которые являются их наиболее могущественным средством вторжения в вас и завоевания вас. Вы должны в уме выдержать силу их ужасающих иллюзий и отбросить всякий страх. Если, однажды встретившись с ними лицом к лицу смело и непоколебимо, вы посмотрите им прямо в глаза, они потеряют три четверти своей силы. И если вы призовете меня на помощь, то и последняя четверть их силы уйдет прочь, и они пустятся наутек или растворятся. Один мой друг, который пользовался выходом в свое витальное тело, однажды пожаловался мне, что он всегда сталкивается с гигантским тигром, который делает его ночи весьма несчастными. Я посоветовала ему отбросить все страхи и идти прямо на чудовище, пристально глядя ему в лицо, призывая, конечно, если это необходимо, помощь. Он сделал так, и вот тигр вдpyг сократился до размеров маленького котенка!
У вас нет и представления о том, что, когда вы пристально и без страха смотрите витальному существу прямо в глаза, это производит почти магическое воздействие. Даже на земле, если вы будете действовать точно так же со всеми теми инкарнациями витальных сил, которые мы обычно называем животными, вы убедитесь в легком превосходстве над ними. Физический тигр будет так же сторониться вас, если вы без всякой малейшей дрожи посмотрите ему прямо в глаза. Змея никогда не будет в состоянии укусить вас, если вы сумеете приковать ее пристальный взгляд к вашему без чувства даже малейшего ужаса. Но вам не поможет, если вы будете смотреть в глаза и трястись в коленях. В вас не должно быть никого волнения, вы должны быть спокойным и собранным, когда вы перехватываете ее пристальный взгляд, ибо она раскачивает своей головой для того, чтобы загипнотизировать вас в презренном страхе, животные осознают свет в глазах человека, который они не в состоянии перенести, если он надлежащим образом направлен на них. Взгляд человека несет ситу, которая уничтожает их и снабжает носителя этого взгляда непоколебимостью и отсутствием страха.
Итак, суммируя сказанное, помните два условия: никогда, никогда ничего не бойтесь и при любых обстоятельствах призывайте правильную помощь, которая сделает вашу силу в сто раз сильнее.
Страх при обучении
Мать
Вы не должны позволять какому-либо страху становиться между вами и вашим ребенком. Страх — пагубное средство обучения: он неизменно порождает обман и ложь. Только умеющая различать любовь, твердая, но нежная, и соответствующее практическое знание создают прочные узы доверия, которые незаменимы для вас, если вы хотите быть в состоянии эффективно обучать своего ребенка.
***
Мать
Ребенка необходимо также с ранних лет научить наслаждаться чистотой и относиться с детства с уважением к правилами гигиены, но нужно соблюдать великую осторожность, чтобы не привить ему страх к болезням. Страх — самый наихудший инструмент обучения и вернейший способ притягивания того, чего боишься.
***
Мать
Долг ребенка перестать быть капризным состоит в том, чтобы он научился стыдиться своих капризов, а не в том, чтобы он боялся наказания за них.
В первом случае он действительно делает прогресс.
Во втором случае он опускается на одну ступень вниз в человеческом сознании, ибо страх — это деградация сознания.
Но это только первый его шаг. Когда-нибудь он продвинется настолько далеко, что сможет научиться радости быть послушным.
Страх смерти. Четыре способа борьбы с ним
Мать
Вообще-то говоря, страх является, вероятно, самым величайшим препятствием на пути человеческого прогресса, страх многосторонний, многообразный, сам себе противоречивый, нелогичный, неразумный и зачастую беспричинный. Из всех страхов самым тонким и самым цепким является страх смерти. Он глубоко укоренен в подсознании, и его нелегко оттуда выдворить. Совершенно очевидно, страх состоит из нескольких переплетенных вместе элементов: из духа консерватизма и заботы о самосохранении, для того чтобы гарантировать непрерывность существования сознания, из отступления перед неизвестным, из беспокойства, вызванного неожиданным и непредсказуемым концом, и, вероятно, за всем этим стоит, скрытый в глубине клеток, инстинкт смерти, которая неизбежна и которая, если осуществляются некоторые определенные обстоятельства, может быть побеждена; хотя, на самом деле, страх, сам по себе, слишком сильное препятствие, чтобы его победить. Ибо человек не может победить то, чего он боится, и тот, кто боится смерти, уже побежден ею.
Как же преодолеть этот страх? Для этой цели можно использовать несколько способов. Но, прежде всего, необходимо сделать несколько основополагающих замечаний, которые помогут нам в нашей попытке. Самое первое и самое важное — необходимо знать, что жизнь — едина и бессмертна. Только формы ее бесчисленны, скоротечны и ломки. Это знание должно быть надежно и перманентно установлено в уме, и человек должен, насколько это возможно, идентифицировать свое сознание с вечной жизнью, которая не зависит от какой-либо конкретной формы, но проявляется во всех формах. Все это дает необходимую психологическую базу, с которой можно противостоять проблеме, ибо проблема остается. Даже если внутреннее существо достаточно просвещено, чтобы стоять над смертью, страх еще остается скрытым в клетках тела, смутным, спонтанным, за пределами достижения рассудком, обычно почти неосознанным. Именно эти темные глубины человек должен раскрыть, охватить и именно в них должен вбросить свет знания и уверенность.
Таким образом, жизнь не умирает, лишь форма ее разрушается, и именно этого разрушения так благоговейно боится физическое сознание. Однако форма постоянно изменяется, и, в сущности, нет ничего, что может препятствовать этому изменению быть поступательным, прогрессирующим. Только это прогрессивное изменение может сделать смерть больше не неизбежной, но этого очень трудно достичь, и требуются условия, которые только очень немногие люди могут осуществить. Таким образом, способ, которому нужно следовать, чтобы достичь преодоления страха смерти, будет отличаться в соответствии с природой данного конкретного случая и состоянием данного конкретного сознания. Все эти способы можно классифицировать по четырем главным направлениям, и каждое из этих направлений включает в себя огромное число разновидностей. В действительности каждый человек должен развивать свою собственную систему.
Первый способ — апеллировать к разуму. Каждый может сказать, что при нынешнем состоянии мира смерть неизбежна; тело, принявшее рождение, обязательно умрет в тот или иной день, и почти в каждом случае смерть придет, когда она должна сделать это. Никто не может ни ускорить ее приход, ни отсрочить. Кому-то, кто страстно желает смерти, приходится ждать очень и очень долго, чтобы достичь ее, а кого-то, кто страшится ее, она может неожиданно поразить, несмотря на все меры предосторожности, предпринятые им. Таким образом, час смерти кажется неумолимо установленным каждому, за исключением очень небольшого числа тех, кто обладает силами, которыми человеческая раса в целом не распоряжается. Разум учит нас, что абсурдно бояться того, чего невозможно избежать. Единственное, что необходимо сделать, так это согласиться с мыслью о смерти, и день за днем, час за часом спокойно осуществлять свое дело самым наилучшим образом, совершенно не беспокоясь о том, что может случиться. Такой ход развития — самый эффективный, когда он используется интеллектуалами, которые приучены действовать в соответствии с законами разума. Но он будет менее успешен для людей эмоциональных, которые живут своими ощущениями и позволяют себе руководствоваться именно ими. Без сомнения, эти люди должны обратиться за помощью ко второму способу, способу внутреннего поиска. Позади всех эмоций, в спокойной и неподвижной глубине нашего существа, постоянно присутствует легкое сияние, свет психического сознания. Идите в поисках этого света, концентрируйтесь на нем. Он внутри вас. Будьте уверены, с настойчивой волей вы найдете его, и как только вы войдете в него, вы осознаете смысл бессмертия. Вы уже всегда жили, вы всегда будете жить. Вы станете полностью независимым от вашего тела; ваше сознательное существование не зависит от него; и ваше тело это всего лишь одна из преходящих форм, в которой вы сейчас проявлены. Смерть больше не является прекращением, но только переходом. Всякий страх немедленно исчезает, и вы идете по жизни со спокойной уверенностью свободного человека.
Третий способ — для того, кто имеет веру в Бога, его Бога, и кто уже отдал себя Ему. Он целиком принадлежит Ему; все события его жизни есть выражение Божественной Воли, и он принимает их не просто со спокойным смирением, но с благодарностью, ибо он убежден, что бы ни случилось с ним, это всегда только для его собственной пользы. У него есть мистическая вера в его Бога и свои личные взаимоотношения с Ним. Он уже целиком и полностью передал свою волю Ему и чувствует Его неизменную любовь и защиту, а также совершенную независимость от каких-либо случайных обстоятельств жизни и смерти. У него есть постоянный опыт пребывания у ног своего Возлюбленного в абсолютной и сокровенной преданности Ему или в Его руках, наслаждаясь совершенной защитой. У него уже больше нет места в сознании для страха, какого-либо ужаса или мучения. Все это давно было замещено спокойствием и блаженной радостью.
Но не всем предоставляется счастливый случай быть мистиком.
И в завершение, есть люди, которые рождены воинами. Они не могут принять жизнь в том виде, в котором она есть. Они чувствуют пульсацию внутри себя — их право на бессмертие, неделимое и земное бессмертие. Они обладают своего рода интуитивным знанием, что смерть есть не что иное, как дурная привычка; кажется, что они рождены с решимостью победить ее. Но это покорение, завоевание смерти влечет за собой отчаянное и безрассудное сражение против армии свирепых и тонких противников, сражение, когда воевать приходится постоянно, почти каждую минуту. Только тому, кто обладает неукротимым духом, следует пытаться идти этим путем. Сражение идет сразу по многим фронтам, оно осуществляется на нескольких планах, которые переплетены между собой и дополняют друг друга.
Первое сражение, которое нужно выиграть, уже труднопреодолимо — это ментальное сражение против нашего общего внушения, являющегося массовым, неодолимым, неотразимым, внушения, основанного на тысячелетнем опыте, на законе Природы, который, кажется, еще не имел никаких исключений. Этот закон претворяет себя в жизнь через упорное утверждение: так было всегда, и не может быть по-другому; смерть — неизбежна, и сумасшествие — надеяться, что будет как-нибудь по-другому. Отношение к этому закону — единодушное, и до сих пор даже наиболее продвинутые ученые с трудом отваживаются озвучить не соответствующие официальному мнению заявления, озвучить надежду на будущее. Что касается религий, большая часть из них основывает свою власть, свое властное действие на факте смерти, и они заявляют, что Бог хотел, чтобы человек был смертным, так как он создал его смертным. Многие из этих религий преподносят саму смерть как избавление, освобождение, иногда даже как награду. Их предписание состоит в том, чтобы люди подчинились воле Всевышнего, приняли без всяких протестов саму мысль о смерти — и если они сделают так, то обретут мир и счастье. Вместо всего этого ум должен остаться непоколебимым в своих убеждениях и поддержать непреклонную волю. Для того, кто решился победить смерть, всякие религиозные внушения не имеют никакой силы, и они не могут подавить их уверенность, которая базируется на абсолютном откровении.
Второе сражение это сражение чувств, борьба против привязанностей ко всему, что человек создает, ко всему, что он любит. Усердным трудом, иногда стоящим неимоверных усилий, вы построили дом, достигли определенного положения в обществе, сделали карьеру научную, артистическую, литераторскую, социальную или политическую, вы уже сформировали свое окружение, где в центре находитесь именно вы, и вы зависите от этого окружения настолько, насколько, по крайней мере, это окружение зависит от вас. Вас окружает группа людей, родственников, друзей, помощников, и когда вы думаете о своей жизни, они все занимают в ней почти такое же большое место, как вы сами, такое же большое, что, если бы вдруг они все были удалены из нее, вы ощутили бы потерю, как если бы очень важная часть вашего существа вдруг исчезла.
Вопрос не в том, чтобы отказаться от всех этих вещей, поскольку они уже сделались (по крайней мере, большая их часть) целью и стремлением вашего существования. Вы должны отказаться от всех привязанностей к этому настолько, чтобы быть способным почувствовать себя в состоянии жить без всего этого или, скорее всего, быть готовым, если они оставят вас, восстановить новую жизнь для самого себя в новых обстоятельствах и сделать это независимо, ибо таков результат бессмертия. Такое состояние можно определить следующим образом: быть способным организовать и вынести все с наивысшей ответственностью и вниманием, и к тому же оставаться еще свободным от всех желаний и привязанностей, ибо, если вы хотите освобождения от смерти, вы не должны быть связаны с тем, что погибает.
После чувств приходит пора восприятий. Здесь борьба безжалостна и противники также труднопреодолимы. Они в состоянии почувствовать малейшую слабость и нападают там, где вы беззащитны. Победы, одержанные вами, мимолетны, и те же самые сражения повторяются снова и снова, независимо от предыдущих. Враг, которого, как вы думаете, уже победили, восстает опять и опять нападает на вас. У вас должен быть строгий характер, неутомимая выносливость, чтобы быть в состоянии выдерживать каждое поражение, каждый отпор, каждое несогласие, каждое противодействие и колоссальную усталость от постоянного и ежедневного пребывания в противоборстве с земными событиями.
И теперь мы подходим к самому ужасному сражению из всех — к сражению в физическом теле, ибо оно происходит без передышки и каких-либо видимых признаков. Оно начинается с рождения и заканчивается только поражением одной из воюющих сторон — силы преображения или силы разрушения. Я говорю — начинается с рождения, ибо действительно оба движения находятся в состоянии войны с того самого момента, когда человек приходит в этот мир, хотя война становится сознательной и освободительной только много позднее. Каждое легкое недомогание, каждая болезнь, каждое отклонение в развитии, каждый несчастный случай являются результатом действия сил разрушения, так же как рост, гармоничное развитие, сопротивление болезни, выход из болезненного состояния, возврат к нормальному функционированию, любое позитивное улучшение происходят благодаря действию силы преображения. Впоследствии, с развитием сознания, когда борьба становится освободительной, она превращается в изнурительное состязание между двумя противостоящими и соперничающими движениями, в состязание, увидеть которое человек впервые сможет только когда достигнет цели состязания — преображения или смерти. А это означает непрекращающееся усилие, постоянную концентрацию, призывающую силу восстановления сойти вниз и увеличить восприимчивость клеток к этой силе, означает борьбу неизменную — шаг за шагом, пункт за пунктом — против разрушительных действий сил уничтожения и упадка, чтобы вырвать из их крепких объятий все, что способно откликнуться к восходящему порыву, к просветлению, к чистоте и стабильности. Это слабо различимая и упорная борьба, чаше всего без какого-либо явного результата или внешнего признака частичной победы, которая была выиграна, и всегда неопределенная — ибо всегда оказывается, что работу, которая уже сделана, необходимо переделать. Каждый шаг вперед, где бы то ни было, чаше всего оказывается сделанным ценою движения назад, и то, что сделано в один из дней, может быть не сделано на следующий. И действительно, победа может быть уверенной и прочной, только когда она является полной. Все это требует времени, много времени, и проходят годы в неумолимом и нарастающем противодействии враждебных сил.
Все это время сознание стоит на страже, как часовой в окопе, — вы должны, должны любой ценой, без волнения и страха или снижения бдительности сохранять непоколебимую веру в миссию, которая будет доведена до завершения, и в помощь свыше, которая вдохновляет и поддерживает вас. Ибо победа придет только к наиболее выносливому.
Есть также и другой способ победы над страхом смерти, но его в состоянии достичь столь немногие, что здесь о нем можно упомянуть лишь в целях информации. Для этого необходимо войти во владения смерти обдуманно и сознательно, пока ты находишься еще живым, а затем вернуться из этих владений и снова войти в физическое тело, возобновляя ход материального существования с полным знанием. Но для этого человек должен быть посвященным.
***
Шри Ауробиндо
Вместе с привязанностью к телу и его деятельности необходимо преодолеть привязанность к жизни в теле. Ибо когда мы ощущаем, что физическое существо есть не что иное, как одежда или инструмент, страх смерти тела, который является сильнейшим и неистовым инстинктом витального человека, со всей необходимостью ослабевает и может быть отброшен. И он должен быть отброшен полностью. Страх смерти и неприязнь к прерыванию жизни тела являются клеймом, наложенным на человеческое существо его животным происхождением. Это пятно позора должно быть стерто окончательно и бесповоротно.
Боязнь Бога
Шри Ауробиндо
Значимость эта [мотивации боязни Бога] лежит главным образом в этической плоскости, когда душа еще не в достаточной степени взросла, чтобы следовать добру по своей собственной необходимости, и нуждается во влиянии свыше, чьего гневного, безжалостного и бесстрастного суждения она может бояться и на чьем страхе основывать свою преданность добродетели. Когда же мы взрастем в духовное состояние, мотивация к этому может больше не сохраняться в нас, за исключением определенной потребности в ней из-за некоторой неразберихи в уме, затяжки этой неразберихи, некоторого упорства прежней ментальности... И, более того, взрасти в божественную природу значит осуществить конечную цель этического существа. Все это может быть сделано наилучшим образом путем осознания Бога в качестве высшего «Я», руководящей и направляющей Воли или Мастера, которого мы любим и которому мы служим. Не боязнь его, но любовь к нему и устремление к свободе и вечной чистоте его существа должны стать движущим мотивом.
Конечно же, страх проникает во взаимоотношения хозяина и слуги и даже отца и сына, но только когда они, эти взаимоотношения, пребывают на человеческом уровне, когда образ властвования и подчинения, и наказания господствует в них, а любовь вынуждена в большей или меньшей степени прятаться за маской власти. Бог никого не наказывает, даже как Властитель, не угрожает и не принуждает к подчинению. Именно человеческая душа вольна прийти к Богу и предложить себя его неодолимой силе, чтобы он мог овладеть ею и поднять ее на его собственный божественный уровень, и дать ей радость совершенного владения конечной природы посредством Бесконечного и радость служения Всевышнему, посредством которого приходит свобода от эго и низшей природы. Любовь является ключом этих взаимоотношений, а это служение — дасья [6] — является в индийской Йоге счастливым служением божественного Друга или страстным служением божественному Возлюбленному. Властитель миров, который в Гите [7] требует от своего слуги — бхакты [8] — быть не чем иным в жизни, кроме как его инструментом, делает это заявление как друг, как наставник, как высшее «Я», и описывает себя как Господина всех миров, являющегося другом всех творений. Эти два отношения одного к другому в действительности должны идти всегда вместе, и никогда одно из них не может быть совершенным без другого. Кроме того, здесь нет отцовства Бога, как Творца, который требует подчинения, потому что он есть создатель нашего существа, но отцовство любви, которая ведет нас к теснейшему единению душ в Йоге. Любовь является действительным ключом для обоих, и совершенная любовь несовместима с допущением мотивации страха. Тесная связь человеческой души с Божественным является той самой целью, а страх устанавливает дистанцию между ними и барьер. Даже благоговейный страх и преклонение перед божественной Силой являются признаком этой дистанции между ними и признаком разделения, и они исчезают в тесном и близком единении любви.
Боязнь греха
Шри Ауробиндо
Божественный Учитель говорит Арджуне: «Ты уклоняешься от результатов своих трудов, ты желаешь других результатов и сворачиваешь прочь с правильного пути в жизни, потому что он не ведет тебя к ним. Но эта мысль о трудах и их плодах, желание плодов в качестве побудительной причины трудов, трудов в качестве средства удовлетворения желания являются рабскими узами невежества, которое не знает, что собой представляют труды, что является их истинным источником, их действительным действием, их высшей пользой... Ты боишься многого, боишься греха, боишься страдания, боишься ада и наказания за грехи, боишься Бога, боишься этого мира, боишься грядущего, боишься самого себя. Что есть такого, чего ты не боишься в настоящий момент, ты — воин-Арий, главный герой мира? Эта боязнь есть великий страх, который осаждает все человечество, его боязнь греха и страдания сейчас и в будущем, его боязнь всего в мире, чьей истинной природой является невежество, боязнь Бога, чье истинное существо он также не видит и чье космическое назначение он не понимает. Моя Йога освободит тебя от великого страха, и даже малая часть ее принесет тебе освобождение. Когда однажды ты отправишься по этому пути, то обнаружишь, что здесь нет потерянных шагов; каждое ничтожное движение будет приращением; ты не найдешь препятствий, что помешают тебе в твоем продвижении».
Смелое и безусловное обещание и только одно обещание, которому преграждает дорогу наполненный страхами и сомнениями ум и которому не могут придать твердую уверенность камни преткновения на всех его тропах. Масштабная и полная истина этого утверждения не видна до тех пор, пока вместе с первыми словами послания Гиты мы не прочитаем последние: «Оставь все законы поведения и прими убежище во Мне одном; Я освобожу тебя от всякого греха и зла; не печалься ни о чем».
Описание начинается не с этих глубоких и волнующих слов Бога к человеку, а в значительной степени с первых насущных лучей света на пути, направленных не к душе, подобно тем словам, но к интеллекту. Не Друг и Любящий человека говорит первым, но Руководитель и Учитель, который должен освободить его истинное «я» и природу мира, и начала его собственного действия от его невежества. Ибо именно потому, что он действует невежественно, посредством заблуждающегося интеллекта, а следовательно, в таком случае и посредством заблуждающейся воли, человек связан, или кажется связанным своими действиями. В противном случае действия не являются рабскими узами для свободной души. Именно благодаря заблуждающемуся интеллекту человек возлагает надежды и приобретает страх, гнев и печаль, и скоротечную радость. В противном случае осуществлять действия возможно с совершенным спокойствием и свободой.
Заключение
Мать
Нет ничего такого, чего нужно бояться, — все есть Господь; нет ничего больше, кроме Господа; существует только один Господь, и все, что пытается запугать нас, есть всего лишь только глупая и лишенная смысла обманчивая внешность Господа.
***
Мать
Мое дитя может не бояться.
***
Мать
Чего может бояться тот, кто принадлежит Божественному? Может ли он не идти вперед, если душа его раскрывается и его чело озарено, если Божественное следует за ним на его пути, что бы с ним ни случилось, даже если это совсем непостижимо для его ограниченного разума?
Дополнение — следующие два препятствия на пути к прогрессу
Мать
...очень редко случается, когда у того, кто готов, кто без сомнения предназначен для реализации, в определенный момент своей жизни, даже если и на несколько секунд, нет опыта того, что эта реализация собой представляет. Но даже тем, чья судьба определена, приходится бороться мощно и решительно с этими «нечто», которые, как кажется человеку, он подхватывает прямо из воздуха, которым дышит, — с этим страхом, этим ужасом от того, что может случиться. А это настолько глупо, ибо при окончательном анализе судьба каждого индивида — та же самая: вы рождены, вы более или менее удовлетворительно живете и вы умираете. Затем вы ждете определенное время и опять рождаетесь, опять более или менее удовлетворительно живете и опять умираете, и так далее до бесконечности, пока не почувствуете, что уже достаточно всего этого.
Какой страх? Страх выпасть из колеи? Страх стать свободным? Страх не быть больше заключенным?
И, кроме того, когда у вас будет достаточно мужества, чтобы все это преодолеть, когда вы скажете себе: «Пусть случится все, что сможет случиться! Нет ничего, что можно потерять», — тогда вы станете осторожным, вы станете интересоваться: если это разумно, если это правильно, если все это не иллюзия, если все это не ваше воображение, если всему этому есть вполне реальная причина... И будьте внимательны, это недоверие кажется столь глупым, но столкнуться с ним придется даже самым сообразительным, даже тем, кто уже повторно получал убедительные переживания...
Но даже тогда, когда эти два препятствия уже преодолены вами, когда переживания ваши настолько сильны, что у вас больше уже нет сомнений, сомнения становятся невозможными — подобно сомнению в собственной жизни — даже и тогда остается что-то ужасное, ограниченное, иссушающее, разъедающее: скептицизм. И он основан на человеческой гордыне. Вот почему он сохраняется столь долго. Вы хотите думать, что вы — выше всего этого: «О, я не из тех, кто попадает в этот капкан! Я — рассудительный человек. Я вижу все с практической точки зрения. Меня не так-то легко обмануть». Это ужасно!.. Это отвратительно, но это и опасно...
Когда вы уже действительно приобрели достаточно опыта и хотите, чтобы все было по-другому, тогда у вас появляется определенное мужество, сила, способность к победе над этим тремя ужасными врагами — страхом, сомнением и скептицизмом. Но повторяю, будет недостаточно, если в один прекрасный день вы сядете, понаблюдаете за собой и сразитесь с этими тремя врагами внутри себя только один раз. Вы должны продолжать делать это снова и снова, продолжать в известном смысле, как кажется, почти без конца, до тех пор, пока не будете уверены, что избавились от всего этого полностью. В действительности вы, вероятно, никогда целиком не избавитесь от этого, но придет время, когда внутри вас самих вы станете настолько другим, что вас уже больше все это не будет затрагивать совсем. Вы будете видеть все это, но будете видеть все это с улыбкой, и они удалятся просто от вашего жеста туда, откуда они пришли, по всей видимости, слегка измененными, слегка ослабленными, менее стойкими, менее агрессивными — до того времени, когда Свет станет настолько мощным, что вся темнота исчезнет.
***
Шри Ауробиндо
Путь [к реализации] узок, двери трудно преодолимы, страх, недоверие и скептицизм пребывают там, часовые Природы не позволяют нашим ногам сворачивать с пастбищ менее обыкновенных.
[1] Агни (огонь) — ведическое божество огня; проявление Таласа, космической Энергии, Сознания Истины или божественной Воли в творении; один из первоэлементов материальной вселенной.
[2] Сурья — Солнце, Бог Солнца, Владыка истины и света, испускающий лучи знания, которые просветляют ум.
[3] Йогин — практикующий йогу — духовную дисциплину.
[4] Йога — единение, соединение; единение души с бессмертным бытием, сознанием и блаженством Божественного; систематизированные усилия, направленные к самосовершенствованию за счет выражения потенциальных способностей, скрытых в человеческом существе, и за счет единения человеческого индивида с вселенским и трансцендентным существованием.
[5] Брахман — Абсолют, Дух, Высшее Существо; Душа, поднимающаяся вчеловеке из подсознательного и достигающая сверхсознательного.
[6] Дасья — служение.
[7] Гита, или Бхагавад Гита (Песнь Господа) — священное писание, приводимое как эпизод в Махабхарате (древнеиндийская эпическая поэма), в форме диалога, произошедшего на поле битвы Курукшетра, между Кришной и Арджуной.
[8] Бхакта — любящий и преданный Божественному; святой, благочестивый.