Сельское хозяйство не может обойтись без государственной поддержки.
Особая роль государства в развитии аграрной сферы объективно обусловлена рядом причин.
Во-первых, сельское хозяйство занимает особое место в общественном разделении труда, поскольку здесь создаются продукты, составляющие необходимые жизненные блага, прежде всего, продовольствие. Ни одно государство не может не заботиться об обеспечении населения этими благами и потому должно контролировать их производство и распределение.
Во-вторых, в силу специфики аграрного производства исторически сложилось так, что сельхозпроизводители - более мелкие, разрозненные, их производство более рискованное (ввиду зависимости от природных условий), они имеют относительно низкий конкурентный потенциал по сравнению с партнерами из других сфер экономики и потому для выживания на рынке нуждаются в государственной опеке
В-третьих, решение в интересах роста сельскохозяйственного производства макромасштабных проблем (освоение новых территорий, строительство каналов, дамб, оросительных систем и т.д.) требует больших долгосрочных капиталовложений, которые не под силу даже крупным частным компаниям и потому должны осуществляться или полностью за государственный счет, или при значительном государственном участии.
Таким образом, активная аграрная политика государства является необходимым условием нормального развития сельского хозяйства в любой стране. Однако в зависимости от конкретно-исторических условий круг и характер задач, которые должно решать государство по отношению к сельскому хозяйству, различны. Их можно подразделить на стратегические (долговременные) и тактические, связанные с особенностями социально-экономической и политической ситуации в тот или иной период.
Основной стратегической задачей государственной аграрной политики является поддержание такого уровня сельскохозяйственного производства, чтобы в достатке удовлетворять потребности населения в продовольствии и других потребительских товарах, сырье для которых поставляет сельское хозяйство. Эта задача имеет и второй аспект - продовольственную безопасность страны, ее независимость от внешнего мира.
Из этой главной двуединой задачи государства в области сельского хозяйства вытекает целый ряд более конкретных задач, которые также носят долговременный, стратегический характер:
- содействие научно-техническому прогрессу и росту эффективности производства в сельском хозяйстве;
- поддержание эквивалентности в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством;
- обеспечение доходов и социальной защиты сельхозпроизводителей на таком уровне, чтобы они были заинтересованы трудиться в аграрном секторе;
- защита отечественных производителей от внешней экспансии со стороны экспортеров, содействие им в обеспечении конкурентоспособности на мировом рынке.
Что касается текущих (тактических) задач аграрной политики, то они по своему характеру могут быть самыми разными и меняться в зависимости от различных обстоятельств, например, погодных условий года, резких изменений конъюнктуры на мировом рынке и т.д.
При характеристике аграрной политики государства наряду с определением задач следует отметить и методы ее реализации. Их можно подразделить на: административно-правовые и экономические.
К первым (административно-правовым) относятся законы и другие юридические акты, принимаемые различными ветвями государственной власти, которые регламентируют деятельность предприятий, организаций, отдельных физических лиц, их отношения с государством и друг с другом.
В качестве примеров административных рычагов можно назвать законы: о плате за землю, о видах и ставках налогов, лицензии, запреты на ведение того или иного вида деятельности;
К экономическим методам относятся предоставление кредитов, дотации, бюджетные инвестиции, налоговые льготы и т.п.
Единый сельскохозяйственный налог‚ порядок его исчисления и уплаты.
ЕСХН регламентируется Налоговым кодексом РФ: Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы. Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Налоговым Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. (Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.)
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Порядок исчисления и уплаты ЕСХН:
1. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.
3. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.
4. Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
5. Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктом 1 статьи 346.10 настоящего Кодекса.
6. Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
Земельный налог‚ порядок его исчисления и уплаты.
Глава 31. Земельный налог НК РФ.
Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база
1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего НК РФ.
2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговый период.
1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговая ставка
1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).