Сбалансированность бюджета и методы ее достижения




Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо, результатом чего является дефицит или профицит бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита бюджета (ст. 2 БК). Следует отметить, что в современном мире практические все государства в той или иной мере сталкиваются с бюджетным дефицитом, появление которого обусловлено следующими причинами: необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; различного рода стихийных бед­ствий, последствия которых ликвидируются за счет дополнительных финансово-бюджетных ресурсов; кризисные явления в экономике (спад производства, неэффективность кре­дитно-денежных связей, отсутствие четкой стратегии в осуществлении экономической политики у прави­тельства, снижение эффективности функционирова­ния всей экономики).

В соответствии со ст. 50 БК источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:

- государственные займы;

- средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;

- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно ст. 51 БК источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:

- бюджетные кредиты;

- займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

- средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;

- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

 

В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв, под которым в соответствии со ст. 2 БК понимается несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.

При образовании временного кассового разрыва государство может принять радикальную меру в виде блокирования, т.е. временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета (ст. 2 БК).

Однако на практике, как правило, используется механизм определения оборотной кассовой наличности и предоставление бюджетного кредита.

В соответствии со ст. 2 БК оборотная кассовая наличность – сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

По формальным признакам бюджетный кредит представляет собой разновидность внутренних долговых активов Республики Беларусь. В то же время, в контексте принятия мер по достижению сбалансированности бюджета бюджетный кредит может рассматриваться и в качестве дополнительной формы финансовой помощи, которой присущи отдельные признаки государственного кредитования. Ст. 2 БК под бюджетным кредитом понимает бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Одним из определяющих элементов бюджетной политики в рамках достижения сбалансированности бюджетов различных уровней являются межбюджетные отношения, под которыми в соответствии со ст. 71 БК понимаются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.

Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов в русле покрытия затрат соответствующих публичных образований. В связи с этим к межбюджетным отношениям относят оказание финансовой помощи, именуемой межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 75 БК межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством.

Ст. 2 БК дает определение дотации и субвенции. Дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета. Субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: