Общие учебные умения, навыки и способы деятельности




РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на ос­нове овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает уча­щимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, за­крепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, вла­деющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Задачей обучения в 10 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиро­вать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографи­ческие и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориен­тировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего норма­ми литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, - составлена на основе требований фе­дерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образо­вания базового уровня. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федера­ции предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полно­го) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в 10 классе - 35 часов (1 час в неделю).

В 10 классе отводится для проведения:

- практических работ - 3 часа;

- контрольных работ - 3 часа.
Цели обучения:

 

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;" овладение культурой межнационального общения;

• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оце­нивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и мо­делировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности2.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой дея­тельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятель­ности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками исполь­зования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуаль­ные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извле­кать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, само­оценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точ­
ки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

■ использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-рефе­ративное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электрон­
ном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-
культурной и деловой сферах общения.

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­
ческие нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;

■ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной
речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаи­
модействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства3.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия:

1. Греков, В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.
ков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

2. Раман, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл,:
к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,
Л. А. Четко / Т. В. Раман. -М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»),

3. Рамам, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 11 кл.:
к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,
Л. А. Чешко / Т, В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»).

4. Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику
В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учи­
тель, 2011.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Антонова, С. В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая
тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -
М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Антонова, С. В. Русский язык: задания типа А Единого государственного экзамена: рабочая
тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -
М.: Вентана-Граф, 2008.

3. Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая
тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -
М.: Вентана-Граф, 2008.

4. Антонова, С. В. Русский язык: задания типа В Единого государственного экзамена: рабочая
тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. -
М.: Вентана-Граф, 2008.

5. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи: тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М.:
Дрофа, 2008.

6. Гостева, Ю. Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / Ю. Н. Гостева,
В. В. Львов. - М.: Экзамен, 2010.

7. Дунаев, А. И. Культура речи: тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Ду­
наев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. - СПб.: САГА: Азбука-классика, 2008.

8. ЕГЭ 2010. Русский язык: сборник экзаменационных материалов / авт.-сост. И. П. Цыбуль-
ко [и др.].-М.: Эксмо, 2010.

9. Единый государственный экзамен. 2010. Русский язык. Универсальные материалы для под­
готовки учащихся / сост. В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, И, П. Цыбулько. - М.: Интеллект-Центр,
2011.

 

10. Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста: пособие для подготовки к Единому государ­
ственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб.: САГА: Азбука-классика, 2008.

11. Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: пособие для
старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.

12. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма-
лгошкин. -М.: ТЦ «Сфера», 2009.

13. Русский язык в школе: журн. - 2007. - № 5.

14. Русский язык. Решение сложных задач / авт.-сост. Ю. Н. Гостева [и др.]. - М.: Интеллект-
центр, 2010. - (Отличник ЕГЭ).

15. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык / авт.-сост.
И. П. Цыбулько [и др.]. -М.: Астрель, 2011.

16. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по рус­
скому языку /И. П. Цыбулько [и др.]. -М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2011.

Словари:

1. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -
5-е изд. -М.: Просвещение, 2003.

2. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жу­
ков. -М.: Просвещение, 2008.

3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М.: Просвещение, 1984.

 

4. Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин,
Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. -2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1999.

5. Лекант, П. А. Школьный орфографический словарь русского языка / П. А. Лекант,
В. В. Леденева. - М.: Просвещение, 2006.

 

5. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: пособие для учащихся /
М. Р. Львов. -М.: Просвещение, 1981.

6. Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка: по произведениям
русских писателей XVIII -XX вв. /Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская.-М.: Просвещение, 1996.

7. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Ма­
тюшина. - М.: Просвещение, 2006.

8. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. -
2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1991.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использо­вание следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. Русский язык. 10-11 классы. Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. М. Божко
[и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Сетевой тестовый
контроль).

2. Русский язык. 10-11 классы: материалы к урокам, тестовый контроль, дидактические ма­
териалы / Л. Н. Козырева, Т. В. Черницына. - Волгоград: Учитель, 2011. - 1 электрон, опт.
диск (CD-ROM). - (Учебйо-методический комплекс).

3. Русский язык. 10-11 классы: тесты для учащихся / сост. Н. М. Божко [и др.]. - Волгоград
Учитель, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Проверь себя. Те.сты).

4. Подготовка к ЕГЭ. Математика. Русский язык: система подготовки. Тренировочные
задания. Ответы и решения / сост. А. В. Борзенков [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. -
1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Абитуриентам и старшеклассникам).

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ урока Тема урока Тип урока Дата Элементы содержания Домашнее задание Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Вид контроля
               
  Введение (3 часа)  
  Русский язык в современном мире Урок усвоения новых знаний 5.09 Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка Упр.3 Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять микротемы текста Объяснительный диктант
  Стили и типы речи Повторительно-обобщающий урок 12.09 Типы речи. Культура работы с текстами разных типов, стилей Упр.10, 15 Отличительные признаки стилей речи. Создание текстов разных типов и стилей речи Лингвистический, орфографический анализ текста
  Понятие о норме литературного языка. Типы норм Урок усвоения новых знаний 19.09 Понятие о языковой норме Упр.24, 25 Основные нормы русского языка и их отличительные признаки Тестовые задания (А12-А18 ЕГЭ)
  Лексика (1 час)  
  Лексика Повторительно-обобщающий урок 26.09 Слово и его ЛЗ. Тропы и фигуры речи Упр.33, 42 Основные понятия лексики, фразеологии. Редактирование текста Тестовые задания (А2 ЕГЭ)
  Орфоэпия (1 час)    
  Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка Р/Р 3.10 Ударение. Допустимые варианты произношения и ударения Упр. 100, 101 Основные понятия орфоэпии; нормы современного литературного произношения Словарный диктант; образование кратких прилагательных, причастий (А2, А10 ЕГЭ)
  Морфемика. Словообразование (8 часов)    
  Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв Урок усвоения новых знаний 10.10 Правила переноса слов. Употребление прописных букв Упр.107, 108 Основные принципы русской орфографии, условия употребления прописных букв Объяснительный диктант, работа с орфографическим словарём. Тестовые задания А1(ЕГЭ)
  Употребление Ъ и Ь Повторительно-обобщающий урок 17.10 Разделительные Ь и Ъ Упр. 111, 114 Условия выбора Ь и Ъ Выборочный диктант
  Состав слова. Основные способы образования слов Повторительно-обобщающий урок 24.10 Морфемный разбор слов. Словообразование Упр. 126, 128 Выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов Тест. Задания (А12-А18 ЕГЭ)
  Правописание гласных в корне слова Повторительно-обобщающий урок 31.10 Морфемы. Чередование корней. Правописание гл.после шипящих и Ц Упр. 138 Алгоритм проверки орфограммы, условия выбора гласных И-Ц после шипящих и Ц Объяснительный диктант, тестовые задания А13 ЕГЭ
  Правописание согласных в корне слова Повторительно-обобщающий урок 7.11 Проверяемые и непроверяемые согл. в корне слова Упр.155 Условия выбора согл. в корне, удвоенные согласные Выборочный диктант, объяснительный диктант
  Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы Повторительно-обобщающий урок 14.11 Приставки ПРЕ- и ПРИ-, буквы Ы-И после приставок Упр. 167, 178 Условия выбора букв Ы/И,З/С в приставках Морфемный разбор слов, тестовые задания А14 ЕГЭ
  Правописание сложных слов. Правила переноса слов. Повторительно-обобщающий урок 21.11 Слитные, раздельные и дефисные написания Упр 188, 190 Основные правила переноса слов, правописание сложных слов Объяснительный диктант, конструирование словосочетаний
  Контрольный диктант по теме «Повторение» Урок контроля знаний 28.11 Основные виды разбора Повторить орфограммы   Диктант с грамматическим заданием
  Морфология (15 часов)  
  Имя существительное Повторительно- обобщающий урок 5.12 Имя существительное как часть речи Упр. 220 Морфологический разбор. Выборочный диктант
15-16 Имя прилагательное Повторительно-обобщающий урок 12.12 19.12 Имя прилагательное как часть речи Упр 244, 254 Признаки прилагательного, разряды, правописание Объяснительный диктант
  Имя числительное Повторительно-обобщающий урок 26.12 Признаки числительного, разряды, правописание Упр.259 Морфологический разбор. Склонение числительных Комплексный анализ текста
18-19 Местоимение Повторительно-обобщающий урок 16.01 23.01 Основные разряды местоимений. Особенности употребления местоимения Упр.266, 272 Морфологический разбор. Правописание местоимений Выборочный диктант, тестовые задания (А12-А18 ЕГЭ)
20,21,22 Глагол Повторительно-обобщающие уроки 30.01 6.02 13.02 Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Наклонение глагола Упр.280, 287, 300 Морфологический разбор. Способы словообразования глаголов Орфографич.и пунктуационный анализ текста, задания В2 ЕГЭ
23-25 Причастие Повторительно-обобщающие уроки 20.02 27.02 5.03 Причастие как особая глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. Упр.306, 309, 321 Признаки глагола и прилагательных у причастий. Морфологический разбор причастий. Н и НН в причастиях Тестовые задания по теме Комментированное письмо
  Деепричастие Повторительно-обобщающий урок 12.03 Деепричастие как особая форма глагола Упр, 327 Признаки деепричастия. Переход в наречия и производные предлоги Комментированное письмо, конструирование предложений
27-28 Наречие Повторительно-обобщающий урок 19.03 26.03 Наречие как часть речи. Правописание наречий. Упр. 330, 347 Признаки наречий. Условия слитного, раздельного, дефисного написания наречий. Объяснительный диктант, тестовые задания по теме
  Контрольная работа Урок контроля знаний 2.04   Ответить на вопросы   Тестовые задания (часть А,В ЕГЭ)
Служебные части речи (3 часа)
  Предлоги Повторительно-обобщающий урок 9.04 Предлог как служебная часть речи. Виды предлогов. Правописание предлогов. Упр.358 Морфологические признаки предлога, условия слитного, раздельного и дефисного написания предлогов Объяснительный диктант, морфологический разбор предлогов
  Союзы Повторительно-обобщающий урок 16.04 Союз как служебная часть речи. Союзы и союзные слова. Правописание союзов. Упр. 361 Морфологические признаки союзов, виды сочинительных и подчинительных союзов Комплексный анализ текста
  Частицы Повторительно- обощающий урок 23.04 Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Упр. 376 Морфологические признаки частиц. Разряды частиц. Комментированное письмо, конструирование предложений
  Повторение и обобщение изученного (5 часов)  
  Итоговый контрольный диктант Урок контроля 30.04        
  Анализ контрольного диктанта Урок коррекции знаний 7.05       Работа над ошибками
35-37 Резервные уроки   14.05 21.05 28.05        
                 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: