Спрос и предложение. Равновесная и рыночная цена. Нарушение равновесия.




Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность.

На спрос оказывает влияние много факторов. Основные из них следующие.

Изменение цены на сопряженные товары. Например, увеличение цены на крупу гречневую приводит к повышению спроса на крупу ячневую, пшено, горох.

Изменение денежных доходов населения. Например, увеличение доходов повышает спрос населения на такие виды продукции, как сливочное масло, сервелат, красная рыба, икра и, наоборот, снижение доходов ведет к уве­личению спроса на овощи, картофель, рыбу минтай, маргарин.

Изменение вкусов покупателей. Более высокое содержание холестерина в мясе свинины ведет к росту потребления мяса птицы.

Изменение числа покупателей. Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детскую одежду, детские дошкольные учреждения.

Изменение в ожиданиях потребностей. Неблагоприятная погода в южных регионах страны повышает спрос на зерно хлебопекарных и макаронных изделий.

Понятие и факторы предложения. Предложение - это объем предложенного товара на рынке. Другими словами - это количество продукции, которое производители готовы выпускать при определенном уровне рыночных цены на эту продукцию.

Закон предложения гласит, что если цена на продукцию снижается, количество этого продукта, поступающее на рынок, - сокращается. Таким образом, между ценой на товар и предложением существует прямая связь.

Факторы, которые оказывают влияние на предложение:

Изменение ресурсных цен. Снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение на зерновые продукты и наоборот.

Изменение технологии. Внедрение новой технологии биологической защиты растений в тепличных комбинатах от вредителей способствовало росту предложения на огурцы и томаты.

Изменение налогов и дотаций. Уменьшение дотаций на продукцию жи­вотноводства приводит к сокращению производства и, как следствие, пред­ложений на молоко и мясо. Увеличение налога на добавленную стоимость ведет к снижению предложения.

Изменение цен на другие товары. Снижение закупочных цен на говядину ведет к росту предложения мяса свинины и птицы.

Изменение числа поставщиков. Увеличение количества садовых и дач­ных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов.

Изменение ожиданий. Например, ожидание снижения курса рубля на ва­лютном рынке, заставляет больше увеличить текущее предложение.

Особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос и предложение, является цена.

Товар реализуется по разным ценам в зависимости от взаимодействия ме­жду продавцом и покупателем, места и времени продаж, от условий сделки, типа рынка, полноты и содержания учтенной ценовой информации и других фак­торов.

Понятие "рыночная цена" не отражает многообразия цен и их содержания в условиях рынка. Рыночную цену элементарно определяют как цену, по кото­рой идет купля- продажа на конкретном рынке. Однако, это понятие достаточно сложное. Рыночная цена формируется под совокупным влиянием спроса и предложения.

В состоянии цены равновесия предлагается приобретается мак­симальный объем конкретного вида товара.

При снижении цены относительно ее равновесного уровня платежеспособ­ный спрос возрастает (проявляется принцип действия закона спроса) и на рын­ке образуется дефицит товара. Если рыночная цена становится в определенный момент выше равновесной, то это вызывает избыток предложения над спросом.

Объем товара, соответствующий равновесной цене, называется равновес­ным количеством товара. Дополнительно к равновесной цене по спросу и пред­ложению следует отметить понятие цена равновесия дохода и издержек, при которой производитель товара, поставляя его на рынок, получает максималь­ную прибыль. При последующем повышении цены снижается объем продаж, что приводит к уменьшению общей прибыли.

Равновесная цена устанавливается в процессе конкуренции на основе со­ответствия спроса и предложения, но это проявляется как тенденция, поскольку формирование цены наряду с.этими факторами одновременно воздействуют инфляция, монополия, государственное вмешательство, а для сельскохозяйст­венной продукции еще и специфические факторы исходя из особенностей про­изводства, сбыта и проявления рыночных отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: