Примерные темы контрольных работ по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт гуманитарных и социальных и наук

 

Кафедра философии

 

Утверждаю: Зав. кафедрой философии _______________ А.Г. Троегубов «___»____________ 2014 г.  
Регистрационный номер: ________________________

 

 

Методические указания по самостоятельной работе

 

по дисциплине

Философские проблемы науки

И техники

 

Уровень профессионального образования: магистратура

Направления подготовки: 380404 Государственное и муниципальное управление

 

Профиль подготовки: Региональное управление

Квалификация выпускника: магистр

Форма обучения: заочная

 

 

Тула 2014 г.

 

Процесс формирования новой парадигмы отечественного образования является частью общекультурного процесса, охватывающего мировое образование в целом. Одним из итогов стало появление новой дисциплины – «Философские проблемы науки и техники» (в других вариантах – «Философия науки», Философия науки и образования», «Современные философские проблемы науки и техники и т.п. и т.д.), изучение которой предусмотрено для подготовки магистров и аспирантов всех специальностей.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, с учетом потребностей и возможностей личности. Учебно-воспитательный процесс должен развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- уровень освоения учебного материала;

- полнота представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;

- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по самостоятельной работе контрольный вопрос;

- оформление отчетного материала (контрольной работы) в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями.

Поскольку для студентов ТулГУ, обучающихся по программе «Магистратура» учебным планом по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» не предусмотрены практические занятия (семинары), то особое внимание следует уделить самостоятельной подготовке по следующим направлениям: написанию контрольной работы, освоению лекционного материала и подготовке к сдаче зачета.

Изучение дисциплины предполагает рассмотрение трех основных тематических блоков: общая философия науки, история науки, философские проблемы конкретных наук. Литература, используемая для самоподготовки, должна включать указанные разделы.

Для более глубокого изучения теоретических основ дисциплины «Философские проблемы науки и техники», а также приобретения навыков научно-практической, научно-исследовательской работы рекомендуется:

активная работа на лекциях (запись лекции), подготовка собственных конспектов, анализ источников, изучение монографий;

самостоятельная работа с учебниками и научной, периодической справочной литературой, электронными источниками информации;

написание научных статей, тезисов с использованием приобретенных знаний и навыков по методологии науки.

Целью организации самостоятельной работы по дисциплине является получение глубоких дополнительных знаний о предметной области и приобретение умений по основам самостоятельной работы.

В ходе самостоятельной работы студентам рекомендуется следующее. Вначале изучаются теоретические вопросы по соответствующей теме с проработкой как конспектов лекций, так и учебников. Особое внимание следует обратить на основные понятия и определения. Затем нужно самостоятельно разобрать рассмотренные в лекции или в тексте примеры, выясняя в деталях практическое значение теоретического материала. После чего еще раз проанализировать все вопросы, относящиеся к теории.

Полученные знания и умения в процессе самостоятельного изучения дисциплины должны привить студентам навыки работы с научной и учебной литературой, развить способности к использованию категориально-понятийного общенаучного аппарата.

Основные формы реализации самостоятельной работы

- изучение научной и учебно-методической литературы. В качестве базовой литературы можно использовать первоисточники, монографии, другую научную литературу, учебники и учебные пособия, согласно приведенному списку (см. п. 9.2. – 9.4 Рабочей программы);

- любые другие источники информации, такие как электронные учебники, обучающие и энциклопедические wеb-сайты, публикации журналов и конференций.

Форма контроля знаний - устное собеседование с преподавателем (контрольные вопросы), написание контрольной работы, сдача зачета.

Указания по выполнению контрольной работы.

Важным компонентом подготовки по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» является написание контрольной работы по избранной теме из рекомендуемого списка. Примерная тематика приведена в издании: Юрков С.Е. Философские проблемы науки и техники: учебно-методическое пособие / С.Е. Юрков. – Тула: Издательство ТулГУ, 2012. – 70 с. – ISBN 978-5-7679-2234-5 (имеется в библиотеке ТулГУ, читальный зал гуманитарной литературы), также приведена ниже. Тема контрольной работы согласовывается с научным руководителем.

Контрольная работа должна показать знание источников по философии науки, выявить степень философской культуры студентов, их умение применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.

Промежуточная аттестация (зачет) производится в форме тестирования. Содержание вопросов строится на основании основных проблематик и ключевых понятий курса, на что делается акцент в процессе чтения лекций. Общая оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, набранных студентом по результатам промежуточной аттестации, посещения лекций, ответам на контрольные вопросы, написания контрольной работы. Контрольная работа должна быть представлена к рецензированию не позднее, чем за неделю до начала зачетной (экзаменационной) сессии.Контрольная работа должна соответствовать профилю изучаемой дисциплины, при этом рекомендуется скоординированность избираемой темы и специализации обучения студента, и включать: титульный лист (оформленный согласно требованиям), содержание, текстовую часть (по параграфам или разделам), заключение, список использованной литературы. Объем – не менее 24 страниц, кегль 14, шрифт – Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5.

Ниже приводится список рекомендуемой тематики контрольных работ, а также перечень контрольных вопросов.

Примерные темы контрольных работ по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»

1. Наука как познавательная деятельность, система знаний, социальный институт и особая сфера культуры.

2. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющимся социокультурном контексте.

3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.

4. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.

5. Позитивистская традиция в философии науки.

6. Концепция науки К. Поппера.

7. Концепция развития науки Т. Куна.

8. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

9. Концепция личностного знания М. Полани.

10. Развитие науки в концепции П. Фейерабенда.

11. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

12. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

13. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

14. Научная рациональность.

15. Структура научного познания.

16. Наука и философия.

17. Наука и искусство.

18. Специфика понятийного аппарата философии науки.

19. Наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила.

20. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

21. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки.

22. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

23. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

24. Развитие логических форм научного мышления в средневековых университетах. Западная и Восточная средневековая наука.

25. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия.

26. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

27. Мировоззренческая роль классического естествознания в новоевропейской культуре. Основные положения Ньютоновской механистической картины мира.

28. Зарождение и развитие научных представлений о единстве мира и эволюционных идей в XIX - начале XX вв. Значение в этом трудов М.Фарадея, Д. Максвелла, М. Шлейдена, Т. Швана, Ю. Майера, Д.Джоуля, Э. Ленца, Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина.

29. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.

30. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.

31. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Философская герменевтика.

32. Использование социологических методов в социально-гуманитарных науках. Современная социометрия и структурно-функциональный анализ.

33. Применение социальной диалектики в анализе исторического процесса.

34. Научный анализ деятельности как основы и специфического способа существования социального.

35. Исследование общества как совокупности присущих ему свойств.

36. Типы научных теорий, их основные функции.

37. Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики.

38. Основания науки, их современные модели. Идеалы и нормы исследования.

39. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции.

40. Динамика научного знания, модели роста.

41. Теоретические модели, их основные характеристики и роль в познании явлений действительности.

42. Обоснование закона как главная цель теоретического исследования.

43. Характеристика развитой (зрелой) научной теории. Классификация языков науки.

44. Проблемные ситуации в науке, их основные признаки. Соотношение проблемы, гипотезы и теории.

45. Преемственность в развитии научных знаний, ее сущность и объективная основа. Традиции и новаторство. Редукционизм в научном познании.

46. Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования.

47. Дифференциация и интеграция наук как закономерность их развития. Ускорение развития наук.

48. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации в современной науке.

49. Теоретизация и диалектизация науки. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.

50. Понятие метода научного исследования и методологии. Классификация методов.

51. Соотношение эмпирических, теоретических и общелогических методов и приемов исследования.

52. Эмпирический, теоретический и методологический уровни научного исследования.

53. Проблемы понимания и объяснения в научном познании.

54. Взаимодействие традиций и новаторства в развитии науки.

55. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций.

56. Внутри дисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке.

57. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Роль философских категорий в освоении новых типов системных объектов. Прогностическая функция философского знания.

58. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знания.

59. Глобальные революции и смена типов научной рациональности. Сущность классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности.

60. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

61. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.

62. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

63. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.

64. Изменение мировоззренческих ориентации (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

65. Этос науки. Этические проблемы современной науки.

66. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.

67. Синхронный и диахронный способы передачи научных знаний. Коммуникация и трансляция как типы научного общения. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

68. Наука и экономика.

69. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

70. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

71. Понятие «социальная» и «гуманитарная» наука. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

72. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

73. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Включенность их сознания, систем их интересов и ценностей в объект исследования социально -гуманитарных наук.

74. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант, В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, К.Поппер.

 

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля успеваемости

Контрольные вопросы формулируются с целью обеспечения текущего контроля успеваемости студентов и выборочно (по схеме «летучего контроля») предлагаются преподавателем в начале или в конце лекционного занятия, по тематике предшествующей лекции. Количество баллов за 1 правильный ответ – 4 балла, общая возможная сумма набранных студентом баллов – до 20 баллов.

 

1. Дайте определение науки.

2. Чем обусловлены трудности в выработке единого, универсального определения науки?

3. Приведите пример современной классификации наук по группам (соответственно их типам научной рациональности).

4. В чем различие трансцедентально-аналитического и синтетически-обобщающего подходов к интерпретации науки?

5. В чем заключается специфика научного подхода (методов) в исследовании объектов, в отличие от прочих видов познания?

6. Перечислите основные критериальные признаки научного знания.

7. Перечислите основные модели интерпретации процесса развития научного познания (их три).

8. В чем особенность эмпиризма как объясняющего подхода к развитию науки?

9. В чем особенность теоретизма как объясняющего подхода к развитию науки?

10. В чем особенность проблематизма как объясняющего подхода к развитию науки?

11. Как представляется наука с позиций философского метода?

12. Перечислите ключевые принципы, сформулированные Р. Мертоном в качестве этических критериев научной деятельности (всего их четыре).

13. Что означает императив универсализма в научной деятельности?

14. Что означает императив коллективизма в научной деятельности?

15. Что означает императив бескорыстия в научной деятельности?

16. Что означает императив организованного скептицизма в научной деятельности?

17. В чем заключается прогностическая функция философии по отношению к науке?

18. В чем причины обращения представителей научного знания к знанию философскому?

19. Что такое универсалии культуры (в рамках которой функционирует и наука)?

20. Перечислите основные компоненты, входящие в состав оснований науки.

21. Какие компоненты входят в структуру познавательных идеалов и норм исследовательской деятельности?

22. Какие основные компоненты входят в структуру научной картины мира?

23. Какие функции выполняет научная картина мира?

24. В чем причина исторической перестройки научных идеалов и норм исследования?

25. Что позволяет характеризовать определенную ситуацию в развитии науки в качестве научной революции (основные признаки)?

26. Сколько было научных революций и какие научные картины мира они воссоздавали?

25. Укажите основные типы научных революций.

26. В чем принципиальное отличие научного открытия и научного обнаружения новых знаний?

27. Кто из представителей научного мира впервые подчеркнул значение традиций в эволюции науки?

28. Что выделяет К. Поппер в качестве главного стимула роста научного знания?

29. Что такое «научно-исследовательская программа» и каково ее место, согласно И. Лакатосу, в ходе эволюции научного знания?

30. Какому понятию отводит ведущую роль в развитии науки Т. Кун? Объясните смысл этого понятия.

31. «Анархизм» научных методов, «пролиферация теорий»… Что понимает П. Фейерабенд под этими принципами?

32. Приведите примеры типологизаций научных традиций.

33. Что означает интернализм как движущий фактор развития науки?

34. Что означает экстернализм в понимании эволюции научных знаний?

35. В чем различие кумулятивистской и анти-кумулятивистской схем в интерпретации прогресса науки?

36. Объясните смысл концепции «монтажа» и концепции «пришельцев», используемых для описания логики научного открытия.

37. Какие на сегодняшний день сложились варианты в отношении проблемы оформления собственно научного знания?

38. Перечислите основные характерологические черты древневосточного знания.

39. В какой период существования научного знания сложились такие ее необходимые признаки, как идеализация теоретических объектов и рационально-понятийный способ доказательства?

40. Почему Аристотель полагал изучение естественных, наблюдаемых объектов природы малодостойным занятием?

41. Перечислите основные характерологические особенности Средневекового научного знания.

42. Почему практику средневековых алхимиков проблематично приравнивать к практике постановки естественнонаучных экспериментов эпохи классической науки?

43. Что являлось опорной базой для выбора метода исследования в Эпоху Средневековья?

44. Какая роль принадлежит Н. Копернику в радикальном изменении взглядов на устройство Космоса?

45. Перечислите главные научные открытия, давшие импульс первой научной революции.

46. В чем состоит вклад Галилея в развитие классической науки?

47. В чем смысл идеи «мысленного эксперимента », используемого Галилеем?

48. Какая из научных дисциплин признавалась фундаментальной для прочих отраслей наук в эпоху классики, и какую картину мира она оформила?

49. Что означает понятие «жесткий детерминизм »?

50. Перечислите основные черты, свойственные установкам познания классической науки.

51. Укажите главные особенности, отличающие установки неклассической науки от классической.

53. Расшифруйте смысл понятия «вероятностный» или («статистический») детерминизм.

54. Какую научную картину мира и связи с развитием каких новых дисциплин, сформировала неклассическая наука?

55. Какая научная революция, будучи внутридисциплинарной, не положила начала новому периоду в истории науки (т.е. классическому, неклассическому или постнеклассическому)?

56. Укажите специфические черты современной постнеклассической науки.

57. Что такое синергетика? Что означает данный термин и кто его автор?

58. Что означают термины «аттрактор», «энтропия» в синергетике?

59. Что такое «антропный принцип », признанный современной наукой в отношении устройства Вселенной? Дайте формулировку его «сильного» и «слабого» вариантов.

60. Какие из научных дисциплин (отраслей) являются по актуальности лидирующими в рамках эпохи постнеклассической науки?

61. В чем причина того, что техническое знание относительно долго не признавалось научным?

62. Какие схемы образуют теоретический уровень научно-технического знания? (их три).

63. Перечислите и расшифруйте преимущественные методы технического исследования.

64. Укажите историческое происхождение термина «техника» и расшифруйте смысл основных подходов к его современному пониманию.

65. В чем заключается смысл и принцип технической деятельности, согласно К. Ясперсу?

66. Кого принято считать основателем философии техники?

67. Обладают ли технические артефакты (т.е. искусственно воссоздаваемые техникой объекты) ценностной нагруженностью? Вспомните аргументы в пользу и против данного тезиса.

68. В чем отличие инженерной деятельности в сравнении с деятельностью просто технической?

69. Что означают понятия креативности и эвристичности в качестве компонентов методологии инженерной деятельности?

70. Когда и в связи с чем возникает инженерная деятельность? (укажите примерный исторический период).

71. Методологическим основанием технической деятельности в исторической древности, как прототип современного инженерного проекта выступал…. (что?)

72. Поясните, что означают представления о приспособительном и агрессивно-наступательном характере использования техники.

73. Укажите, в какой исторический период техника сращивается с наукой. В каком веке техника образует самостоятельный класс научных дисциплин?

74. Расшифруйте термины «технократизм», «анти-технократизм», «технократия».

75. В чем, согласно подходу ряда философов (напр., Н. Бердяев, С. Франк, Г. Маркузе), заключаются негативные стороны технократизма?

76. Как понимаются термины «сигнал» и «информация» в информатике?

77. Какой методологический подход доминирует в информатике?

78. Сформулируйте причины, по ряду которых возникает обращение к решению проблемы информационной безопасности.

79. Укажите основные черты, характеризующие современное общество в качестве информационного.

80. В чем заключаются специфические черты виртуальной реальности (а сравнении с реальностью «субстанциональной», вещественной)?

81. Возможно ли погружение в виртуальную реальность вне компьютерных сетей? В чем различие «сильного » и «слабого » погружения в виртуальный мир?

82. Воспроизведите историю применения и изменения смыслов термина «виртуальный» (virtus) в различные эпохи существования культуры.

84. Укажите количество информационных революций и причины, обусловившие, каждую из них.

85. Перечислите негативные факторы воздействия виртуальной среды на жизнь человека и современной культуры в целом.

86. Перечислите позитивные факторы воздействия виртуальной среды на человека и развитие современной культуры.

87. Какие программные цели в настоящее время преследуют разработки в области построения искусственного интеллекта?

88. В чем заключается специфика объекта гуманитарных наук (в отличие от естественных)?

89. Согласно В. Виндельбанду и Дильтею, методом исследования объектов в гуманитарных дисциплинах (науках о человеке и культуре) должен быть метод… (какой)?

90. В чем состоит особенность понимания пространства и времени в социальном подходе

(т.е. отличие социального пространства и времени от их интерпретации в естественных науках)?

91. Что означает философско-антропологический подход как методологическое основание современного социально-гуманитарного знания?

92. По какому основанию различаются между собой социальные и гуманитарные науки?

93. Как себя проявляют ценностные ориентации в науке вообще и в социально-гуманитарных науках, в частности?

94. Расшифруйте понятия эвристических и неэвристических ориентаций в ценностных факторах научного знания.

95. В силу каких причин, по мере развития и совершенствования коммуникационных технологий (от книгопечатания до компьютерных сетей), диалог и понимание становится возрастающей проблемой?

96. Что означает понятие «герменевтического круга» в процессе восприятия текста?

97. Перечислите и раскройте смысл «канонов интерпретации » (в интерпретации текстов), сформулированных Э. Бетти (всего их четыре).

98. Как проявляет себя герменевтика в качестве методологии современного социально-гуманитарного знания?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: